Домой / Управление бизнесом / Культурно досуговые мероприятия по направлениям. Основные формы организации досуговой деятельности. Благодаря социализации молодой человек приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль

Культурно досуговые мероприятия по направлениям. Основные формы организации досуговой деятельности. Благодаря социализации молодой человек приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль

Социальная природа досуга.

Свободное время - это время досуга, которым человек располагает сам, по собственному усмотрению, не связывает с непреложными обязанностями и обязательствами, может использовать для удовлетворения своих потребностей и стремлений. Наиболее распространенное определение досуга звучит так: досуг - это свободное от работы и учебы время, остающееся за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат. В рамках досуга, как правило, выделяют пассивный и активный отдых. Основная функция пассивного отдыха - релаксация (уменьшение напряжения, расслабление). Для релаксации специально выделяют и оформляют места отдыха (комнаты отдыха, зоны отдыха и т.п.).

В содержательном плане структура досуга включает общение; спортивно-оздоровительную деятельность, игры и отдых на природе; пассивно-репродуктивную или развлекательную деятельность (прогулки, просмотр телепередач, слушание музыки, посещение дискотек и т.п.); интеллектуально-познавательную деятельность активного характера (чтение, занятие в кружках, посещение факультативов и т.п.); художественное, техническое, естественнонаучное и т.п. творчество; любительскую деятельность прикладного характера (шитье, вязание, фотодело и т.п.); общественно активную деятельность (деятельность в рамках общественных движений, объединений, организаций, благотворительную деятельность, взаимопомощь) и т.д.

Часть жизненной среды человека, предназначенную для отдыха, преодоления усталости и утомления, восстановления физического и психического здоровья, обозначают как сферу досуга, инфраструктуру отдыха и рекреационную (восстанавливающую) среду. Характеристики сферы досуга дают исчерпывающую информацию о культуре использования свободного времени: выступают признаком социального взросления, становления личности в детстве, отражают уровень и состояние воспитательно-образовательной деятельности и взаимодействия с ребенком в семье, школе, ближайшем микросоциуме.

Наиболее распространенной формой организации досуга выступает клубная деятельность. Она активно используется социальными педагогами как в целях профилактики, так и социальной реабилитации и коррекции.

Клубная работа - один из видов социальной деятельности, сфера реализации интересов и индивидуально-творческой активности личности. Как считает В. В. Полукаров, рекреационная деятельность преимущественно имеет восстановительный характер, досуговая - восстановительный и творческий характер, а клубная, будучи непременно творческой, носит созидательную направленность.

Клубная деятельность организуется на принципах добровольности объединения людей с общими интересами, а также самодеятельности и самоуправления, учета их возрастных и социокультурных особенностей. Следует прислушаться к рекомендациям одного из первых организаторов досуговых клубных объединений С. Т. Шацкого: чтобы соперничать с улицей, клуб должен создавать среду, в которой детям было бы интересно; работники клуба должны обладать фантазией, уметь разнообразить формы работы.



Посещения клуба способствуют включению ребенка в многообразные социально ценные и личностно значимые виды деятельности, в гуманистически ориентированные межличностные отношения со сверстниками и взрослыми; формируют опыт социального поведения, необходимый для успешного вхождения в систему общественных отношений; выявляют и развивают интеллектуальные, коммуникативные, экспрессивные, инструментальные способности.

Привлекательность клубной жизни для детей и подростков определяется:

Игровой формой усвоения будущих социальных ролей;

Разнообразной по характеру деятельностью, которая позволяет решить проблему профессионального самоопределения, самопознания;

Возможностью удовлетворить потребность в общении. В отличие от бессодержательного времяпрепровождения на улице ребята общаются в клубе на основе общих полезных дел, увлечений, интересов;

Гуманистически выстроенными по сравнению с уличными межличностными отношениями (недопустимы насмешки, унижения, физическая расправа над слабыми и т.п.);

Развитым самоуправлением, относительной автономией от взрослых.

В настоящее время происходит процесс восстановления клубной работы по месту жительства. Одни клубы существуют как образовательные учреждения дополнительного образования детей, другие - как чисто досуговые учреждения либо как общественные организации.

Целями организации клубной воспитательной деятельности с детьми и подростками в микрорайоне в зависимости от условий (наличия материальной базы, сети образовательных учреждений) могут быть:

Социально-педагогическая защита подростков (предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми; развитие способностей и интересов личности, защита ее прав; формирование и развитие личностных качеств подростка, необходимых для позитивной жизнедеятельности);

Увеличение степени самостоятельности детей и подростков, развитие их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

Создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;

Адаптация или реадаптация детей и подростков в обществе;

Компенсация дефицита общения в школе, семье, в среде сверстников;

Дополнительное образование, получаемое в соответствии с жизненными планами и интересами воспитанников.

