Домой / Домашний / Понятие социального обеспечения, его функции и формат. Виды функций социального обеспечения Реабилитационная функция социального обеспечения

Понятие социального обеспечения, его функции и формат. Виды функций социального обеспечения Реабилитационная функция социального обеспечения

Жизнь человека долгая и непредсказуемая, в любой момент каждый может оказаться в трудной жизненной ситуации, впоследствии чего может ухудшиться состояние здоровья, в итоге потеря основного источника заработка. В современной России при действующем принципе гуманизма, каждый гражданин имеет право на социальную поддержку от государства.

Руководствуясь основным тенденциям социально-экономического развития общества, все разнообразие допустимых рисков сосредоточилось в едином доминирующем социальном риске - потере трудового дохода.

Характерные признаки, позволяющие называть некие события социальным риском:

Обусловленность конкретной экономической системой и общественная организация труда;

Имущественные последствия в виде отсутствия дохода от любой трудовой деятельности, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;

Заинтересованность общества и государства в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.

С учетом объективной природы и влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в четыре основные группы (рис. 1 Виды социальных рисков).

Демографические и экономические риски напрямую не отражаются на трудоспособности дееспособного человека. Но конечно же, длительное отсутствие работы, бесспорно, приводит к всеобщему снижению уровня жизни членов семьи безработного и его членов семьи, а так же со временем потеря профессиональных навыков. Так же, дополнительные расходы связанные с многодетностью может привести к резкому снижению уровня жизни семьи, ухудшению состояния здоровья, ухудшению качества питания.

Итак, социальный риск - это вероятное событие, при наступлении которого наступает отсутствие материального обеспечения в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания.

В современной рыночной экономике нет автоматических механизмов защиты населения от социальных рисков, поскольку данные механизмы требуют значительные материальные затраты и не приносит прибыли. Поэтому данную задачу выполняет государство, достигшие определенного места в нише социально-экономического развития и осознание значимости для нормального функционирования общества. Государство, которое обеспечивает своих граждан, иностранцев, лиц без гражданства - находящиеся на территории странны, на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие можно назвать "социальным".

Рис. 1

Социальное государство - это государство, политическая направленность которого является перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости. Социальное государство создает систему социального обеспечения, принимает непосредственное участие в финансировании пенсий, компенсаций, пособий, медицинских и социальных услуг (рис.2 Социальное обеспечение).

Согласно Конституции РФ - человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Основная обязанность государства - признание, соблюдение и защита прав и свобод человека. В ст.7, ст.37-41 Конституции РФ раскрыты права на социальное обеспечение.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод что: социальное обеспечение - это проявление заботы государства о его гражданах, оказание материальной и социальной помощи нетрудоспособным по независящим от него причинам утраты заработка средств на существование.


Рис. 2

В связи с обширностью области деятельности социального обеспечения, у него имеется ряд функций, которые заслуживают внимания. Социальное обеспечение и общество связно невидимыми нитями. Общество и все его составляющие определенно влияет на социальное обеспечение. Для эффективного взаимодействия обратная связь имеет место быть в данной системе: благодаря своим функциям социальное обеспечение влияет на определяющие факторы.

Как известно современное общество делится на пять основных сфер деятельности: социальная, экономическая, политическая, духовно-идеологическая, семейно-бытовая. Функций социального обеспечения так же пять: социальная, экономическая, политическая, духовно-идеологическая, демографическая функции. Рассмотрим каждую из функцию более подробно.

1. Социальная функция.

Социальная функция отображает взаимосвязь социальной подсистемы общества и социального обеспечения. Социальное обеспечение, прежде всего направленно на предотвращение, смягчение и ликвидацию последствий от наступления различных тяжелых жизненных ситуаций. В зависимости от определенной ситуации можно выделить четыре подфункции:

защитная подфункция,

реабилитационная подфункция,

компенсационная подфункция,

политическая подфункция.

Защитная подфункция охватывает: защиту граждан от неблагоприятных последствий наступления жизненной ситуации (старость, инвалидность, болезнь, безработицы). Осуществляется эта функция при помощи выплат пенсий, пособий, материальной помощи и т.д.

Реабилитационная подфункция нацелена на осуществление системы медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мер, исполняемых в целях устранения или возможно полной компенсации ограничений жизнедеятельности граждан, связанных с нарушением здоровья человека и расстройством функций организма.

Главной задачей реабилитации является возрождение социального статуса гражданина, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Реабилитационная подфункция заключается в восстановлении физических и иных способностей нетрудоспособности, приспособление их к труду. Данная подфункция воплощается в реальность при помощи выплаты пенсий по нетрудоспособности, пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, устройство на работу и профессиональное обучение инвалидов обеспечение их протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения и т.д.

