Домой / Интернет / Но и в профессиональной деятельности. Научная электронная библиотека. Классификация духовной деятельности

Но и в профессиональной деятельности. Научная электронная библиотека. Классификация духовной деятельности

Профессиональная трудовая деятельность и профессия. Труд является основным видом человеческой деятельности, который сыграл решающую роль в развитии физических и духовных свойств человека. Рассматривая труд как один из видов деятельности, Г. В. Суходольский выделил два класса - профессиональную и непрофессиональную трудовую деятельность [Суходольский, 2008].

Системообразующим фактором в предложенной классификации выступает понятие профессия . Профессии возникли входе развития общества и появления разделения труда. Ю.В. Котелова определяет профессии как исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества [Котелова, 1986].

Психологи выделяют ряд условий, (или признаков), при выполнении которых можно говорить о специфическом феномене, именуемом «профессия», а также о «профессионале» как носителе этих признаков [Романов, Хван, 1995]:

1. Общественная необходимость данной профессии. Общество в целом, или какая-то его часть, нуждается в некоторой услуге и готова предоставить осуществляющим ее людям определенные жизненные блага, т.е. оплатить ее. Иначе говоря, в основе профессии лежат услуги, оказываемые другим, удовлетворяющие их потребности и, соответственно, имеющие определенную цену.

2. Профессия - это нечто сложившееся исторически. Профессия предполагает, что данный (исторически сложившийся) способ удовлетворения общественной потребности:

а) действует (реализуется) на протяжении некоторого времени (протяженность во времени);

б) осуществляется не одним человеком, а группой лиц - специалистов, владеющих данным способом удовлетворения общественной потребностей;

в) в обязательном порядке воспроизводится во времени.

3. В общественном сознании конкретная профессия представляется в качестве дискретной единицы мира профессий и носителя определенного, только для нее характерного, набора свойств. (Например, при всей близости профессий «столяр-плотник», тем не менее, даже на бытовом уровне они представлены как разные, отдельные профессии). В тоже время профессия как дискретная единица и носитель конкретных свойств, взаимосвязана с другими профессиями. Само существование данной профессии является следствием существования других профессий, отличающихся от данной.

4. Овладение профессией связано с процессом профессиональной подготовки. Любая профессия, - это занятие, которому надо специально учиться, овладевая комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков.

Еще более жестко формулирует это требование Г.В. Суходольский: «любой труд, заниматься которым без подготовки или после кратковременной (от нескольких дней до нескольких месяцев) подготовки может любой здоровый, т.е. трудоспособный человек, должен быть отнесен к не профессиональному труду», а значит, - это не профессия » [Суходольский, 2008, с. 17].

Различия понятий профессия и специальность, профессионал и специалист. Ни в коей мере не ставя под сомнение приоритетность знаний и умений профессионала, считаем необходимым отметить, что на современном этапе развития общества этого уже не достаточно. Прежде всего имеет смысл рассмотреть соотношение двух понятий: специалист и профессионал. Действительно, уже на бытовом уровне, используя понятие «специалист» (например, молодой специалист - выпускник вуза), мы отделяем его от понятия «профессионал», как характеристики человека - мастера своего дела.

По формальным признакам специалист определяется как «человек, обладающий определенными знаниями и навыками в какой-либо отрасли производства, науки, техники, искусства и т.д., имеющий специальность» [Совр. словарь иностр. слов, 1993]. По этим же признакам специальность характеризуется как отдельная «отрасль производства, науки, техники, искусства и т.д.», либо как «область чьей либо деятельности». Анализируя понятие профессионал, мы видим, что он является субъектом профессиональной деятельности, а не просто носителем совокупности знаний и умений. Он владеет профессиональной деятельностью в целом, способен к построению своей профессиональной деятельности, ее изменению и развитию. Таким образом, если специалист, - это некоторая статичная характеристика человека, как «функционального» носителя определенных формальных знаний, умений и навыков, то профессионал - это динамичная характеристика личности, характеризующейся активностью, инициативностью и ответственностью, характеристика человека, не только прошедшего специальную подготовку, но и способного к профессиональному саморазвитию.

Продолжим анализ понятий «профессионал» и «специалист», но уже с позиций форм деятельности, на основе сопоставления родственных им понятий «профессия» и «специальность». С одной стороны, специальность - это один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение или более частных результатов, или достижение общих результатов, но своими специфическими средствами. (Например, человек по профессии инженер-электрик может иметь специальность «Электропривод и автоматика промышленных установок» или специальность «Внутризаводское электрооборудование» или другие специальности, то есть быть специалистом соответствующего профиля). В рассматриваемом аспекте профессия является более широким понятием, включающим в себя понятие специальность. Соответственно, профессионалом может быть лишь специалист широкого профиля.

С другой стороны, специальность рассматривается как более общее понятие, чем профессия. Специальность в этом случае соотносится с предметом труда, а профессия - с продуктом, средствами (и способами) целенаправленной деятельности. При таком подходе в рамках одной специальности реально существуют самостоятельные профессии; тогда деятельность специалиста определяется специальностью, профессией и должностью. (Например, инженер по специальности «Электропривод и автоматика промышленных установок» может быть профессионалом в области проектирования электроустановок, их монтажа, или в области наладки автоматизированных электроприводов, или эксплуатации области силовой преобразовательной техники и т.д.). Отсюда вытекает, что всякий профессионал должен быть специалистом, но не всякий специалист является профессионалом в той или иной области.

Когда говорят о профессиональном выполнении труда, всегда имеется в виду его осуществление на высоком уровне. Мы в дальнейшем под профессионализмом будем понимать особое свойство людей, систематически и эффективно выполняющих сложную деятельность. Сложная деятельность по определению трудна для освоения и требует специального обучения или длительного времени самостоятельной работы. Поэтому ее называют профессиональной деятельностью.

В общем случае доля «практиков» (т.е. лиц, не получивших специального образования, необходимого для данной должности) является важнейшей характеристикой состояния профессии, показывающей, с одной стороны, степень ее институционализации , с другой - степень соответствия действующей системы образования общественным потребностям. Есть примеры профессиональных групп, которые традиционно не имеют в своем составе «практиков» (в указанном выше смысле слова), - это врачи, фармацевты, военные специалисты и др. Строгий контроль над компетенцией своих членов у этих профессий был введен еще в XVII веке. Так, несмотря на свободу промыслов и занятий, в европейских странах для содержания аптеки требовалось особое разрешение властей, которое давалось лишь лицам, прошедшим испытание в фармакологических сообществах. Подобные ограничения права заниматься определенным видом труда были установлены в интересах личной и общественной безопасности и утвердились в тех промыслах, где некомпетентность была чревата гибелью человека или нанесением существенного вреда государству.

Профессия инженера-электрика также во многих случаях связана с повышенной опасностью и, соответственно, с повышенной ответственностью. Поэтому естественным является ограничение допуска к работе в действующих электроустановках, в энергосистемах и т.д. людей, не обладающей соответствующей квалификацией. Не случайно, именно для этой профессии существую так называемые «группы электробезопасности», подтверждающие возможность выполнять все более ответственную и опасную работу в действующих электроустановках. Переход от нижележащей, к следующей, более высокой группе (категории) безопасности возможен только при выполнении двух условий: 1) приобретение специалистом необходимого опыта (стажа) работы на электроустановках, в условиях, разрешенных соответствующей «группой безопасности», подтвержденной соответствующим документом (удостоверением); 2) необходимость сдать экзамен авторитетной комиссии, состоящей из профессионалов, имеющих высокий уровень (группу, категорию) электробезопасности.