Базовыми учреждениями системы образования для организации работы по месту жительства традиционно являются школы и учреждения дополнительного образования детей, включая подростковые клубы по месту жительства, центры, дома и дворцы детского и юношеского творчества, центры и станции юных туристов, техников, детско-юношеские спортивные школы и др.

Нормативной базой деятельности подростковых клубов, зарегистрированных как образовательные учреждения дополнительного образования детей, служит Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Их аттестация проводится государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации (приказ Минобразования России от 23.03.99 № 812).

Примерный устав и направления деятельности подобных учреждений определены в письме Минобразования России, Госкоммолодежи России и Госкомспорта России от 12.03.96 № КШ 21/294-04/53 ≪О работе подростковых и молодежных клубов по месту жительства граждан≫.

Положительной чертой последних лет стала интеграция усилий подростковых клубов и иных учреждений по месту жительства разной ведомственной подчиненности, создание ассоциаций, союзов, городских и районных центров, объединяющих педагогов, работающих в учреждениях социально-педагогической направленности. Такая тенденция проявляется, например, в деятельности клубов по месту жительства, существующих в рамках

Анализ опыта последних лет позволяет определить приоритетные направления клубной деятельности по месту жительства:

Помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;

Помощь подростку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение, успеваемость и посещение общеобразовательного учреждения;

Привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций по месту жительства;

Изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;

Индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье и т.п.;

Выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций;

Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи;

Решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной деятельности вне учебного процесса;

Организация реабилитационных лагерей для дезадаптированных детей;

Проведение летних профильных смен (трудовых, творческих, досуговых, спортивных) по месту жительства подростков на базе клубов, школ и иных учреждений дополнительного образования детей.

Еще одной организационной формой, используемой в социально-педагогической деятельности, является кружковая (мастерские, секции и т.п.) и студийная (детские творческие коллективы, любительские объединения и т.п.) работа. Кружок - объединение любителей той или иной деятельности, во главе которого стоит профессиональный педагог или специалист по профилю кружка. В отличие от клуба, кружок всегда представляет собой структурное подразделение какого-либо учреждения (образовательного, учреждения дополнительного образования, центра досуга и т.п.). Студия, объединяя одаренную молодежь, несет в себе элементы профессиональной подготовки и профессиональной деятельности.

Социальный педагог при организации досуговой деятельности использует традиционные методы и приемы воспитательной работы. Наибольшее распространение получили игровые методы и технологии. Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека. По определению игра - вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В человеческой практике игра выполняет следующие функции: развлекательную; коммуникативную (освоение общения); самореализации (игра - способ приобретения опыта и практики); терапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности); диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание); коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей); межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей).

Лекция 1.

ДОСУГ - часть внерабочего времени, которая остается после непреложных занятий (сон, питание, дорога на работу или учебу и обратно, бытовое самообслуживание и т. п.) и неразрывно связана с физическим и духовным развитием человека . Досуг охватывает учебу и самообразование, приобщение к культуре (чтение, посещение театра, музея, кино и т. п.), общественно-политическую активность, научно-техническое любительское творчество, художественно-эстетическую самодеятельность, занятия с детьми, общение по интересам и др. Досугом называется также деятельность, отношения, состояние ума. Определение досуга распадается на четыре основных группы.
1. Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо.
2. Досуг как деятельность - обычно характеризуется как деятельность не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации.
3. Досуг, как свободное время, время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.

4. Досуг интегрирует три предыдущих концепции, стирает грань между «работой» и «не работой» и оценивает досуг в терминах описывающих человеческое поведение. Включает в себя понятия времени и отношения к времени.

Социальная ценность досуга в конкретно-исторической обстановке определенного общественного строя определяется его величиной (объемом), структурой и содержанием. В структуре и содержании досуга решающую роль играет соотношение “возвышенных” и “низменных” занятий. Плодотворное использование досуга человеком – важная задача общества, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески.
Так что же такое детский досуг ? До сих пор нет общепринятого определения этого понятия. Более того, в специальной литературе досуг имеет самые разнообразные определения и толкования. Досуг часто отождествляется со свободным временем, но свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый. Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики. Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми, подростками и юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др. Досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных детей. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть. Можно выделить реальный досуг (общественно полезный) и мнимый (асоциальный, личностно значимый) досуг. Реальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения.
Мнимый досуг-это, прежде всего насилие, любо над собой, либо над обществом, и как результат разрушение себя и общества. Мнимый досуг обусловлен неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам.
Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей, подростков и юношества:

Досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;

Досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

Досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
- досуг формирует и развивает личность;

Досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

Досуг формирует потребность детей в свободе и независимости;

Досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;

Досуг стимулирует творческую инициативу детей;

Досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

Досуг способствует формированию ценностных ориентаций;

Досуг детерминирован внутренне и внешне;

Досуг выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;

Досуг способствует объективной самооценке детей;

Досуг формирует позитивную «Я- концепцию»;

Досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;

Досуг способствует самовоспитанию личности;

Досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;

Досуг- активность, контрастирующая с полным отдыхом;

Природе детского досуга чужда оппозиция «учебное время» - досуг (как часть внеучебного времени);

Детский досуг подразделяется на собственно досуг и полудосуг;

Детский досуг широк в своем понимании.