Компенсационная подфункция - это возмещение утраченного заработка или дохода, в том числе увеличение расходов в случае утраты заработка или дохода, снижения уровня материальной обеспеченности в связи с уходом на пенсию по старости, инвалидности, при потере кормильца, в случае рождения ребенка, при повышении розничных цен на предметы первой необходимости, безработице и др.

2. Экономическая функция.

Экономическая функция социального обеспечения заключается в позитивном влиянии на экономику в целом, на потребности и интересы людей как основных участников процесса производства. Экономическая функция содействует обеспечению доступности всех социальных услуг, а так же экономическому росту. Данная функция имеет сложную внутреннюю структуру и включает в себя 3 подфункции: производственная, распределительная и обеспечительная.

При помощи производственной подфункции мотивируются граждане к труду, а также увеличивается производительность труда, освобождаются трудовые ресурсы от пожилых и нетрудоспособных сотрудников, что позволяет молодым специалистам приобрести рабочие места. Тем самым социальное обеспечение способствует созданию крепких рыночных отношений и проведению экономических реформ.

Благодаря распределительной подфункции происходит доведение до потребителей особых материальных благ и услуг специальными способами. Распределительная подфункция включает в себя способы аккумуляции средств в особых фондах и распределение их на различные цели - это действия органов местного самоуправления, организации по отчислению денежных средств в фонды, направленные на социальное обеспечение, но назначению указанных денежных средств для выплат пенсий, пособий и обслуживания пенсионеров.

Обеспечительная подфункция отвечает за поддержание достаточного уровня благосостояния лиц, для которых средства социального обеспечения являются основным источником существования.

3. Политическая функция.

Политическая функция осуществляет взаимосвязь социального обеспечения и политики, прежде всего это социальная политика. Социальное обслуживание является средством, при помощи которого реализуются цели социальной политики. Институты и учреждения социальной политики способствуют практическому осуществлению всех социально-политических мероприятий, запланированных государством. Социальное обеспечение играет существенную роль в решении большого количества общих задач социальной политики в данный момент: улучшение материального благосостояния различных слоев населения, понижение уровня риска социальной напряженности, предотвращение ухудшения уровня жизни населения.

4. Духовно-идеологическая функция

Духовно-идеологическая функция обусловлена связью социального обеспечения и духовной сферы общества. Социальное обеспечение взаимодействует и с социальной сферой в целом, и с ее компонентами - всевозможными формами и уровнями общественного сознания, прежде всего с моралью, идеологией, социальной психологией. Поэтому в составе духовно-идеологической функции можно условно выделить три подфункции: идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункции.

Идеологическая подфункция определяет взаимосвязь между идеологией и социальным обеспечением. Идеология отражает взгляды всех слоев населения на разные стороны жизни, в том числе и социальное обеспечение, которое активно сказывается на его сущности и характере. Эффективное социальное обеспечение положительно влияет на подсознание людей, тем самым укрепляя доверительное отношение с государством.

Моральная подфункция охватывает взаимосвязь этического убеждения и социального обеспечения, существующие в современном обществе. Большое значение в этом случае имеют этические взгляды общества на отношение к малоимущим, убогим, детям, старикам, инвалидам. Социальное обеспечение включает в себя оказание материальной помощи экономически неактивным гражданам, обеспечение семей, потерявших кормильца, помощь в воспитании детей и т.д. Кроме того, благодаря моральной подфункции социальное обеспечение способствует укреплению нравственности в современном обществе.

Социально-психологическая подфункция специализируется на организации взаимосвязи социальной психологии и социального обеспечения. Для каждого человека большое значение имеет уверенность в светлом будущем, благодаря социальному обеспечению реализация данной подфункции дает людям уверенность в завтрашнем дне, в социальной защищенности, чем оказывает положительное влияние на развитие социальной психологии.

5. Демографическая функция.

Последняя, но так же очень важная функция демографическая, она включает в себя воздействие социального обеспечения на все демографические процессы, протекающие в обществе. Состояние общего уровня социального обеспечения напрямую зависит от демографической структуры населения и характерных демографических процессов. Социальное обеспечение благодаря социальным программам оказывается положительное влияние на демографические процессы. В основе демографической функции лежит создание социального стимулирования, поддержки и развития семей, увеличение рождаемости, а так же снижение уровня смертности населения.

Функции социального обеспечения - это определенные его природой и целевым назначением направления воздействия на общество.

Между социальным обеспечением и обществом как системой и его элементами существует цепь связей. Общество и его составляющие воздействуют на социальное обеспечение. Это воздействие является первичным и определяющим. Одновременно имеет место обратных связей: социальное обеспечение с помощью своих функций влияет на обусловливающие его факторы. Выполняя эти функции, социальное обеспечение представляет собой активный фактор развития общества.