В зависимости от профессиональных задач или способов работы внутри специальности выделяют специализации, которые отражаются в государственных стандартах высшего профессионального образования. Заканчивающий ныне свое действие Государственный образовательный стандарт (ГОС) 2000 г., определяющий подготовку специалистов (квалификация - инженер, срок подготовки при очной форме обучения 5 лет) по направлению 654100 - «Электроника и микроэлектроника», включает, в частности, специализации «Микропроцессорные управляющие устройства», «Электронные средства связи» и др. По этому ГОС вузы сейчас продолжают подготавливаться и будут выпущены студенты, зачисленные в вузы до 2010 г.

Аналогично, ГОС (также принятый в 2000 г.), определяющий подготовку специалистов-инженеров по направлению 654100 - «Электротехника, электромеханика и электротехнологии», содержит требования к квалификационной характеристике инженеров-электриков по десяти специализациям, таким как «Электромеханика», «Электрические и электронные аппараты», «Электропривод и автоматизация промышленных установок и технологических комплексов», электрический транспорт» и др.

Введенный в действие с 1 января 2010 г. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего профессионального образования (ВПО) определяет квалификацию выпускника - «бакалавр» (срок подготовки при очном обучении 4 года) по направлению 140200 -«Электроэнергетика и электротехника». В данное направление входит ряд профилей , таких как «Электропривод и автоматика», «Электромеханика», «Электрические станции» и др. В рекомендованной учебно-методическим объединением вузов «Примерной основной образовательной программе» (ПрООП) по указанному направлению, профессиональные задачи, к решению которых должен быть подготовлен выпускник, а также содержательное наполнение учебных циклов конкретизируется для каждого из профилей подготовки. Введение профилей в общее направление подготовки, по сути, также означает введение специализаций.

Профессия у человека обычно одна (например, инженер-электрик), но по мере профессионального роста человек может специализироваться, самостоятельно искать сферы приложения своих возможностей. Смена специализации (а порой и профессии) вызывается и тем, что человек в связи с техническим прогрессом (или проблемами трудоустройства) в течение жизни сталкивается с необходимостью перемены труда .

Отчего же зависит профессиональное развитие личности, что его обусловливает? При ответе на этот вопрос мы исходим из общепринятого в психологии тезиса, согласно которому в профессиональном развитии человека природное и общественное, биологическое и социальное - это, прежде всего, предпосылки, из которых человек сам строит свой профессиональный путь. Основным же фактором профессионального развития является внутренний мир личности, ее активность, потребность в самореализации.

Рассмотрим влияние профессионального сообщества на формирование личности профессионала. Согласно теории развития личности Э. Эриксона (1900-1994 г.), развитие личности рассматривается, с одной стороны, как результат внешних воздействий (среды), с другой стороны, как следствие заложенной внутри организма сущности. К внешним условиям, которые определяют развитие личности человека, относятся факторы социальной жизни. Поскольку личность детерминирована условиями общественной жизни, то, как утверждал Э. Эриксон, значительные изменения в обществе вызывают перестройку личности, чтобы была обеспечена ее «психосоциальная идентичность». В противном случае наступает дезадаптация и невротизация личности, потеря человеком самого себя. Разумеется, общественные условия жизни отнюдь не автоматически влияют на личность. Личность сама активно стремится к формированию такого единства и преодолению противоречий и конфликтов с обществом, возникающих на разных этапах ее развития.

По аналогии с психосоциальной идентичностью (по Э. Эриксону) можно говорить о профессиональной идентичности личности. Профессиональная идентичность субъективно переживается как чувство самотождественности , профессиональной полноценности , как принимаемый личностью образ себя со всем многообразием отношений к профессиональной среде, в которой выполняется профессиональная деятельность, и, наконец, как чувство слияния с профессиональным сообществом (чувство сопричастности ). Профессиональная идентификация определяет адекватность и стабильность владения личностью собственным «Я» независимо от изменения профессиональных требований и условий профессиональной среды. Это способность человека полноценно решать профессиональные задачи, встающие перед ним на каждом этапе его профессионального развития.

На начальных этапах становления специалиста (формирования профессиональной идентичности) особую роль имеют традиции профессиональной группы или сообщества. В процессе взаимодействия человека с представителями профессиональной группы (звена, бригады, первичного трудового коллектива и др.) начинается формирование из личности не профессионала - профессиональной личности с присущими ей профессиональными качествами, включая систему отношений, притязаний, профессиональных ценностей и т.д.

В определенных обстоятельствах сложившийся на начальных этапах профессионального пути тип профессиональной идентификации может послужить препятствием для ее перестройки в дальнейшем под влиянием изменившихся условий и требований профессиональной среды. Как при формировании личности ребенка большое значение имеют родители, так и при формировании личности профессионала на этапе «закладки» ее фундамента особое значение имеет влияние наставников или авторитетных специалистов, преподавателей. И хорошо, если это действительно Мастера своего Дела, а не только по должности, Учителя с большой буквы, настоящие профессиональные Личности.

Предмет, задачи и средства деятельности инженера

Отживающий свои последние годы ГОС (введенный в 2000 г.) совершенно четко определял квалификацию выпускника - «инженер». Во вступившем в действие с начала 2010 г. ФГОС, определяющем квалификацию (степень) выпускника - «бакалавр», слова «инженер», «инженерная деятельность» не используются. Возникает вопрос, является ли инженерной профессиональная деятельность бакалавров? Словари определяют инженера (от. лат. ing eni ar e - творить, создавать) как специалиста с высшим техническим образованием, создающего информации об архитектуре материального средства достижения цели или способа изготовления этого средства (продукта) и осуществляющего руководство и контроль за его изготовлением. Исключительной функцией инженера с древнейших времен и до наших дней считается интеллектуальное обеспечение процесса создания и эксплуатации техники [Крыштановская, 1989]. Вот почему специальное образование следует рассматривать отнюдь не как случайную, а как сущностную характеристику инженера и необходимое условие выполнения инженерной деятельности.

Деятельность инженера любой специальности, в том числе и инженера-электрика, включает в себя четыре группы задач: 1) специальные; 2) экономико-организационные; 3) по подбору, расстановке, обучению и воспитанию подчиненных; 4) по совершенствованию подготовки и всестороннему развитию себя как специалиста, как субъекта труда и личности.

Для успешного решения специальных и экономико-организационных задач специалист должен владеть системой специальных инженерных знаний и умений, основами экономики и планирования производства, научной организации труда и эргономики.

В квалификационной характеристике выпускника вуза государственные стандарты всегда определяют область , объекты и виды его профессиональной деятельности . Согласно введенному ФГОС, область профессиональной деятельности бакалавров включает в себя совокупность технических средств, способов и методов человеческой деятельности для производства, передачи, распределения, преобразования, применения электрической энергии, управления ее потоками, разработки и изготовления элементов, устройств и систем, реализующих эти процессы. Эта часть совпадает с обозначенной прежним ГОС областью деятельности инженеров-электриков, разве что с новым акцентом на методы разработки и изготовления.

Предмет инженерной деятельности - техника в широком смысле этого слова. Существенными признаками инженерной деятельности являются:

а) опосредованность воздействия на материальный субстрат техники;

б) научная обоснованность, т.е. использование научных знаний;

в) практическое отношение к технике, выражающееся в учете фактора времени, затрат и т.д. при решении технических задач.

Инженер является своеобразным посредником между наукой и производством. Целью научной деятельности является познание, а результатом - формулирование закономерностей и принципов. Цель инженерной деятельности иная - разработка средств, методов, приемов преобразования среды для создания технической структуры и обеспечения ее функционирования [Крыштановская, 1989].