Таким образом, можно констатировать, что сущностью детско-юношеского досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей, подростков и юношества в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне(потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).

1.1. Общие положения.

В рамках музыкального воспитания дошкольников развитие детей осуществляется на музыкальных занятиях, в процессе культурно-досуговой деятельности и в повседневной жизни. Каждому виду музыкальной деятельности посвящена в «Программе» отдельная глава. Роль педагога в каждом виде музыкальной деятельности детей представлена в таблице 1.

В свободное время дети занимаются интересной и содержательной, по их мнению, деятельностью, которая вызывает чувство радости и уверенности в своих силах, расширяет круг общения со взрослыми и сверстниками, наполняет значимым содержанием, а в итоге формирует основы общей культуры. Следовательно, нужно учить ребенка правильно использовать свободное время, предоставлять ему возможность заниматься разнообразной деятельностью по своему выбору. Именно поэтому в «Программе» культурно-досуговая деятельность выделена в отдельный раздел. Интересная, разнообразная досуговая деятельность позволяет детям восстановить физические и духовные силы, способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия. Культурно-досуговая деятельность ребенка должна стать постоянной заботой взрослых. Она осуществляется как в дошкольном учреждении и дома, так и в специализированных учреждениях.

Досуговая деятельность в «Программе» рассматривается как приоритетное направление организации творческой деятельности ребенка, и осуществляется в процессе развлечений, праздников, а так же самостоятельной работы ребенка с художественными материалами. Это должно обеспечивать детям возможность совершенствования способностей и умений в деятельности, носящей развивающий характер. Такой подход опирается на научное положение о том, что продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для его эстетического воспитания и творческого развития.
1.2. Цели и задачи культурно-досуговой деятельности.

В каждой возрастной группе культурно-досуговая деятельность имеет свои цели и задачи. Многие из них одинаковы для каждого возраста. Это:


  1. Создание эмоционально-положительного климата в группе и детском саду.

  2. Обеспечение у детей чувства комфорта, уюта и защищенности.

  3. Привлечение детей к посильному участию в играх, театрализованных представлениях, забавах, развлечениях и праздниках.

  4. Вовлечение детей в процесс подготовки разных видов развлечений, праздников.

  5. Формирование потребности к творчеству.

  6. Воспитание чувства коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу и взрослым.

  7. Осуществлять патриотическое воспитание.

  8. Воспитывать нравственные начала.

  9. Приобщать к художественной культуре, музыке, танцу, другим видам искусства.

  10. Привлечение детей к активному познанию окружающего мира, используя социокультурную пространственно- предметную среду.
Как видно, нигде не прописаны цели и задачи вроде «Удовлетворение потребности взрослых в зрелищных мероприятиях», или «Обучение детей профессиональному актерскому мастерству».

Исходя из общих целей и задач, необходимо планировать и осуществлять культурно-досуговую деятельность в каждой возрастной группе, добавляя в соответствии с возрастными психофизическими особенностями детей новые виды деятельности и формы проведения досуга. Цели и задачи культурно-досуговой деятельности в каждой возрастной группе см. в таблицах 2 и 3.
1.3. Виды культурно-досуговой деятельности

Виды культурно-досуговой деятельности многообразны. Их можно классифицировать следующим образом:


  1. Отдых

  2. Развлечения

  3. Праздники

  4. Самостоятельная художественно-музыкальная деятельность

  5. Творчество

  6. Самообразование
По сложившимся издавна в практике детского сада традиционным взглядам почему-то делается акцент на проведение праздников и развлечений, проводимых музыкальным руководителем и инструктором по физкультуре. При такой постановке работы весь коллектив занят подготовкой утренников, детей нагружают бесконечными репетициями, а взрослые испытывают эмоциональный дискомфорт от боязни хоть на немного отклониться от сценария. При этом забывают, что культурно-досуговая работа должна организовываться ежедневно, и все мероприятия должны проходить непринужденно, доставляя удовольствие и детям, и воспитателям. В «Программе» указывается, и неоднократно подчеркивается то, что праздники и развлечения, проводимые музыкальным руководителем, являются неотъемлемой, но не основной частью культурно-досуговой деятельности. Участие музыкального руководителя в той или иной степени всегда присутствует в организации досуга детей. Музыкальный руководитель готовит сценарий, музыкальную программу праздника, подбирает музыку к спектаклям, инсценировкам, моментам отдыха. Но не стоит забывать, что основная нагрузка, руководство и организация отдыха, самостоятельной деятельности, развлечений должны лежать на воспитателе группы. А принимают активное участие в организации культурно-досуговой деятельности все сотрудники детского сада и родители. Именно от степени взаимопонимания взрослых, их слаженной работы зависит успешное осуществление культурно-досуговой деятельности для детей группы.
2. ОТДЫХ.

Отдых – это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребенка. Поэтому так необходимо учить ребенка распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом. Каждый ребенок должен научиться ограничивать свои желания, ставить цель и достигать ее, а после затраченных усилий – отдыхать. Отдых можно подразделить на активный и пассивный. При пассивном отдыхе напряжение снимается общим мышечным расслаблением, рассматриванием красивых объектов (произведений искусства, природы и т.д.), размышлениями, непринужденной беседой на тему, волнующую ребенка (обычно такие беседы не требуют особых интеллектуальных усилий, но развивают фантазию, воображение, речь и навыки общения с людьми). В случае необходимости можно прибегнуть к психологическим сеансам. Активный отдых включает в себя занятия гимнастикой,
физкультурой, работу на участке, подвижные игры, и т.д. При этом следует чаще предоставлять детям возможность проявлять самостоятельность, реализовывать свои желания, а иногда и возникшие в данный момент потребности.

Виды отдыха:


  • Самостоятельные занятия физическими упражнениями.

  • Работа на территории детского сада: рыхление земли, полив и прополка растений, уборка группового помещения, работа в уголке живой природы.

  • Спортивный отдых: катание на санках, на лыжах, на велосипеде, скольжение по ледяным дорожкам, игра в бадминтон, и т.д.

  • Игры со снегом, песком и водой.

  • Прогулки.

  • Непринужденная беседа со взрослым (когда ребенку хочется поговорить).

  • Игровая деятельность с игрушками, строительным материалом, бумагой, карандашами, красками, и другими материалами.

  • Рассматривание иллюстраций в книжном уголке

  • Прослушивание по желанию ребенка сказок, песен, танцевальных мелодий, произведений вокальной, инструментальной, классической, народной музыки.

  • Чтение книг.

  • Просмотр по желанию детей мультфильмов, детских телевизионных передач и художественных фильмов.

  1. РАЗВЛЕЧЕНИЯ.

3.1. Виды развлечений

Развлечения носят компенсационный характер, возмещают рутину будничной и однообразной обстановки. Развлечение должно быть всегда красочным моментом в жизни ребенка, обогащающим его впечатлениями и развивающим творческую активность. Развлечения способствуют всестороннему развитию ребенка, знакомят с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, театральным, и др., пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок получает возможность проявить самостоятельность, а значит приобрести уверенность в себе, веру в свои способности. Развиваются положительные качества: доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность и т.д.

Развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным действиям и переживаниям. Особую роль играют развлечения в формировании и развитии художественно-эстетических вкусов и способностей. Знакомясь с лучшими образцами художественного слова и музыки, присутствуя на театральных представлениях, дети получают стимул к собственному творчеству.

Для того, чтобы развлечения действительно способствовали развитию и воспитанию детей, необходимо их тщательно планировать, заранее продумывать подготовку, определяя степень участия детей в зависимости от их индивидуальных возможностей и возраста (кто будет рисовать, кто участвовать в спектакле, и т.д.). В подготовке развлечения могут принимать участие все дети группы. Иногда целесообразно объединять детей в подгруппы или использовать индивидуальную форму работы.

В практике работы дошкольных учреждений используются три вида развлечений. Они различаются по степени активности участия детей.


  1. Дети являются только слушателями или зрителями.

  2. Дети - непосредственные участники.

  3. Участниками развлечения являются и взрослые, и дети.
Развлечения можно классифицировать и по содержательной направленности:

  1. Театрализованные (кукольный, теневой, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, фланелеграф, театр картинок, и др., то есть все виды театров и театральной деятельности).

  2. Познавательные: КВНы, викторины, на темы жизни и творчества композиторов, поэтов, писателей и художников; обычаев и традиций родной страны, народа; экологические.

  3. Спортивные: игры, эстафеты, подвижные игры, соревнования, эстафеты.

  4. Музыкально-литературные концерты.

  5. Забавы: загадки, фокусы, шутки, шарады, загадки, аттракционы, различные сюрпризные моменты.