Социальное обеспечение обладает определенными функциями, наличие которых позволяет ответить на вопросы: каково значение и предназначение социального обеспечения в жизни общества и государства?

В специальной правовой литературе выделяют экономическую, политическую, производственную, реабилитационную демографическую, духовно-идеологическую, защитную функции социального обеспечения.

Экономическая функция социального обеспечения должна заключаться, главным образом, в следующем:

  • ? в замещении заработка или дохода, связанного с трудом (или содержания), тем лицам, которые его утратили в силу жизненных всевозможных обстоятельств - в связи с возрастом, инвалидностью, потерей кормильца, болезнью, безработицей и др.;
  • ? в частичном возмещении дополнительных расходов гражданам, вызванных различными объективными причинами, - рождением и содержанием ребенка, уходом за малолетними детьми и престарелыми гражданами, инвалидами и т.п.;
  • ? в оказании помощи и поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации - бедность, сиротство, вынужденное переселение и пр.

Источником финансирования для осуществления этой функции являются средства, аккумулируемые в целевых источниках: в специализированных фондах социального страхования (ПФР, Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС России), фонды обязательного медицинского страхования ФФОМС, ФОМС); в федеральном бюджете, в котором имеются специальные статьи расходов на социальные нужды; в региональном бюджете (в бюджетах субъектов Российской Федерации); в иных фондах социальной поддержки населения. В будущем не исключается возможность появления подобных средств в бюджетах органов местного самоуправления.

Экономическая функция состоит в перераспределении финансовых средств и на практике выражается в предоставляемых гражданам видах социального обеспечения - пенсиях, пособиях, компенсациях и т.п.

Вне всякого сомнения, достаточность средств в указанных источниках и их постоянное поддержание - это главная цель государства. От их объема зависит экономическая основа социального обеспечения, развитие его будущего - чем больше средств имеется в указанных источниках, тем выше размер социальных выплат. Однако в настоящее время их уровень в России не отвечает требованиям многих международных норм, например Конвенции МОТ 1952 г. о минимальных нормах социального обеспечения.

Отсюда вытекает главная задача государства - создание условий, при которых общество было бы заинтересовано в пополнении вышеуказанных источников. Это может достигаться разными приемами, применяемыми государством, например созданием оптимального общего режима налогообложения в увязке с социальными страховыми платежами для всех участников рыночных отношений независимо от их организационно-правовых форм (крупного и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей).

Социальное обеспечение связано с общественным производством, влияет на него. Это влияние составляет его производственную функцию. Внешне она выражается в том, что право граждан на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой или служебной деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит (и должен зависеть) от ее характера и размера вознаграждения за труд. Мировой опыт также свидетельствует, что по мере все большего воплощения в жизнь, например, принципов обязательного социального страхования это влияние возрастает, поскольку усиливается стимулирующее значение социального обеспечения для повышения производительности труда и профессионального уровня работающих.

Социальное обеспечение способствует также своевременному уходу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться. Как в реальной жизни проявляется данная функция социального обеспечения? Рассмотрим на примере трудовой пенсии по старости. Трудовая (страховая) пенсия по старости исходя из ее сущности - это денежная выплата, заработанная трудом посредством уплаты обязательных страховых платежей за счет заработной платы работника. В самом наименовании пенсии видна связь с трудом. Именно длительность труда, выражаемая в стаже работника, а соответственно, и объем внесенных страховых платежей должны определять в конечном итоге право на трудовую пенсию и ее сумму (исходя из принципа солидарности данного пенсионного страхования). Иными словами, право на трудовую пенсию должно напрямую зависеть от участия граждан в общественном производстве, от их общественно-полезной деятельности и соблюдения иных условий, установленных в правовых нормах. Поэтому под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, иных периодов времени, признаваемых социально значимыми, с учетом которых устанавливается трудовая пенсия по старости, а в соответствующих случаях и другие виды трудовых пенсий. При этом должны учитываться особенности трудового стажа: во-первых, длительность трудового стажа измеряется количественно; во-вторых, стаж имеет качественную характеристику, отражающую условия и характер, в которых протекала трудовая деятельность; в-третьих, в предусмотренных законодательством случаях в стаж работника включается время, когда он не работал, но за ним сохранялось его место работы или должность; в-четвертых, в стаж включается как оплачиваемая общественно полезная деятельность, так и время некоторой неоплачиваемой деятельности; в-пятых, в трудовой стаж включаются периоды времени, когда гражданин не работал и не был занят какой-либо деятельностью, но при соблюдении определенных условий.