Средствами инженерной деятельности служат:

Научные знания в виде готовых формул, функциональных зависимостей различных величин, методик расчета, содержащихся в справочниках и инструкциях;

Социально-технические нормы - стандарты, технические условия, отраслевые нормы, правила техники безопасности (ТБ) и т.д.;

информация о состоянии материально-технического базиса общества, фиксированная в каталогах, перечнях номенклатуры изделий и т.д.;

Информационно-вычислительная техника для сбора, обработки и представления технической информации.

Результаты инженерной деятельности представляются: а) в знаковом виде - чертежи, схемы, программы, графики, технологические карты, расчеты, описания; б) в виде распоряжения (устного или письменного) подчиненным, указания им или объяснения.

Объекты профессиональной деятельности бакалавра направлению подготовки «Электроэнергетика и электротехника» обширны. Это связано с большим числом профилей внутри направления . В ПрООП приводится конкретизация объектов применительно к профессиональной деятельности бакалавров по профилю «Электропривод и автоматика»: а) электрические машины, трансформаторы, электромеханические комплексы и системы, включая их управление и регулирование; б) электрические и электронные аппараты, комплексы и системы электромеханических и электронных аппаратов, автоматические устройства и системы управления потоками энергии; в) электрический привод и автоматика механизмов и технологических комплексов в различных отраслях хозяйства; г) различные виды электрического транспорта и средства обеспечения эффективного функционирования транспортных систем.

В качестве нововведения в числе объектов деятельности бакалавров указанного профиля (по сравнению с объектами труда специалистов - в старом стандарте) в ПрООП приводятся энергетические установки, электростанции и комплексы на базе нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. Кроме того, впервые в качестве объектов для бакалавров указанного направления (всех профилей) в качестве объектов деятельности ФГОС называется нормативно-техническая документация и системы стандартизации, методы и средства испытаний и контроля качества изделий электротехнической промышленности, систем электрооборудования и электроснабжения, электротехнологических установок и систем. Очевидно, что выпускающей кафедре при формировании учебных планов следует обратить внимание на эти направления деятельности выпускников.

В ФГОС для бакалавров по направлению «Электроэнергетика и электротехника» выделяются те же виды профессиональной деятельности, как и для инженеров: проектно-конструкторская; производственно-технологическая; организационно-управленческая; научно-исследовательская; монтажно-наладочная; сервисно-эксплуатационная.

Научно-исследовательская деятельность бакалавров включает: а) разработку и анализ простых моделей ЭП и технологий, ими обслуживаемых; б) эскизное проектирование экспериментальных установок для исследования ЭП, проведение экспериментов, анализ результатов.

Монтажно-наладочная деятельность включает монтаж, наладку и опытную эксплуатацию НКУ и электроприводов.

К организационно-управленческой деятельности бакалавров отнесено: а) составление техдокументации по утвержденным формам для ЭП; б) выполнение работ по стандартизации и подготовке к сертификации ЭП.

Сервисно-эксплуатационная деятельность бакалавров включает: а) проверку технического состояния и остаточного ресурса ЭП, проведение текущего ремонта; б) приемку и освоение ЭП вводимого электроэнергетического и электротехнического оборудования по техдокументации; в) составление заявок на оборудование ЭП, подготовка техдокументации на ремонт.

Производственно-технологическая деятельность бакалавров предполагает: а) использование ими типовых методов контроля качества и программ испытаний электроприводов и их компонент по имеющейся нормативно-технической документации; б) анализ специфики технологических процессов, обслуживаемых ЭП.

Для спешного осуществления каждого из указанных видов деятельности бакалавр должен быть подготовлен к решению целого комплекса профессиональных задач. Сравнительный контент-анализ профессиональных задач бакалавра (формулируемых ФГОС и ПрООП) и инженера - выпускника специалитета (определяемых прежним ГОС) свидетельствует, что профессиональная деятельность бакалавра несет на себе исполнительские функции, направленные на непосредственную реализацию в производственной практике инженерных идей, проектов и планов. Вероятно, предполагается, что их будут генерировать выпускники магистратуры. С другой стороны, преобладание в ФГОС у бакалавров общекультурных компетенций (ОК) - 16 наименований, и общепрофессиональных компетенций (ПК) - 51 наименование по сравнению с профильно-специализированными компетенциями (ПСК) - 13 наименований (для профиля «Электропривод и автоматика) свидетельствует о том, что бакалавр существенно отличается и от «техника», имеющего среднее специальное образование, прежде всего по более низкому уровней умений и практической подготовки к деятельности.

Традиционно принято различать инженерную и техническую деятельность. Современная профессиональная техническая деятельность (деятельность специалиста-техника) по отношении к инженерной деятельности несет на себе исполнительскую функцию, направленную на непосредственную реализацию в производственной практике инженерных идей, проектов и планов.

Инженер, - по определению, - творец. Однако для его деятельности характерно противоречие между обязательными рутинными компонентами и творческими. В инженерной деятельности, какую бы направленность она не имела (проектирование, производство, эксплуатация и т.д.), творчество может проявляться на следующих уровнях:

1) Умение наиболее рационально использовать сырье, материалы, технологию, оборудование, системы управления, в том числе автоматизированные (уровень организационных мероприятий).

2) Умение совершенствовать материалы, технологию, оборудование и системы управления (уровень изобретений и прикладных научных разработок).

3) Умение создавать новые материалы, технологию, оборудование и системы управления (уровень изобретений на базе фундаментальных и прикладных научных разработок).

4) Умение понять сущность рассматриваемых процессов на уровне фундаментальных наук с возможным дальнейшим развитием последних и на этой основе создавать и внедрять принципиально новую технологию и технику (уровень научных открытий и изобретений высокого класса);

5) Способность систематического охвата всего технологического комплекса, взаимосвязанного с рассматриваемым техническим объектом, с учетом экологии, сопутствующих экономических и социальных факторов, т.е. в гармонии с окружающей средой (высший уровень сознания специалиста, основанный на глубоких знаниях, высоком уровне культуры и нравственности).

Формально новый ФГОС определяет образование бакалавров как «профессиональное», в действительности же примерно же 40% учебного времени в вузе отдано общим дисциплинам («Гуманитарный и социально-экономический» и «Математический и естественнонаучный» циклы). С одной стороны, дисциплины указанных циклов определенно важны, они носят общенаучный и мировоззренческий характер, предупреждают однобокость узкого специалиста. С другой, они не оставляют достаточного места для дисциплин профессионализации.

Примечательно, что большинство (60%) формулировок компетенций в ФГОС начинаются со слова «способность», остальные - со слова «готовность». Известно, что способности определяются как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения деятельности [Шадриков, 1997]. А обнаруживаются они в процессе овладения этой деятельностью. Формирование способностей происходит на основе задатков. Очевидно, что обнаружение и развитие профессиональных способностей («компетенции») выпускника возможно лишь в самой деятельности по выбранной профессии. Кафедры вуза могут заложить основы для развития потенциальных профессиональных способностей. И обязаны сформировать актуальные способности бакалавра, обеспечивающие ему успешность самостоятельного применения знаний, формирования умений и навыков в профессиональной сфере, оперативно осваивать новшества и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства, обеспечивать саморегуляцию поведения и добиваться трудовых успехов.

Профессиональное самоопределение

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение, является основой самоутверждения человека в обществе. Профессиональное самоопределение человека, - это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей человека, осуществляющего такой выбор. Выделяет четыре периода процесса профессионального самоопределения [Никифоров, 1991]:

1. Возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда (старший школьный возраст). К 14-15 годам у девушек и юношей уже сформированы определенные знания о профессиях, складывается избирательное отношение к одной или нескольким из них. Происходит переоценка учебной деятельности, в зависимости от профессиональных намерений меняется мотивация.