3.2. Время проведения развлечений.

При определении времени развлечений следует учитывать время года. Это связано с тем, что дети должны обязательно гулять во второй половине дня. А зимой световой день короче, и если развлечение проводить, как это принято, после полдника, то дети пойдут на прогулку, когда на улице темно, что снижает ценность прогулки. В осенне-зимний период развлечения лучше проводить перед полдником, а в весенне-летний период – можно и после полдника, при этом они могут быть более эмоциональными.

Длительность ежедневных развлечений – не более 5-10 минут. Это могут быть веселые забавы: маленькие сюрпризы, шутки, прибаутки, потешки, загадки, фокусы, импровизированные моменты из жизни ребят в детском саду, или по литературным произведениям. Эти развлекательные моменты помогают снять усталость, способствуют переключению внимания с одного вида культурно-досуговой деятельности на другой. Их можно поводить в любое время, утром и после сна, когда это требуется для создания положительной атмосферы. Не обязательно для этого собирать всех детей группы. Воспитатель должен научиться видеть и чувствовать детей, которым необходима эмоциональная разрядка, которых нужно подбодрить, помочь выбрать для себя занятие.

Один раз в неделю целесообразно проводить развлечение длительностью до 35 минут, с большей эмоциональной нагрузкой. Это могут быть спектакли, концерты, тематические вечера, викторины, спортивные развлечения, праздники народного календаря, и др.


    1. 3.3. Забавы
Это короткие развлечения, призванные создать радостные чувства, поднять настроение и жизненный тонус, пробудить интерес к занятиям той или иной деятельностью, переключить внимание детей с одной деятельности на другую. К ним относятся шутки, фокусы, аттракционы, загадки, различные сюрпризные моменты.

Фокусы вызывают у детей живой интерес, с ними связано что-то загадочное, поражающее воображение. Фокусы обычно делят на две группы: основанные на иллюзиях и манипуляциях. Профессиональные иллюзионисты для показа фокусов пользуются специальной аппаратурой, довольно сложными приборами и механизмами. Искусство манипулятора состоит в особой ловкости рук, гибкости пальцев. Фокусы, которые показывают дошкольникам педагоги, нельзя отнести ни к той, ни к другой категории. Это скорее забавные и поучительные опыты, которые не требуют особого умения, и сложного инвентаря (можно обойтись бумагой, ножницами, графином с водой, щеткой, шнурком, и т.п.). Успех во многом зависит от умения педагога интересно объяснить и преподнести эти фокусы детям.

Шутки. Им дети рады всегда. Шутки можно использовать и в перерывах между играми, на праздничных утренниках, развлечениях. Необходимо помнить одно: ни в коем случае не стоит приводить шутки одну за другой. Полезно разучивать шутки со старшими детьми, чтобы потом рассказать их малышам. Это научит маленьких детей понимать шутки, и шутить самими, лучше видеть и понимать многообразие окружающего мира.

Шарады. Это отгадывание слов по частям (обычно по слогам). Прежде, чем отгадывать шарады, нужно объяснить детям технику их отгадывания. Например: первый слог – нота (фа), второй слог –нота тоже (соль), а в целом – на горох похоже (фасоль).

Загадки. Загадывать и отгадывать загадки любят все дети. Найдя правильный ответ, они радуются, что сумели проявить находчивость и сообразительность. Велико и воспитательное значение загадок. Они расширяют кругозор детей, знакомят с окружающим миром, развивают пытливость, тренируют память и воображение, обогащают речь. Для загадок характерны ясность, краткость, конкретность изложения, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, характерных для явления или предмета, которые нужно отгадать. От количества этих признаков и того, насколько подробно они характеризуют загаданное, зависит простота или сложность загадки. Педагог должен в доступной форме объяснить это детям, подробно разобрать с ними ту или иную загадку, и тогда процесс отгадывания будет более осмысленным.Загадав загадку, не надо торопить детей с ответом. Если ее никто не может отгадать, следует задать несколько наводящих вопросов, подсказать правильный путь решения. Подбор загадок зависит от того, на что воспитатель хочет сделать акцент, а так же от возраста детей. Такой вид развлечений может проводиться как со всей группой, так и с подгруппой детей.

Аттракционы. Они дают детям возможность посоревноваться в ловкости, смелости, смекалке. Воспитатель должен подумать о том, чтобы силы соревнующихся (разделенных на команды) детей были равными. Аттракционы подбираются с учетом возраста детей. После окончания соревнования нужно обязательно поощрить победителей морально (положительная оценка педагога и детей) и материально (медалька, вымпел за умение побеждать).