В 1998 году в деловой оборот было введено новое понятие - страховой стаж. Его появление обусловлено проводимой пенсионной реформой. Главная ее задача - создание эффективного механизма, который обеспечивал бы соответствие условий предоставления и размеров трудовых пенсий объему (доле) участия в обязательном пенсионном страховании каждого конкретного лица. Иными словами, размер трудовой пенсии должен зависеть от продолжительности периода страхования, т.е. периода внесения каждым застрахованным лицом страховых взносов от своих трудовых доходов, заработков и величины страховых взносов в ПФР.

В Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Закон 2001 г. о трудовых пенсиях) говорится, что страховой стаж - это суммарная продолжительность периодов работы и (или) деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Из данного определения видно, что новое пенсионное законодательство сохранило некоторую преемственность в учете видов общественно полезной деятельности и некоторых иных периодов в жизни граждан, засчитываемых в страховой стаж, когда они не работали и не занимались какой-либо общественной деятельностью.

На первый взгляд в принципиальном плане здесь ничего не изменилось. Однако анализ содержания норм, касающихся иных периодов времени, засчитываемых в страховой стаж, свидетельствует о другом. Так, п. 1 ст. И Закона 2001 г. о трудовых пенсиях не содержит, например, упоминания о периодах подготовки к профессиональной деятельности в форме обучения в образовательных учреждениях различных типов. Возникает вопрос: не повлечет ли исключение из страхового стажа этих и иных периодов общественно полезной деятельности снижение качества труда, а в конечном итоге и влияние самой производственной функции социального обеспечения? Ведь право на многие виды социального обеспечения (например, трудовые пенсии, страховые пособия, льготы) теперь уже может быть не обусловлено самой трудовой деятельностью и ее продолжительностью. В свою очередь уровень социального обеспечения уже в меньшей степени будет зависеть от самого труда, его характера и размера вознаграждения за него и т.д. В этой связи логично возникает другой вопрос: будет ли работник заинтересован в качестве своего труда, в наличии постоянного места работы, в стабильно повышающемся заработке? Скажется ли это положительно на состоянии эффективности народного хозяйства страны, и особенно в тех отраслях и производствах, где был и остается недостаточно высокий уровень оплаты труда?

Ранее действовавший принцип определения уровня пенсионного обеспечения можно было схематично представить так: длительный стаж - высокий заработок (трудовой доход) - высокий размер пенсии. Надо признать, что сейчас действует иной принцип, установленный новым законодательством о трудовых пенсиях. В настоящее время действует формула: более высокий заработок (доход) - большие отчисления страховых взносов (на будущую трудовую пенсию) в ПФР - страховой стаж - больший размер пенсии. Подтверждением этому может служить следующая новелла. Согласно п. 2 ст. 6 и 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», предусмотрено добровольное вступление лиц в правоотношения по одноименному пенсионному страхованию - как за себя, так и за другое физическое лицо. Мотивы здесь понятны - вовлечение дополнительных финансовых средств в ПФР и снижение числа лиц, претендующих на получение социальной пенсии. Она выплачивается тем, кто по каким-либо причинам не имеет права на трудовую пенсию, т.е. не выработал пятилетнего минимального страхового стажа. Для таких лиц установлены страховые взносы в форме фиксированного платежа. На деле может произойти следующее. Работники бюджетной сферы, имеющие 30-35 лет страхового стажа, но низкий заработок, будут получать гораздо меньший размер пенсии, чем те, кто имеет стаж 5 лет, но за них (или они сами) вносили максимальный фиксированный платеж. Насколько это справедливо в социальном аспекте? На наш взгляд, подобные нововведения свидетельствуют о воплощении в российское пенсионное обеспечение принципа либеральной экономики - свободы выбора труда и будущего пенсионного обеспечения. Насколько это сочетается с основными функциями и принципами России как социального государства, записанными в Конституции 1993 г.? Не есть ли в этом противоречие? Следовательно, государство должно всесторонне и взвешенно подходить к принятию правовых решений, касающихся сферы социального обеспечения.

Политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. Она призвана целенаправленно влиять на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений, осуществляется через меры социальной защиты и главным образом через социальное обеспечение. Так, в 1999 г. Федеральным законом «О государственной социальной помощи» введено новое основание для предоставления социального обеспечения в виде государственной социальной помощи - бедность. Хотя законодатель называет граждан, находящихся в бедности, малоимущими. Появился новый субъект социального обеспечения - граждане, имеющие среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Таковых в России, по разным оценкам, насчитывается от 2 /з до 3 /25 от общей численности населения. Число же обращающихся за такой помощью лиц составляет не более У4 нуждающихся. Это свидетельствует о неэффективности данного способа борьбы с бедностью. Причин множество. Главная из них, на наш взгляд, - отсутствие государственной системы эффективного обеспечения дохода независимо от статуса граждан.