2. Профессиональное образование и подготовка как основа выбранной профессии;

3. Профессиональная адаптация, характеризующаяся самостоятельной трудовой деятельностью, формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений;

4. Самореализация в труде (частичная или полная) - выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом.

Четвертый период (самореализации человека в труде) в свою очередь может быть представлен как последовательность трех составляющих его стадий:

а) Стадия первичной профессионализации - характеризуется тем, что специалист осваивает и продуктивно выполняет нормативно одобряемую деятельность, определяет свой социально-профессиональный статус в иерархии производственных отношений.

б) Стадия вторичной профессионализации. Ее особенностью является высококачественное и высокопроизводительное выполнение профессиональной деятельности. Способы ее реализации имеют отчетливо выраженный индивидуальный характер. Специалист становится профессионалом. Ему присуща социально-профессиональная позиция, устойчивая профессиональная самооценка.

в) Стадия профессионального мастерства характеризуется творческим и инновационным уровнем выполнения профессиональной деятельности. Движущим фактором дальнейшего профессионального развития личности становится потребность в самореализации.

Таким образом, профессиональное самоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Выбор профессии является одним из важнейших событий в жизнеопределении человека. Выбор профессии связан с социальным опытом личности, и процесс профессионального становления простирается далеко в будущее, участвуя в формировании общего образа «Я», определяя, в конечном счете, течение жизни человека. Профессия, выступая, с одной стороны, в качестве существенной части образа жизни, является важным средством достижения желаемого образа жизни.

Психологи полагают, что переход от одной стадии процесса профессионального становления к другой сопровождается определенными кризисами. Выделяют следующие возможные кризисы профессионального становления личности [Зеер, Сыманюк, 1997; Зеер, 2003]:

1. На стадии формирования профессиональных намерений проявляется столкновение желаемого будущего и реального настоящего, которое приобретает характер кризиса учебно-профессиональной ориентации. Старшеклассники, продолжившие учебу в 10-11 классах, переживают этот кризис в 16-17 лет, перед завершением школьного образования. Ядро кризиса состоит в необходимости выбрать способ получения профессии. Исследования показывают, что в этом возрасте, как правило, выбирается вариант продолжения учебы, ориентированный на определенное профессиональное поле, а не на конкретную профессию.

2. На стадии профессионального образования многие учащиеся и студенты переживают разочарование в получаемой профессии. Возникает недовольство отдельными учебными дисциплинами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе. Наблюдается кризис профессионального выбора. Как правило, он проявляется в первый и последний годы профессионального обучения. Усиливающаяся из года в год профессиональная направленность учебных дисциплин снижает неудовлетворенность будущей профессией. Возникающий кризис, называемый также кризисом ревизии и коррекции профессионального выбора на данной стадии не доходит до критической фазы, когда неизбежен конфликт.

3. После завершения профессионального образования наступает стадия профессиональной адаптации. Кардинально изменяется ситуация профессионального развития: новый разновозрастный коллектив и социально-профессиональные ценности, иные социальная роль и иерархическая система производственных отношений, принципиально новый вид деятельности - профессиональной. Несоответствие, несовпадение реальной профессиональной действительности со сформированными ранее представлениями и ожиданиями молодого специалиста вызывает кризис профессиональных экспектаций [Зеер, Симанюк]. Этот кризис проявляется в неудовлетворенности человека уровнем организации и содержанием труда, должностными обязанностями, производственными отношениями, условиями работы и зарплатой.

Возможны два варианта разрешения кризиса:

а) конструктивный (активизация профессиональных усилий по скорейшей адаптации и приобретению опыта работы);

б) деструктивный (увольнение, смена специальности, неадекватное, непродуктивное выполнение профессиональных функций).

4. Следующий кризис профессионального становления личности может возникать на завершающей стадии первичной профессионализации, после 3-5 лет работы. На этом этапе у человека возникает неудовлетворенность профессиональной жизнью, протест против инерции его профессионального развития. Осознанно или неосознанно личность начинает испытывать потребность в дальнейшем профессиональном росте. При отсутствии его перспектив у личности возникает внутренний дискомфорт, психическая напряженность, появляются мысли о возможном увольнении, смене профессии.

Возникший кризис профессионального роста может временно компенсироваться досуговыми видами деятельности, бытовыми заботами или же кардинально решаться путем ухода из своей профессии. Однако такое разрешение кризиса нельзя считать продуктивным. Авторы подхода к исследованию кризисов профессионального развития Э.Ф.Зеер и Э.Э.Сыманюк считают, что снять конфликт можно путем введения аттестации и присвоения исполнителю новой профессиональной категории.

5. Дальнейшее профессиональное развитие специалиста приводит к вторичной профессионализации. Кардинально перестраиваются социально-профессиональные ценности и отношения, изменяются способы выполнения деятельности, что свидетельствует о переходе специалиста на новую стадию профессионального развития, так как эти изменения приводят к существенному преобразованию и социальной действительности, и ведущей деятельности. Однако стабилизация всех сторон профессиональной жизни приводит к профессиональной стагнации, т.е. к застою, остановке в развитии личности, смирению и профессиональной апатии. Профессиональная стагнация может длиться годами, иногда до ухода на пенсию.

На стадии профессиональной стагнации, когда специалист существует за счет достижений прошлого, эксплуатации выработанных стереотипов, канонизации собственного опыта, наблюдается снижение профессиональной активности, прекращение профессионального роста личности, невосприимчивость человека к новому. Стадия профессиональной стагнации сопровождается разного рода негативными реакциями (агрессия, депрессия) и постепенным (а иногда резким) ухудшением психического и физического здоровья.

С другой стороны, качественное и продуктивное выполнение деятельности во многих случаях приводит к тому, что личность как бы «перерастает» свою профессию. Усиливается неудовлетворенность собой, своим профессиональным положением. Сформировавшееся к этому времени профессиональное самосознание подсказывает альтернативные сценарии дальнейшей карьеры и не обязательно в рамках данной профессии. Личность испытывает потребность в самоопределении и самоорганизации. Противоречия между желаемой карьерой и ее реальными перспективами приводят к развитию кризиса профессиональной карьеры. При этом серьезной ревизии подвергается «Я - концепция», вносятся коррективы в сложившиеся производственные отношения.

Возможные варианты выхода из кризиса: увольнение, освоение новой специальности в рамках той же профессии, переход на более высокую должность. Личность должна совершить профессиональный поступок, проявить сверхнормативную активность, которая может выразиться в переходе на новый образовательно-квалификационный, либо качественно новый, инновационный уровень выполнения деятельности. Один из продуктивных вариантов - переход на следующую стадию профессионального становления, стадию мастерства.

6. На стадии мастерства возможно возникновение кризиса нереализованных возможностей, выражающегося в глубокой неудовлетворенности специалиста собой. Конструктивный выход из этого состояния - новаторство, изобретательство, стремительная карьера, социальная и профессиональная сверхнормативная деятельность. Деструктивные варианты разрешения кризиса - противоправные действия, алкоголизм, создание новой семьи, депрессия, развитие профессиональной деформации.

7. Последний кризис в логической цепочке профессионального становления и жизни человека обусловлен его уходом из профессиональной жизни. При достижении определенной возрастной границы человек уходит на пенсию и переживает кризис утраты профессии. Уже предпенсионный период для многих работников приобретает кризисный характер. Это связано с усвоением новой социальной роли и норм поведения. Уход на пенсию означает сужение поля контактов, снижение финансовых возможностей. Острота протекания кризиса зависит от характера трудовой деятельности (работники физического труда переживают его легче), семейного положения и здоровья.