Сюрпризы. Это веселые и неожиданные моменты, которые всегда вызывают у детей бурю эмоций. Когда возникает сюрпризная ситуация, дошкольники оживляются, их деятельность активизируется. Сюрпризы создают ситуацию новизны, в которой нуждается ребенок дошкольного возраста. Потребность в новых впечатлениях перерастает в познавательную потребность. Сюрпризные моменты можно включать в занятия, праздники и развлечения, в прогулки и повседневную жизнь детского сада.
^ 3.4. Театрализованная деятельность.

Изучение практики работы детского сада показало, что любимым видом развлечения у детей является театрализованное представление. Для таких представлений необходимо иметь в театральном уголке группы разнообразные виды театров. Работа с детьми по театрализованной деятельности разнообразна и интересна. По этой теме в методическом кабинете нашего ДОУ имеется множество литературы, где описаны методика, перспективное планирование, технология изготовления кукол, и др. Воспитателями в группе может проводиться большая и увлекательная работа по подготовке спектаклей, которые можно потом показать и детям из другой группы, и родителям. Каждый ребенок принимает посильное участие в подготовке театрализованных представлений: или исполняет роль, или готовит пригласительные билеты, или помогает воспитателю (в данном случае – выступающему в роли режиссера) в проведении представления. Привлечение родителей в организации таких спектаклей (изготовление костюмов, кукол и декораций, исполнение родителями ролей) объединяет педагогов и семью, делает жизнь ребенка в детском саду интересной и разнообразной.
^ 3.5. Концерты детской самодеятельности.

Музыкальные и литературные концерты занимают значительное место в организации культурно-досуговой деятельности. Они могут выступать, как развлечение, и как форма проведения праздника. Например, в форме концерта могут отмечаться такие праздники, как 8 марта, 23 февраля, День победы, и др. В то же время тематические концерты носят познавательный характер, если они посвящены творчеству какого-нибудь композитора, писателя, поэта. Как правило, концерты проводятся силами детей. Тематические концерты строятся на знакомых детям произведениях. Ведущим на концерте должен быть педагог. Он может обыграть каждый номер, если увидит, что дети устали, или им стало скучно. Наиболее удачной формой тематического концерта является сочетание музыки и поэзии, музыки и изобразительного искусства.

3.6 . Организация развлечений. .

Готовясь к организации развлечений, воспитатель должен выбрать методы и приемы, которые помогут ему решить поставленные задачи. Приемы могут быть игровыми, трудовыми, учебными, но при этом они должны быть взаимосвязаны. Только в этом случае культурно-досуговая деятельность в ходе подготовки к развлечению будет носить увлекательный характер.

^ При организации развлечений важно не перегружать детей и воспитателя. Работа должна равномерно распределяться между воспитателем и музыкальным руководителем, специалистами ДОУ, детьми и родителями. Некоторые формы развлечений воспитатель может подготовить и провести самостоятельно.

Планируют развлечения воспитатель и музыкальный руководитель совместно – это поможет углубить и разнообразить работу по воспитанию и обучению детей, а так же осуществить взаимосвязь с другими видами детской деятельности. План должен быть выполним! Для этого следует учитывать реальную нагрузку воспитателя, музыкального руководителя, их участие в общесадовских и групповых мероприятиях. Когда воспитатель загружен, можно запланировать развлечения, не требующие длительной подготовки (просмотр мультфильмов, прослушивание аудиозаписей), или включить в план работы развлечения, основная нагрузка в подготовке которых лежит на музыкальном руководителе или инструкторе по физкультуре. И наоборот: если музыкальный руководитель занят на общесадовских мероприятиях больше, чем воспитатель, то развлечения организуются воспитателем. Все зависит от конкретной ситуации. Целесообразно составлять план развлечений на месяц или на квартал. Перспективное планирование поможет педагогам рационально, с наименьшими затратами сил и времени осуществлять руководство этим разделом работы.

Большое значение имеет музыкальное оформление развлечений. Продуманный подбор музыкальных произведений помогает создать необходимое настроение, усилить впечатления, вызвать эмоциональный отклик. Музыкальный руководитель подбирает музыкальное оформление в соответствии с возрастом детей, задачей и тематикой развлечения. Нельзя составлять музыкальное оформление из одной только новой, незнакомой ребенку музыки. Обязательно должны присутствовать знакомые произведения. Музыкальное оформление развлечений согласуется с тем репертуаром, который дети проходят на музыкальных занятия.
3.7. Организация и проведение развлечений воспитателем.

Воспитатель самостоятельно, при минимальной помощи музыкального руководителя, может провести следующие развлечения:


  • Театр игрушек или картинок

  • Драматизация сказок, литературных произведений

  • Вечер загадок

  • Забавы

  • Развлечения спортивного характера

  • Тематические литературные вечера

  • Литературные викторины

  • Просмотр фильмов, телепередач

  • Прослушивание аудиозаписей

3.8. Организация и проведение развлечений музыкальным руководителем.