От степени эффективности выполнения политической функции, социального обеспечения зависит социальная стабильность в обществе. Социальная напряженность, существующая в российском обществе на современном этапе, свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения пока еще не в полной мере отвечает потребностям большинства населения.

Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы - на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости и др. Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому сокращению потребления пенсионеров, стал причиной высокой смертности среди лиц пожилого возраста и инвалидов. Отсутствие эффективной государственной системы социальной помощи семьям с детьми, игнорирование позитивного прошлого опыта влечет за собой существенное снижение рождаемости в стране. Как это происходит на практике? Рассмотрим на примере трудового стажа. Ранее действовавший Федеральный закон от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривал включение в общий трудовой стаж периода ухода неработающей матери (или другого родственника) за каждым ребенком в возрасте до трех лет (и 70 дней - для матери), но не более девяти лет в общей сложности.

При закреплении такого правила руководствовались следующим. Непосредственная биологическая связь между ребенком и матерью наиболее тесно сохраняется первые два-три года жизни ребенка; физическое и нравственное здоровье ребенка закладывается именно в эти годы. Пребывание ребенка в семье не требует затрат на строительство новых и содержание имеющихся детских дошкольных учреждений и т.д. Этим самым государство, включая период ухода за ребенком в общий трудовой стаж, признавало особую роль такого подхода в решении проблемы простого воспроизводства населения в России. Наличие в семье трех детей поощрялось через правовые институты трудового стажа и трудовых пенсий. Период ухода за детьми в возрасте до трех лет (но не более девяти лет в общей сложности) включался в трудовой стаж при назначении трудовой пенсии. Это подкреплялось и существовавшими тогда более высокими размерами пособий, связанных с материнством, отцовством и детством.

Иное дело сейчас. С 1 января 2002 г. при назначении трудовых пенсий учитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности. Последствия такого решения государства очевидны. Эффективность действия данной пенсионной нормы сомнительна, учитывая складывающуюся демографическую ситуацию в России. Кроме того, очевидно, что действующая государственная система социальной помощи семьям с детьми недостаточно развита и не отвечает современным требованиям. В то же время в стране вводится такой проект материнского капитала, который можно рассматривать как временную меру государства. Такая социальная программа направлена на решение острой проблемы текущего момента. С точки зрения устойчивого демографического роста, воспроизводства населения на фоне неблагополучной экологической обстановки и состояния отечественной медицины она не может признаваться эффективным методом. Налицо снижение роли демографической функции социального обеспечения и недооценка возможных последствий в будущем.

Социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков (болезни, инвалидности, старости, смерти кормильца, безработицы, бедности) путем предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. На практике она должна выражаться, например, в следующем. Как известно, инвалидам трудно устроиться на работу в силу различных ограничений. Следовательно, государство обязано создать всевозможные условия для реализации их ограниченной трудоспособности. Такими мерами могут быть не только законодательно установленные квоты рабочих мест для инвалидов и пожилых, но и создание для них специальных рабочих мест и пр.

Посредством данной функции осуществляется и реабилитационное направление социального обеспечения, целью которого является восстановление (полное либо частичное) полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать и т.д.

Наряду с указанными выше функциями социального обеспечения выделяют защитную функцию. Она проявляется в том, что, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, общество ставит задачу защитить их в трудной жизненной ситуации, оказать помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т.д.).

В последние годы стали выделять духовно-идеологическую функцию социального обеспечения с идеологической, моральной и социально-психологической подфункциями . На наш взгляд, к перечисленным функциям следует добавить морально-этическую функцию социального обеспечения. Ведь в основу существования социального государства заложены моральные (нравственные) начала. По своей сути они входят в содержание принципов, которые пронизывают все отношения в области социального обеспечения. Социальное обеспечение в социальном государстве осуществляет на практике его нравственные начала, воплощает его принципы. Это дает основание определить и выделить такую функцию социального обеспечения.

Полагаем, что имеет право на существование и такая функция социального обеспечения, как профилактическая (превентивная). Профилактика в обобщенном виде представляет собой систему мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья и продлению жизни человека. В советский период придавалось особое значение индивидуальной и общественной профилактике. Индивидуальная профилактика развивала рациональный режим и гигиеническое поведение в быту и на производстве, общественная - как система государственных, общественных и медицинских мероприятий в рабочих коллективах - являлась основой охраны здоровья граждан. С конца 80-х гг. XX в. об этом важном направления социальной деятельности государства забыли.

В настоящее время она проявляется только в рамках трудовых отношений - через систему охраны труда, да и то в усеченном виде.