Профессия (лат. professio , от profiteor - объявляю своим делом) - род трудовой деятельности, занятий, требующий специальных теоретических знаний и практических навыков и являющихся обычно источником существования . В прежней системе с плановой экономикой профессионалами считались квалифицированные специалисты ; это были по сути тождественные понятия. Теперь, в условиях рыночной экономики, понятие «профессионал» включает не только владение на высоком уровне информационными и деятельностными компонентами выбранной специальности, но и умение побеждать в свободной конкурентной борьбе за оплачиваемое рабочее место. Нужно заметить, что профессией нередко называют род занятий, который служит основным источником дохода человека. В этой связи, как подчеркивает Г. В. Суходольский, профессиональной может быть и нетрудовая деятельность [Суходольский, 2008, с. 17].

Институционализация профессии - это процесс возникновения и развития системы общественных механизмов, обеспечивающих стандартизацию, регламентацию и контроль как самой деятельности представителей данной профессии, так и социального воспроизводства профессиональной группы в целом.

Футурологи предсказывают, что в наступающем веке перемена труда (в том числе по указанным причинам) получит еще большее распространение. Это определяет необходимость получения сегодня такого образования, которое допускает широкий спектр специализаций и подготавливает к гибкой смене рода занятий.

Карьера

Профессиональная деятельность - это что такое? Профессиональная деятельность: сферы, цели, виды, особенности

18 декабря 2014

Профессиональной можно назвать сферу социально ориентированной, предметной деятельности. В зависимости от целевой направленности и системы критериев можно по-разному ограничить предмет этой области.

Что такое профессиональная деятельность?

Выделим только существенные признаки, которые очевидны, и при наличии которых есть смысл называть деятельность профессиональной.

  • Система знаний и опыта. Прежде всего, если речь идет о профессионализме, в основе должна быть осведомленность, некоторые навыки и умения, без совокупности которых невозможно стать профессионалом.
  • Понятийная система. Невозможно соотнести человека с предметной сферой, если он не владеет профессиональным языком.
  • Методология. Умение применить приобретенные знания в действительности.

Подведем итог: профессиональная деятельность - это система знаний, основанная на опыте её применения. Практика является, с одной стороны, результатом развития, а с другой - основой для дальнейшего роста.

Сферы профессиональной деятельности

Для того чтобы классифицировать области специального знания, должны быть заданы строгие критерии отбора. Иначе возникает риск непоследовательности в изучении предмета, который достаточно обширен. Возьмем за основу самые очевидные постулаты.

Можно сказать, что существует труд интеллектуальный и физический. Понятно, что физическая работа, даже самая грубая, требует интеллектуальных ресурсов, но не ограничивается ими.

Сферы профессиональной деятельности:

  • гуманитарная (цель - человек);
  • естественнонаучная (природа);
  • социальная (общество).

Профессиональная деятельность - это производство социально значимого продукта либо услуги в общественных сферах.

Цели и мотивы

Цель - определенное временем и пространством представление о конечном результате работы. Она может быть личная и профессиональная. Интересы могут совпадать, и в этом случае появляется сильная личная мотивация для профессионального развития. Цели профессиональной деятельности - этоважнейший индикатор в определении уровней квалификации специалистов. Если нет понимания назначения и ориентира деятельности, то не имеет смысла говорить о профессионализме. Даже если работа осуществляется в узком поле предметной среды, в этом случае цель ограничена объемами и является этапом для выполнения более глубокой, фундаментальной задачи.

Психология профессиональной деятельности - это наука о закономерностях развития человека в предметной среде, которая придает большое значение постановке цели.

Целью учителя, к примеру, может стать победа его учеников в областной олимпиаде по предмету. Здесь соединяются и личная цель, и профессиональная, которая строго определена предметом обучения и объемом работ. Она оформлена во времени (датой олимпиады) и в пространстве (областной уровень). Цель удовлетворяет амбиции педагога и личные амбиции человека, который делает социально важную работу и получает за это соответствующее вознаграждение.

Кто может называться профессионалом?

Попробуем разобраться с этим вопросом. Тренер, который знает от «А» до «Я» правила и приемы, позволяющие достичь высоких результатов пловцу, но сам не умеет плавать - он профи в своем деле? Вопрос не праздный, часто в жизни видим, как человек учит чему-либо других, не имея личных результатов на практике.

Особенно это стало заметно в эпоху интернета. Великое количество участников виртуального пространства взяли за правило учить массу людей какой-либо сфере, самонадеянно называя себя профессионалами… Новоявленные ораторы, которые пересказывают известные учения, пытаются среди толпы слушателей снискать лавры «гуру». Знакомая картинка?

С другой стороны, рассмотрим человека, имеющего хорошие результаты в предметной среде. Тот, кто производит социально востребованный продукт, знает ремесло. Он не всегда может объяснить, как это делает, изложить теоретически процесс производства, но выдает желаемый результат лучшим образом. Профессионал в своем деле этот человек? Ответ будет положительным.

Поэтому известное выражение «по делам судите» имеет место в данном контексте. Практика в данном случае есть критерий истины.

Виды профессий

Профессиональная деятельность - это область компетенции, которая ограничена сферой применения. Например, социальная сфера предполагает найм специалиста с соответствующим профилем обучения. Каждая из сфер, в свою очередь, включает массу узких направлений, профессий.

Пофессия - это ограниченная стандартами область деятельности, которая предполагает определенный объем, уровень знаний и навыков их практического применения. Существует мировой классификатор профессий, который дает их описание - в нем более девяти тысяч наименований. В России подобный документ содержит семь тысяч названий.

Сферы профессиональной деятельности - это предметные области, в которых работают специалисты. Перечень сфер не является статичным. Из года в год появляются новые области трудовой деятельности и исчезают профессии, которые становятся невостребованными. Это напрямую зависит от развития технических возможностей общества.

Уровни освоения предметной сферы

Профессия - узкая область практического применения знаний, умений и навыков для специалиста.
Профессиональная деятельность - это определенные стадии в развитии специалиста в предметной сфере. Специальность можно получить в образовательных учреждениях разного уровня, в центрах, на курсах, дистанционно и иными способами. Основы профессиональной деятельности подтверждаются сертификатом, в котором указан уровень знаний, полученных за определенное количество учебных часов и подтвержденных результатами проверки в зачетной либо экзаменационной форме. Специальность предполагает наличие достаточного объема знаний для применения на практике, в профессиональной сфере производства.

Специалист, профессионал, эксперт

Часто говорят «знаток в своей области». За этой оценкой стоит признание компетентности человека в той сфере, в которой он практикует деятельность. Когда о человеке говорят «он профессионал», это более чем компетентность. Это уже уровень эксперта. Это не только признание компетенции в своей области, но и умение перешагнуть границы собственного знания, способность дать оценочное суждение о предмете деятельности по сравнению с подобными результатами в других специальных областях деятельности.

Специалист, профессионал, эксперт - это ступени освоения предметной сферы в какой-либо области социально значимой деятельности.

Этический кодекс

Профессионализм - это не только высокий уровень экспертности в своей сфере. Этическая составляющая также является значимым показателем качества специалиста. Особенно это касается гуманитарных, направленных на служение человеку областей профессиональной деятельности.

Этический кодекс - свод правил, следование которым является обязательным условием принадлежности к профессиональной среде. Он содержит нормы в качестве категорических предписаний при исполнении функций специалистом.