Музыкальный руководитель самостоятельно, при минимальной помощи воспитателя, может провести следующие развлечения:


  • Музыкальные игры

  • Игры-драматизации

  • Концерты

  • Музыкальные викторины

  • Тематические музыкальные вечера

  • Прослушивание аудиозаписей

^ 3.9. Варианты планирования развлечений:

Понедельник:


  • Показ мультфильмов

  • Инсценирование сказки воспитателем (театр игрушек)

  • Просмотр детских телепередач

  • Аттракционы, шутки, загадки
Вторник:

  • Тематические вечера, литературные и музыкальные

  • Показ кукольного, теневого, плоскостного и др. Театров

  • Показ фланелеграфа (воспитателем и детьми)

  • Литературные или музыкальные викторины
Среда:

  • Маленькие веселые забавы

  • Инсценирование сказок детьми

  • Развлечения спортивного характера, театрализованная деятельность

  • Концерты с приглашением гостей (родителей, детей из других групп)

  • Дни рождения детей
Четверг:

  • Слушание аудиозаписей

  • Концерт детской самодеятельности

  • Просмотр детских телепередач

  • Прослушивание аудиозаписей

  • Показ видео
Пятница:

  • Шутки, загадки

  • Показ фокусов

  • Аттракционы
Этот вариант планирования дан в методических рекомендациях к «Программе», как пример, и варьируется в соответствии с реальными возможностями ДОУ и педагогов.

  1. САМООБРАЗОВАНИЕ.

  2. ТВОРЧЕСТВО.

Культурно-досуговая деятельность является неотъемлемой частью учебного процесса. Стабильность и целостность системы досуговой деятельности в учебно-творческом и воспитательном процессах в вузах культуры и искусства определяются наличием взаимодействия всех ее элементов: идей, ценностей и формы, в которой заключено содержание средств, то есть его носителей.

Культурно-досуговая деятельность - это процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духовной форме.

Культурно-досуговая деятельность функционирует в разнохарактерной, динамично развивающейся природной и социальной среде и представляет собой ценности, образцы и признанные способы поведения, объективированные в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата.

В педагогическом процессе одним из основных направлений деятельности культурно-досуговых учреждений является гражданское воспитание, формирующее научное мировоззрение, развивающее гражданскую активность подростка. В гражданском воспитании можно использовать такие формы, как лекции, беседы, диспуты. Примерная тематика лекций: "Отечество на рубеже веков", "Историческое прошлое нашей Родины"; тематика дискуссий: "Какой он - герой нашего времени" и т.д.

Другим важным направлением культурно-досуговой деятельности является трудовое воспитание. Цель трудового воспитания заключается в оказании содействия в профессиональной ориентации подростков. Важное значение имеют встречи с представителями различных профессий, экскурсии на производственные участки, где ребята знакомятся с представителями различных профессий, технические кружки моделирования. Следующее направление культурно-досуговой деятельности - формирование личности с высоким нравственным сознанием и поведением - нравственное воспитание. Принцип нравственного воспитания - это принцип воспитания на положительных примерах. Поэтому, одной из основных сторон культурно-досуговой деятельности является эстетическое воспитание. Его цель - развитие способностей оценивать, воспринимать и утверждать прекрасное в жизни и в искусстве с общечеловеческих позиций духовного наследия.

Педагогическая задача учреждений культуры состоит в том, чтобы вовлечь подростков в свою деятельность с помощью организаций шоу-представлений, творческих конкурсов красоты ("мисс-лето", "джентльмен-шоу"), встречи с музыкантами, модельерами, поэтами, посещение выставок и многое другое.

Таким образом, все эти направления культурно-досуговой деятельности взаимосвязаны, взаимозависимы, совершенствование (этой деятельности) личности делает эту деятельность наиболее эффективной.

В процессе направленного воспитания личности подростка, с одной стороны происходит духовное и нравственное развитие, с другой - идет своеобразная дифференциация способностей подростка, раскрываются разнообразные интересы и потребности, происходи социализация подростков, которая носит положительную направленность.

Культурно-досуговая деятельность есть способ индивидуального самоутверждения личности, осмысления своего бытия в прошлом, настоящем и будущем.

Изменения в теоретическом осмыслении культурно-досуговой деятельности зависят от познания ее объективных закономерностей как процесса освоения мира, от осмысления характеристик развития, как всей отрасли, так и ее отдельных сфер, от научного использования результатов познания тех перемен, которые отмечаются в процессе реализации новой концепции человека и нового понимания жизни общества.