В сфере социального обеспечения слабый механизм действия данной функции очевиден в обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и случаев временной нетрудоспособности. Некое проявление превентивной функции можно видеть и в предоставляемом единовременном пособии женщинам, вставшим в ранние сроки беременности на учет в медицинских учреждениях.

Признание существования превентивной функции социального обеспечения, методологическое ее обоснование и разработка в практических целях, ее законодательное закрепление будут в конечном счете вести к экономии финансовых средств и ресурсов, направляемых на социальное обеспечение.

На примере функций социального обеспечения видно, что чем больше государство будет учитывать их наличие и признавать их влияние на общество, тем эффективнее проводимые в стране социальные реформы и система социального обеспечения.

  • Шайхатдинов ВШ. Система социальной защиты в регионе и обеспечения населения в современной России // Социальная защита в регионе. Екатеринбург, 1999.С. 64, 65.

Функции социального обеспечения - Это обусловленные его природой и целевым назначением направления воздействия на общество.

Между социальным обеспечением и обществом как системой и его элементами существует цепь связей. Общество и его составляющие воздействуют на социальное обеспечение. Это воздействие является первичным и определяющим. Одновременно имеет место цепь обратных связей: социальное обеспечение с помощью своих функций влияет на обусловливающие его факторы. Выполняя эти функции, социальное обеспечение представляет собой активный фактор развития общества.

Воздействие на общество осуществляется социальным обеспечением как целостной системой. В то же время каждая из основных сфер общества подвергается воздействию соответствующей функции. Поскольку общество подразделяется на пять основных сфер: экономическую, социальную, политическую, духовно-идеологическую и семейно-бытовую, - необходимо различать экономическую, социальную, политическую, духовно-идеологическую, демографическую функции социального обеспечения.

Экономическая функция социального обеспечения заключается в его положительном воздействии на экономику, на интересы и потребности людей как участников процесса производства. Она имеет сложную внутреннюю структуру и состоит из ряда взаимосвязанных подфункции: распределительной, обеспечительной и производственной.

С помощью распределительной подфункции происходит доведение до потребителей специфических материальных благ и услуг особым экономическим способом. Данная подфункция заключает в себе способы аккумуляции средств в особых фондах и их распределения на различные цели - это действия органов государства, органов местного самоуправления, организаций по отчислению денежных средств в фонды, предназначенные для социального обеспечения, но направлению указанных средств для выплаты пенсий, пособий, обслуживания пенсионеров и др.

Сущность обеспечительной подфункции состоит в поддержании достаточного уровня материального благосостояния лиц, для которых средства социального обеспечения (пенсии, пособия и проч.) являются источником существования, в предупреждении обнищания народа.

Производственная подфункция включает в себя стимулирование граждан к труду, а также повышение производительности труда, воспроизводства рабочей силы путем создания благоприятных условий для формирования способности к труду у несовершеннолетних и освобождения трудовых ресурсов от пожилых и нетрудоспособных работников. Тем самым социальное обеспечение способствует созданию рыночных отношений, проведению экономических реформ.

Социальная функция отражает взаимосвязь социального обеспечения и социальной подсистемы общества.

Социальное обеспечение направлено прежде всего на предупреждение, смягчение или устранение последствий наступления различных жизненных ситуаций. В зависимости от конкретной ситуации в социальной функции можно выделить защитную, реабилитационную и компенсационную подфункции.

Защитная подфункция заключается в защите граждан от неблагоприятных последствий наступления жизненных ситуаций (болезнь, инвалидность, старость и т.п.), а также от последствий перехода к рыночной экономике (безработица и т.п.). Это происходит путем выплаты пенсий, пособий, материальной помощи, предоставления услуг и т.д.

Реабилитационная подфункция состоит в восстановлении физических и иных способностей нетрудоспособных, приспособлении их к труду. Она осуществляется с помощью таких видов обеспечения, которые помогают восстановлению трудоспособности граждан и вовлечению их в трудовую деятельность (пенсии по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов, снабжение их протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения и т.д.).

Компенсационная подфункция - это возмещение утраченного заработка или дохода, а также повышенных расходов в случае утраты заработка или дохода, снижения уровня материальной обеспеченности в связи с уходом па пенсию по старости, инвалидности, при потере кормильца, в случае рождения ребенка, при повышении розничных цен на предметы потребления, безработице и др.

В политическую функцию входит связь между социальным обеспечением и политикой, прежде всего социальной политикой. Социальное обеспечение служит средством, с помощью которого реализуются цели социальной политики. Его институты и учреждения способствуют практическому осуществлению социально-политических мероприятий, намеченных государством. Социальное обеспечение играет важную роль в решении ряда общих задач социальной политики в современный период: предотвращении дальнейшего снижения жизненного уровня населения, улучшении материального положения его различных групп и слоев, снижении роста социальной напряженности в обществе.