Существует ряд профессий, для которых обязательно соблюдение норм этического кодекса. Это сферы профессиональной деятельности, так или иначе влияющие на жизнь конкретного человека. Прежде всего - медицина, юриспруденция, государственная безопасность, образование.

Этика профессиональной деятельности проявляется в служении своему долгу. Рассмотрим примеры этого социального феномена.

Служение профессии

Такая область знания, как психология профессиональной деятельности, говорит о том, что служение является часто высшей ценностью человека. Подтверждением тому служат многочисленные свидетельства верности долгу. Иногда врач готов найти способ излечения от тяжелого заболевания ценой своей жизни.

Необязательно жертвенный героизм служит мерой профессионального долга. Великий Мечников сделал за свою жизнь в области медицины ряд открытий, благодаря которым открылись перспективы в создании лекарственных препаратов, помогающих людям побеждать смерть. Вся его жизнь является примером этического служения народу.

Писатель Солженицын Александр Исаевич смог в условиях жесточайшей цензуры и кары за свободное выражение гражданской позиции не изменить своим принципам.

Он превратил свой голос в письменное свидетельство эпохи. Благодаря его силе воли, стремлению к свободе, честности и последовательности в гражданской позиции, мир получил литературные шедевры, оплаченные ценой личной свободы.

Произведения «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «Один день Ивана Денисовича» дают оценку исторических реалий через взгляд свидетеля той эпохи.

Это живые примеры служения профессии, оставившие человечеству неоценимый результат, социальный эффект которого не поддается оценке.

Будущее - за профессионалами

Для того чтобы понять, в какой профессиональной среде возможно раскрыть свои способности наилучшим образом, важно своевременно осознать свою необходимость для общества. Оценить потребность в своем личном ресурсе и возможностях.
Поэтому выбор профессионального пути - одна из важнейших воспитательных задач системы образования в целом.

В образовательных учреждениях официально введена дисциплина «профессиональное самоопределение учащихся». Предметом её является изучение мира профессий, особенности профессиональной деятельности. Цель дисциплины - помочь учащимся соотнести свои способности с потребностями и запросами общества.

В этом случае человеку открывается смысл жизни, он будет чувствовать востребованность со стороны общества. Соответствующим будет и его социальное вознаграждение. Именно в этой ситуации о человеке говорят «он на своем месте».

Понятие деятельности играет ключевую роль в психологии труда как научной дисциплине, выполняя ряд важнейших функций. Во-первых, именно деятельность, точнее ее главный тип трудовая деятельность, является основным предметом психологии труда.

Тем самым понятие деятельности выполняет предметообразующую функцию по отношению к психологии труда. Во-вторых, понятие деятельности имеет не только психологическое содержание, а является междисциплинарной категорией, поскольку деятельность изучается во многих науках (экономике, социологии, философии и др.). В силу этого посредством данной категории синтезируются знания ряда наук, что позволяет выделять интегративную функцию понятия деятельности - функцию обобщения научных знаний. В-третьих, именно психологическое содержание индивидуальной деятельности является своеобразной квинтэссенцией все- го трудового процесса, а многие важнейшие психологические закономерности проявляются в ней наиболее полно, рельефно и целостно. В связи с этим, деятельность выполняет и важную методическую функцию, объективно выступая не только основным предметом, но и своеобразным средством методом изучения важнейших общепсихологических закономерностей. В “Четвертых, деятельность имеет и еще одну важную особенность: она характеризуется двумя сторонами ^внешней (наблюдаемой, эксплицитной) и внутренней (скрытой от непосредственного наблюдения, имплицитной), объективной и субъективной. Они, не являясь тождественными по содержанию, тем не менее, закономерно взаимосвязаны, что и делает возможным раскрытие психологического содержания по его внешним проявлениям и психологическое исследование в це-

51 ^*«П^!СИХО/ЮП!ЯПРО^ деятельности

лом. Тем самым деятельность выполняет и методологическую функцию.

Для того чтобы составить адекватное представление о содержании понятия деятельности, необходимо учитывать и некоторые дополнительные, также очень характерные его особенности. Так, одна из интересных особенностей большинства важнейших психологических понятий состоит в том, что они не являются только психологическими, а имеют статус общенаучных понятий и даже междисциплинарных категорий. Категория деятельности, наряду с иными основополагающими психологическими понятиями - сознания, личности, поведения, общения и другими, - яркий пример этого. Деятельность - предмет изучения многих наук: философии, социологии, экономики, инженерных дисциплин. В общем виде деятельность - это индивидуальная форма существования общественных отношений, она характеризует способ включения личности в существующую систему разделения труда. Это философское определение специфическим образом конкретизируется в каждой науке, изучающей деятельность, а необходимость синтеза получаемых в ней знаний обозначается как принцип комплексности в изучении деятельности. Ключевую роль в комплексном, междисциплинарном изучении деятельности играет психология.

Другой общей для основополагающих категорий психологии особенностью является то, что они представляются ва первый взгляд достаточно ясными и понятными, знакомыми и обыденными. Типичный пример этого - деятельность. Всем понятно, что такое работа, труд, занятие и др. На деле же получается, что, чем более простым кажется понятие, тем более сложным оно оказывается в его реальном содержаний.

Уяснив специфику и основные функции понятия деятельности как психологической и общенаучной категории, перейдем к более детальному рассмотрению его собственно психологического содержания.

В настоящее время существует очень много различных определений деятельности, в том числе и психологии. Одним из наиболее удачных, по мнению авторов данного издания, является следующее определение деятельности: деятельность - это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта. Преимущества данного определения (существует и много других) состоят не только в его достаточной полноте, но и в том, что в нем отражены наиболее важные психологические свойства деятельности, поэтому рассмотрим его подробнее.

С логической точки зрения определить что-либо - это подвести определяемое под некоторую более общую категорию, а также указать его дифференцирующий признак. В приведенной дефиниции более общей категорией, с помощью которой определяется деятельность, выступает общепсихологическое понятие отношения. Оно является синтезом всей системы взаимодействий человека с миром; включает и рационалистические, и эмоциональные, и межличностные, и многие иные аспекты. Максимально общий характер понятия отношения, позволяя преодолеть недостатки рационалистических определений деятельности, одновременно создает основу для охвата всех ее реальных аспектов, а также всех разновидностей деятельности, ее типов и даже классов.

Деятельность - это не только одна из форм отношения, но это и очень своеобразная форма отношения. Она имеет два основных специфических признака. Во-первых, это отношение продуктивного типа, по определению предполагающее получение некоторого результата. Однако он может быть представлен не только в виде какого-либо продукта (изделия, ценности и др.)> но и в виде освоения человеком тех или иных знаний, умений, иных форм социального опыта. Тем самым данное определение указывает на наличие трех основных типов деятельности: собственно трудовой, игровой и учебной. Во-вторых, деятельность это такое отношение, которое регулируется осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата. Цель выступает в качестве системообразующего фактора деятельности, т. е. главного критерия для определения ее содержания, структуры и ди намики. И в этом заключается важнейшее отличие деятель- ности от форм активности человека (например, от им

пульсивной, непроизвольной активности). Содержание деятельности определяется не потребностями человека как таковыми, а именно целью (изготовление какого-либо про-

’ и пр.). То, почему

Не совпадает с тем,

53 ?лл чего он действует. Возникает важнейший деятельностный феномен - явление расхождения потребностей, мотивов человека с непосредственными целями его деятельности.