Культурно-досуговая деятельность – это социально-культурологический процесс, способствующий свободному духовному и физическому совершенствованию личности на основе самодеятельного творчества, освоения ценностей культуры, общественно значимого общения, разумного и полноценного отдыха. Культура досуга личности – интегральное качество, отражающее потребность и умение индивида творчески, социально значимо реализовывать в условиях свободного времени собственные сущностные силы.

Признаки КДД:

1. Всякая досуговая деятельность протекает в свободное от обязательного труда время.

2. Продукты досуговой деятельности не могут иметь коммерческого характера, т. е. не могут быть включены в товарно-денежные отношения. Возможны случаи, когда продукты КДД продаются, хотя единичные акты купли-продажи не изменяют сути КДД. Но если подобные акты примут систематический характер, то КДД потеряет свою досуговую сущность и превратится в индивидуальную или групповую трудовую деятельность, которая, в отличие от деятельности досуговой, должна по закону облагаться налогом.

3. КДД, как правило, носит не профессиональный, а любительский характер, но иногда человек и на досуге продолжает заниматься своей профессиональной деятельностью, хотя и бесплатно, ради удовольствия. Профессия поглощает досуг. Иногда происходит обратное – досуговая деятельность (хобби) превращается в профессию.

4. КДД носит самоуправляемый характер, свободна от какого бы то ни было внешнего вмешательства в виде социального, педагогического или иного руководства и контроля. Здесь человек (или группа) сам должен быть полноценным и единственным субъектом своей деятельности и ее организации.

Уровни КДД:

l. Отдых, физическая активность.

2. Развлечения, игры.

3. Просвещение (самообразование).

    Творчество.

    Созерцание.

6. Праздники.

Функции КДД: информационно-просветительная, рекреационная, культурно-творческая, коммуникативная, развивающая, общения.

Таким образом, культурно-досуговая деятельность – это вид культурной деятельности, которая реализуется, как правило, в форме любительства в свободное время, является полностью самоуправляемой, а ее продукты имеют некоммерческий характер.

4. Сущность культурно-досуговой деятельности

Современная цивилизация достигла той степени развития, когда дальнейшее ее движение вперед стало полностью зависеть от проблемы совершенствования человека.

Деятельность учреждений культуры сегодня обретает особую актуальность и выдвигает их на ответственные рубежи организации досуга населения. Учреждение культуры может обеспечить широкий диапазон и универсальность содержания этой деятельности, создает условия развития личности. Гуманистическая направленность культурно-досуговой деятельности, воспитание потребности индивида во всестороннем развитии вступает в противоречие с рыночными отношениями, особенно в выборе форм проведения досуга и его содержании.

Культурно-досуговая деятельность всегда складывается в процессе активного освоения личностью общественных и производственных отношений и зависит от интересов и потребностей человека.

Понятие "досуг"" связано с достижением , способностью, возможностью человека проявить себя в свободное от работы время.

Досуг рассматривается как цель и способ удо­влетворения разнообразных потребностей, в том числе эстетических и художественных.

Если рассматривать досуг с позиций жизни общества, то он важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребности личности в радости, удовольствии и т.д.

Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социаль­но-культурной среды, окружающей его. В культурно-досуговой деятель­ности, как правило, слитно присутствуют моменты преобразования, познания и оценки, так определяет это понятие В. Я. Суртаев.

Профессор Н.Ф. Максютин отмечает, что культурно-досуговая деятельность есть процесс создания, распро­странения и умножения духовных ценностей. Культурно-досуговая деятельность специализированная подсистема духовно-культурной жизни об­щества, функционально объединяющая социальные институты, "при­знанные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности.

Культурно-досуговая деятельность дополняет, гармонизирует жизнь человека с точки зрения физической, так и духовной.

Культурно-досуговая деятельность влияет на содержание общественного сознания как целостного отражения общественной жизни, ее материальных и духовных аспектов.

Только с учетом психологии личности и психологии групп, коллективов и массы людей можно говорить о содержательности культурно­-досуговой Объектом деятельности.

Культурно-досуговая деятельность имеет свое содержание, формы, средства, методы и инструменты интеллектуально­го и эмоционального воздействия на личность, группу или массу людей, стабильную и нестабильную аудиторию, разные социальные общности . Процесс функционирования культурно-досуговой деятельности в этом плане можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом своей социальной сущности, то вторая - в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которому он получает возможность развиваться согласно собственным природным задаткам и потребностям..

Современная теория рассматривает культурно-досуговую деятель­ность как

процесс, имеющий собственные функции, цели, средства, результат.

Культурно-досуговая деятельность как процесс, выражая суть и логику педагогического воздействия, выступает как связь объекта и субъ­екта.

Самым эффективным институтом в культурно-досуговой деятельности является учреждение культуры. В учреждениях культуры культурно-досуговая деятельность становится систематической и приобретает творческий характер.