Духовно-идеологическая функция социального обеспечения обусловлена связью между социальным обеспечением и духовно-идеологической сферой общества. Социальное обеспечение взаимодействует как с социальной сферой в целом, так и с ее компонентами - различными формами и уровнями общественного сознания, прежде всего с идеологией, моралью, социальной психологией. Поэтому в составе данной функции можно условно выделить идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункции.

Идеологическая подфункция составляет отношения между социальным обеспечением и идеологией. Идеология отражает воззрения классов и слоев общества на различные стороны жизни, в том числе и на социальное обеспечение, активно влияет на его характер и сущность. В свою очередь, эффективное социальное обеспечение положительно воздействует па сознание людей, укрепляет их доверие к государству.

Моральная подфункция охватывает связь между социальным обеспечением и этическими воззрениями, существующими в данном обществе. Существенное значение здесь имеют этические взгляды общества на отношение к малообеспеченным, детям, старикам, инвалидам. Социальное обеспечение включает предоставление материальной помощи экономически неактивным гражданам, обеспечение семей, потерявших кормильца, помощь в воспитании детей и т.д. Кроме того, благодаря моральной подфункции социальное обеспечение способствует укреплению нравственных начал в обществе.

Социально-психологическая подфункция основана на взаимосвязи социального обеспечения и социальной психологии. Для человека особое значение имеет уверенность в завтрашнем дне. Социальное обеспечение способствует реализации уверенности людей в будущем, их социальной защищенности, тем самым оказывая положительное воздействие па развитие социальной психологии.

Демографическая функция подразумевает воздействие социального обеспечения на демографические процессы, происходящие в обществе. Состояние социального обеспечения зависит от демографической структуры населения, характера демографических процессов. В свою очередь, социальное обеспечение оказывает активное положительное влияние на демографические процессы. В содержание демографической функции входит материальное стимулирование создания, развития и укрепления семьи, повышения рождаемости и др.

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.

Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

Характерными признаками , позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском , служат:

  • обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;
  • имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;
  • заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.

С учетом объективной природы и в зависимости от влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (виды социальных рисков ).

  1. экономического характера (безработица);
  2. физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);
  3. производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);
  4. демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека.
Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его .

Государство, обеспечивающее своим , иностранцам и лицам без , находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг.

Основные критерии (признаки) социального обеспечения :

  1. источники финансирования : за счет специальных фондов, образуемых государством (специальных внебюджетных фондов: социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения);
  2. круг лиц, подлежащих обеспечению : общепринято, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе применительно к конкретным видам обеспечения (нетрудоспособные; лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; и т.д.);
  3. условия предоставления обеспечения : только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.);
  4. цели предоставления обеспечения : ближайшие, промежуточные, конечные. Так, при обеспечении женщины пособием по беременности и родам ближайшей целью является материальная поддержка женщины в тот период, когда она освобождается от работы перед или после родов. Промежуточной целью является забота о здоровье матери и ребенка. Конечной целью является воспитание здорового поколения и рост народонаселения страны. Однако следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества. Действительно, жизненные ситуации, в которых оказывается гражданин, требуют от него, как правило, повышенных материальных затрат либо дополнительных физических, психических, нравственных усилий по сравнению с другими членами общества.

Социальное обеспечение - форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

  1. экономической;
  2. политической;
  3. демографической;
  4. социально-реабилитационной;
  5. профилактической.

Экономическая функция заключается:

  1. в частичном возмещении заработка или иного трудового дохода, утраченного в связи с безработицей, нетрудоспособностью, а также внутрисемейного содержания в связи с потерей кормильца;
  2. в частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей);
  3. в оказании минимальной денежной, натуральной и иной помощи безработным, малоимущим лицам и семьям;
  4. в предоставлении бесплатных для потребителя медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, лекарственной помощи).

Источниками финансирования социального обеспечения служат единый социальный налог (ЕСН), средства бюджетов различных уровней, страховые взносы, а также иные установленные законом поступления. Часть ЕСН перечисляется в виде страховых взносов во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования РФ (ФСС). Средства фондов являются федеральной собственностью.

Функции социального обеспечения

Социальное обеспечение является одним из важнейших направлений государственной социальной политики. Поскольку это достаточно обширная сфера, то она затрагивает несколько значимых областей жизни человека. Немаловажно и то, какие функции выполняет современное социальное обеспечение, и каким образом оно согласуется с постоянно меняющимися условиями окружающей действительности.