Два рассмотренных специфических признака, через которые определяется деятельность, позволяют раскрыть основные общепсихологические свойства (атрибуты) деятельности. С одной стороны, это уже отмеченные свойства активности, продуктивности (результативности), осознава- емости, социальной обусловленности. Все они суть именно атрибуты деятельности как таковой, поскольку обусловлены ее психологической природой и сохраняются во всех ее типах и видах. С другой стороны, существуют и иные, также важнейшие общепсихологические свойства деятельности: -

предметности - направленности деятельности на преобразование или освоение определенного «внешнеположенного* по отношению к субъекту объекта, который выделяется им в качестве предмета своей целенаправленной активности; -

адаптивности, т. е. способности деятельности к гибким перестройкам и трансформациям при изменении внешних и внутренних условий ее реализации; -

системности, согласно этому свойству деятельность предстает не рядоположенной суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. При этом особо важно то, что у деятельности как целостности возникают такие новые свойства, которых нет ни у отдельных ее компонентов, ни у их простой суммы, - так называемые системные качества деятельности. Следует подчеркнуть, что деятельность является одной из наиболее сложных среди известных в настоящее время систем, в силу чего и ее познание, и ее изучение должны осуществляться на адекватной методологической основе - принципах системного подхода.

Так, именно системность деятельности обусловливает существование двух ее основных планов - внешнего (предметно-действенного) и внутреннего (собственно психологического). Внешний раскрыт гораздо лучше и полнее, чем внутренний, одновременно не является в строгом смысле предметом собственно психологического изучения, а выступает вспомогательным, хотя и крайне важным для него. Без рассмотрения объективированного содержания трудовой деятельности ее психологическое изучение и понимание невоз можны. В связи с этим, существует важная проблема, сформулированная в русле психологического анализа деятельности: оптимальной пропорции внешней - объективированной характеристики деятельности и характеристики ее внутреннего - собственно психологического - содержания. Такая пропорция устанавливается на основе соблюдения двух важнейших общепсихологических принципов. Первый - принцип единства психики и деятельности, согласно которому внешние и внутренние компоненты деятельности представляют собой нерасторжимую целостность и должны взаимообъясняться друг через друга. Второй - принцип двухэтапности психологического изучения деятельности. Согласно ему, анализ деятельности должен включать два сменяющих друг друга этапа - анализ ее содержания и анализ ее психологических механизмов. Первый этап связан с характеристикой объективного содержания деятельности, второй - с анализом субъективного, собственно психологического содержания. Эти принципы являются в настоящее время своеобразными императивами и задают общую направленность изучения любой деятельности.

Внешняя характеристика деятельности (прежде всего профессиональной) осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, условий и средств деятельности.

Предмет труда - совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в ходе деятельности практически или мысленно взаимодействует.

Средства труда - совокупность орудии, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на него.

Условия труда - система социальных, психологических, санитарно-гигиенических и физических характеристик деятельности.

Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, а также операционных

средств ее реализации.

Свойство системности деятельности как наиболее обобщенная, интегративная характеристика позволяет лучше понять и предмет ее психологического изучения. Поскольку деятельность является чрезвычайно сложной системой, то и ее психическая регуляция должна быть аналогичной -

55 сложной, комплексной, многоаспектной. В силу этого, предметом психологического изучения деятельности выступает не какой-либо частный план исследования и даже не их совокупность, а, по существу, вся психологическая проблематика, но взятая в ее «деятельностном измерении». Психология деятельности - это психология в целом, преломленная сквозь специфичность содержания и структуры деятельности, поэтому предметом психологического изучения деятельности выступают психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойствах личности, через которые эта активность реализуется.

Литература

Климов ЕА. Психология труда - М., 1998.

Леонтьев АЛ. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

Ломов В.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М., 1984 .

Рубинштейн СМ. Основы общей психологии, - М., 1946.

Шадриков В Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М., 1982.

Вопросы для самопроверки 1.

Каковы основные функции понятия деятельности в психологии? 2.

Каковы основные психологические особенности профессиональной деятельности? 3.

Что такое внешний и внутренний планы профессиональной деятельности? 4.

В чем заключается свойство системности профессиональной деятельности? 5.

Каковы взаимоотношения между общей психологией и психологией труда при изучении профессиональной деятельности?

Темы рефератов 1.

научная проблема.

2 Основные психологические свойства деятельности. 3.

Взаимосвязь психологии и других в&ук в изучении деятельности.

Профессиональная деятельность - это социаль­но значимая деятельность, выполнение которой требу­ет специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. В зависимости от содержания труда (предмета, цели, средств, способов и условий) различают виды профес­сиональной деятельности. Соотнесение этих видов с требованиями, предъявляемыми к человеку, образует профессии.

Профессия - социально ценная область приложе­ния физических и духовных сил человека, позволяю­щая ему получать взамен затраченного труда необхо­димые средства для существования и развития.

Изменения, которые происходят с личностью в процессе подготовки, овладения профессиональной деятельностью и ее самостоятельного выполнения, приводят к становлению личности как специалиста и профессионала.

Специалист - это профессионально компетент­ный работник, обладающий необходимыми для каче­ственного и производительного выполнения труда зна­ниями, умениями, качествами, опытом и индивидуаль­ным стилем деятельности.

Профессионал - работник, обладающий помимо знаний, умений, качеств и опыта также определенной компетенцией, способностью к самоорганизации, от­ветственностью и профессиональной надежностью. Концептуальным понятием нашего исследования является профессиональное самоопределение, которое трактуется как самостоятельное и осознанное согласо­вание профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессио­нального труда, а также нахождение смысла выполня­емой деятельности в конкретной социально-экономичес­кой ситуации,

Е.А.Климов, анализируя понятие «профессиональ­ное самоопределение», подчеркивает, что это не одно­кратный акт принятия решения, а постоянно чередую­щиеся выборы. Наиболее актуальным выбор профес­сии становится в отрочестве и ранней юности, но и в последующие годы возникает проблема ревизии и кор­рекции профессиональной жизни человека".

Профессиональное становление личности обога­щает психику, наполняет жизнедеятельность человека особым смыслом, придает профессиональной биогра­фии значительность. Но, как всякий развивающийся процесс, профессиональное становление сопровожда­ется деструктивными изменениями: кризисами, стаг­нацией и деформациями личности. Эти деструктивные изменения обусловливают прерывность и гетерохронность (неравномерность) профессионального развития личности, носят нормативный и ненормативный харак­тер. Профессиональное становление обязательно со­провождается случайностями, непредвиденными об­стоятельствами, которые иногда кардинально меняют траекторию профессиональной жизни человека.

В настоящее время развитие отечественной психологии пережи­вает новый этап, в котором тесно переплетаются практические и теоретические проблемы. Изменение социальной ситуации приве­ло к необходимости пересмотра некоторых методологических ос­нов, отказу от догматической ориентации на диалектический ма­териализм в ущерб другим философским школам. Точно так же как и в мировой науке, не оправдались полностью надежды, которые возлагались на естественно-научную психологию, что привело к возрождению ее гуманитарной направленности. В то же время ведущие отечественные научные школы сохранили свое значение и плодотворно развиваются, хотя и в несколько модифицирован­ном виде.


Задача 2
Какая из перечисленных закономерностей восприятия (апперцепция, осмысленность восприятия, зависимость восприятия части от восприятия целого, выделение предмета из фона, целостность, константность) проявляется в данных примерах? 1). Маяковский был высокого роста, и все обычно привыкли видеть его снизу, с подбородка: в этом ракурсе его л...

Психодиагностическое заключение
Иногда от психолога требуется представить подробное заключение об особенностях психического и личностного развития ребенка. Такое заключение требует очень подробного обследования, позволяющего сделать вывод о всех основных характеристиках развития. Как правило, подобные заключения приходится составлять о трудных детях, вызывающих наибол...

Технологии переговорного процесса
Простая технология ведения переговоров. После обсуждения ситуаций пробных переговоров и сравнения материалов фрагментов переговоров по типу "позиционный торг" и переговоров "по интересам", можно предложить группе участников сформировать малые группы по три человека. Для этого раздаются тексты ситуаций (кейсов из &qu ...

Основным объектом психологии труда является профессиональная деятельность. Изучение же субъекта труда будет зависеть от того, какое значение вкладывается в термины «профессиональная деятельность», «профессия», «специальность», «должность» и т.п. Психология труда должна определить специфику объекта своих исследований, так как профессиональная деятельность изучается и другими науками. В частности, Е.А. Климов отмечает, что «в феномене профессии исконно скрыты события, являющиеся предметом и общей, и социальной психологии». Решение любой практической задачи в области психологии труда основывается на понимании особенностей конкретной профессиональной ситуации, содержания выполняемой человеком трудовой деятельности.

Понятие «труд» неразрывно связано с понятием «профессия». Труд – это общественно необходимая деятельность человека, требующая усилий в достижении определенных целей, результатов. Задача (задание) – единица труда, которая предполагает выполнение трудовых действий. Профессия в широком смысле слова – это область общественного разделения труда, в которой создаются определенные продукты, имеющие потребительную стоимость; сам процесс трудовой деятельности, его своеобразие; требуемая профессиональная квалификация и уровень компетентности работников; осознание человеком своей принадлежности к профессиональному сообществу (профессиональная идентичность). Различают следующие значения понятия профессии (по Е.А. Климову).

1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни. Уровень жизни может различаться у профессионалов с разной степенью успешности, но базовая система ценностей у представителей данной профессии примерно одинакова, что и позволяет им говорить о ком-то из своих коллег как о более или менее состоявшемся специалисте.

2. Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности. Здесь также решается вопрос о том, в каких сферах жизнедеятельности человек может реализовать себя как профессионал.

3. Профессия как деятельность и область проявления личности. Часто забывают о том, что профессиональная деятельность позволяет не просто производить какие-то товары или услуги, но прежде всего она дает возможность человеку реализовать свой творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала.

4. Профессия как исторически развивающаяся система. Естественно, сама профессия меняется в зависимости от изменения культурно-исторического контекста, и, к сожалению, возможны ситуации, когда изначальный смысл профессии может существенно извращаться.

5. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда. Это означает, что даже культурно-историческая ситуация (эпоха) не является тотально доминирующей, поскольку многое зависит от конкретных специалистов. Именно они должны сами определять место своей профессии (и свою личную «миссию») в общественной системе, а не просто выполнять работу «по инструкции». Именно благодаря конкретным специалистам данная наука и данная практическая сфера развиваются. Подлинное величие того или иного профессионала определяется тем, насколько он сумел содействовать развитию своей науки не столько «благодаря» сложившимся обстоятельствам (и социально-экономическим условиям), сколько «вопреки» этим обстоятельствам. Идеальным вариантом творческой самореализации в профессии является ситуация, когда работник даже неблагоприятные обстоятельства умеет использовать во благо.

Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова выделяют следующие основные характеристики профессии. Во-первых, это ограниченный вид трудовой деятельности вследствие исторического разделения труда; во-вторых, общественно полезная деятельность (хотя четкого критерия полезности не существует, но интуитивно даже простые люди прекрасно понимают, от какого работника больше пользы, а от какого – меньше); в-третьих, это деятельность, предполагающая специальную подготовку;

в-четвертых, деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение, моральное и материальное, дающее человеку возможность не только удовлетворять свои насущные потребности, но и являющееся условием его всестороннего развития; в-пятых, это деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус (то, чем человек занимается, дело человека, его работа – его главная «визитная карточка»).

Наконец, можно вспомнить определение профессии, данное еще в 1913 г. С.М. Богословским: «Профессия есть деятельность, и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию», но при условии, что эта деятельность «признается за профессию личным самосознанием данного лица». Последнее обстоятельство позволяет понять самую главную психологическую характеристику профессии – отношение конкретного работника к данной работе как к своей профессии . Заметим, что такое понимание профессии было предложено С.М. Богословским задолго до Э. Фромма, который позже рассуждал об «отчужденном характере», когда человек не воспринимает свою работу как личностно значимую.

Внешняя характеристика профессиональной деятельности осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, условий и средств деятельности. Предмет труда – это совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в ходе деятельности практически или мысленно взаимодействует. Средства труда – совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на него. Условия труда – система социальных, психологических, санитарно-гигиенических и физических характеристик деятельности.

Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, а также операционных средств ее реализации.

Специальность конкретизируется в профессии. Профессия – это группа родственных специальностей (например, профессия – врач, специальность – врач-терапевт; профессия – учитель, специальность – учитель математики; профессия – психолог, специальность – педагог-психолог). Под специальностью понимается также разновидность профессиональной образовательной программы в учебном заведении.

Квалификация – это уровень профессионального мастерства. Традиционно выделяют формальную квалификацию, выраженную в официально фиксированных разрядах, классах, званиях, категориях, и реальную квалификацию, т.е. тот уровень мастерства, который данный человек может действительно проявить. Нередко рассогласование между реальной и формальной квалификацией конкретного работника лежит в основе многих производственных конфликтов. Термином «квалификация», с одной стороны, обозначают требования профессии к знаниям и умениям работника, необходимым для выполнения трудовых задач. С другой стороны, квалификация – это характеристика освоенных человеком специальных знаний и умений. Нормативно заданное содержание квалификации специалиста определяется в государственных стандартах его подготовки. Человек, прошедший курс профессиональной подготовки и получивший документ о его успешном завершении, приобретает определенную квалификацию. Например, в дипломе специалиста-психолога указывается квалификация «Психолог. Преподаватель психологии». Таким образом, квалификация характеризует совокупность специальных знаний и умений, которые можно приобрести в процессе профессионального обучения.

Люди могут в разной мере быть компетентными по отношению к определенному кругу обязанностей. Выделяют следующие виды компетентности: а) специальную (профессиональную) компетентность умение выполнять профессиональные задачи на высоком уровне; б) социальную компетентность – владение человеком коммуникативными навыками, умениями эффективно работать совместно; в) личностную и индивидуальную компетентность владение приемами личностной саморегуляции, саморазвития, противодействия профессиональной деформации личности; готовность к профессиональному росту, личностный ресурс профессионального успеха (А.К. Маркова).

Должность является более размытым и путаным понятием, поэтому дать его определение сложнее. Например, иногда под должностью понимают разновидность руководящей работы. Иной раз должность совпадает с пониманием квалификации (старший, младший сотрудник). Более распространено понимание должности как любой фиксированной работы и профессии с четко очерченным кругом должностных обязанностей.

Выделение и рассмотрение понятия трудового поста и его структуры важно для уточнения производственного смысла отдельной профессиональной деятельности. Трудовой пост – это лишенное определенной конкретности, многомерное, разно– и многопризнаковое системное образование, основными составляющими которого являются: цели, представление о результате труда; заданный предмет труда; система средств труда; система профессиональных служебных обязанностей; система прав работника; производственная среда (предметные и социальные условия труда). Например, рабочее место почтальона определяется не его конкретным местом (стол и стул) в конкретном помещении, а целой системой разнообразных условий, обеспечивающих выполнение его основных обязанностей (а не просто «отсиживание» на конкретном стуле и по сути имитация работы). Трудовых постов в организации столько, сколько в ней работает людей.


| |