Сегодня специалисты выделяют следующие функции социального обеспечения:

  1. Экономическая функция социального обеспечения;
  2. Демографическая функция социального обеспечения;
  3. Социально-реабилитационная функция социального обеспечения;
  4. Охранительная функция социального обеспечения;
  5. Политическая функция социального обеспечения.

В этой части статьи мы проанализируем первые четыре функции. Одной из основных, безусловно, принято считать экономическую функцию социального обеспечения. Она заключается в том, что государство или сопутствующие органы полностью или частично возмещают доход и заработок гражданам, которые временно или перманентно утратили способность осуществлять свою трудовую деятельность. Утрата может произойти по причине безработицы, из-за нетрудоспособности (травма или инвалидность гражданина), потеря кормильца, потеря внутрисемейного содержания.

Также стоит отметить, что социальное обеспечение позволяет вовремя вывести из общественного производства устаревшую рабочую силу и лиц, которые не имеют возможности полноценно осуществлять свою трудовую деятельность. При этом, граждане понимают, что у них будут иные источники социального обеспечения, и что в материальном плане они не будут нуждаться, так как государством и соответствующими органами предусматривается создание материально и экономически благоприятных условий для жизни в различных жизненных ситуациях (выход на пенсию, травма, инвалидность).

Демографическая функция социального обеспечения предполагает, что государство и соответствующие уполномоченные органы и учреждения имеют возможность стимулировать воспроизводство населения, которое необходимо для того, чтобы государство развивалось нормально, в соответствии с международными требованиями. Эта функция крайне важна, поскольку сейчас демографическая ситуация в большинстве регионов нашей страны достаточно неблагоприятная, и необходимо мотивировать людей к тому, чтобы не отказываться от вступления в брак, а также от рождения детей.

Также демографическая функция оказывает влияние на продолжительность жизни населения, на его воспроизводство, на стимулирование рождаемости, снижение уровня детской заболеваемости и смертности. В условиях интенсивного старения населения крайне важно контролировать данные процессы и снижать риски полного вымирания некоторых сообществ. Таким образом, демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения государства, а также воспроизводству здорового населения, повышения уровня продолжительности жизни за счет создания наиболее благоприятных условий окружающей действительности и обеспеченности граждан всеми возможными и жизненно необходимыми услугами и товарами.

Социальная функция (иными словами специалисты называют ее социально-реабилитационной) – это функция, которая направлена на поддержание социального статуса граждан в случае, если они оказываются в трудных жизненных ситуациях, или сталкиваются с некоторыми социальными рисками. Сегодня к социальным рискам следует относить такие, как:

  • Болезнь гражданина;
  • Состояние инвалидности;
  • Старость;
  • Смерть гражданина, который является единственным кормильцем в семье;
  • Безработица;
  • Достижение состояния бедности.

Специфика политической функции

Политическая функция социального обеспечения граждан рассматривается специалистами как отдельное отраслевое направление. Связано это с тем, что она обладает собственными спецификами, которые выражаются в ее воздействии на социальную сферу общества. Так, политическая функция способствует постепенному ослаблению социальной напряженности, которая присутствует в обществе. Она вызвана некоторыми факторами, одним из которых является чрезмерное различие в уровне жизни различных слоев населения.

Жители нашей страны неоднократно видят подтверждения того, что богатые категории населения живут в достатке и могут позволить себе абсолютно все. Тем временем, большая часть населения относит себя к категории бедных, или вовсе объективно проживает за чертой бедности. Такой разрыв провоцирует граждан к тому, чтобы выступать против созданной ситуации. Но именно благодаря политической функции есть шанс того, чтобы сгладить этот разрыв, помочь бедным не ощущать себя обездоленными и лишенными некоторых необходимых благ и услуг, а также ресурсов.

Замечание 1

В Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что Россия – это социальное государство. Его политика, в том числе ее социальная отрасль, направлена на создание наиболее благоприятных условий, которые обеспечивают достойную жизнь гражданам, а также свободное развитие каждого отдельного человека.

Любой граждание обладает гарантиями социального обеспечения в различных случаях: по достижении пенсионного возраста, в связи с болезнью или инвалидностью, а также по потере кормильца. Нередко граждане нуждаются в средствах на воспитание детей, а также могут претендовать на социальное обеспечение со стороны государства во многих случаях, которые предусмотрены законодательством.

Таким образом, политическая функция социальной защиты направлена на создание той самой благоприятной обстановки, а также на более равные условия к тому, чтобы граждане не ощущали разницы в социальном положении друг друга, а также разницы в разрыве их доходов и материальных благ. Все функции социального обеспечения неразрывно связаны друг с другом, поэтому нельзя сказать, что какая-то из них носит большее значение, а какая-то имеет меньшее влияние на создание комфортных и эффективных условий для последующего развития общества.