Домой / Регистрация фирмы / Птицы - наши верные друзья.doc - Птицы - наши верные друзья. Сценарий для учащихся начальных классов Чтение слов и предложений

Птицы - наши верные друзья.doc - Птицы - наши верные друзья. Сценарий для учащихся начальных классов Чтение слов и предложений

Анна Гладких
Викторина «Птицы - наши верные друзья» для средней группы

Цели : Закрепить знания детей о птицах ; учить выделять взаимосвязь в природе; воспитывать любовь к птицам и формировать заботливое отношение к пернатым; вызывать у детей радость и удивление от наблюдения за жизнью птиц через фотоматериалы .

Ход викторины:

Дети. Соловья, скворца, кукушки.

Воспитатель. Как звучало их пение? Какие звуки еще были слышны в лесу? О чем можно сделать вывод?

Дети. Пение птиц заливистое , веселое, радостное. В лесу раздавалось много других звуков : стук, шелест. Сколько много звуков в лесу бывает весной, когда прилетают птицы из теплых краев , начинают вить гнезда, устраивать места для вывода птенцов.

Воспитатель. Ребята, почему одних птиц называют перелетными, а других- зимующими?

Дети. Есть птицы . Которые могут приспособиться к зимним условиям – синицы, сороки, вороны, воробьи - эти птицы зимующие , а те птицы , которые могут жить только в теплое время года, вынуждены перелетать с одного места на другое, где тепло, такие птицы называются перелетными.

Фотоохотник. (стучит в дверь, входит с ружьем) . Здравствуйте дети! Я правильно пришел по объявлению, где ребята считают себя друзьями птиц ?

Дети. Но кто вы? Почему у вас ружье?

Фотоохотник. Это ружье необычное, из него не стреляют, а ведут наблюдения за птицами , животными и растительным миром на близком расстоянии и можно сфотографировать любой интересный момент из их жизни. Чтобы получить интересный фотоснимок, необходимо долгое время, как охотнику, быть наблюдательным, осторожным, много исходить лесных тропинок, выследить, выждать.

Дети как вы думаете, какая у меня профессия? Как называют?

Дети. Вы работаете в лесу, как охотник, но с фоторужьем, значит ваша профессия называется фотоохотник.

Фотоохотник. Ребята, подумайте и ответьте мне, для чего нужна эта профессия.

Дети (рассуждают) . Фотоохотник выискивает интересные моменты из жизни растений и животных, а это необходимо людям знать. Чтобы научиться их любить. Защищать, беречь красоту окружающего нас мира, потому что люди не будут знать жизнь природы, то они ее могут погубить.

Фотоохотник (вынимает конверт) . Ребята я специально для вас подготовил вопросы и положил их в отдельный конверты, эти вопросы о жизни птиц , они помогут вам больше о них узнать и еще много откроют для вас интересного.

Я разложу эти конверты по кругу, вращением диска стрелка покажет на один из конвертов, на тот вопрос вы будете отвечать. За ответ будите получать значок, а в конце игры подсчитаем количество заработанных значков и определим, кто же из вас знает больше о птицах .

Игра :

1-й вопрос : Где и из чего вьет гнездо ласточка? (Под крышей дома из глины, смоченной слюной) .

2-й вопрос : Почему ласточек нельзя держать в неволе? (Она может погибнуть, так как добывает пищу на лету) .

3-й вопрос : Назовите, каких птиц вы знаете и какую пользу они приносят? (Скворцы – уничтожают майских жуков, слизней; грачи – спасают деревья от гусениц; воробьи- уничтожают насекомых, вредителей парка и леса) .

4-й вопрос : Назови приметы связанные с птицами . (Ласточка летает низко – перед дождем. Ласточка прилетели - скоро грянет гром. Увидел грача – весну встречай) .

5-й вопрос : Какие вы знаете стихи о птицах ? («Покормите птиц зимой… » , «Грачи» , «Ласточка» .)

6-й вопрос : Какую заботу мы проявляем о птицах ? (Оберегаем гнезда, помогаем в беде, вывешиваем кормушки, скворечники) .

7-й вопрос : Кто объяснит значение слова «пернатые» ? (Тело птиц покрыто пером , отсюда появилось слово, обозначающее птиц – пернатые ) .

Игровая пауза : «Узнай, что за птица

Фотоохотник. Дети, я расскажу, как мне однажды удалось рассмотреть одну из птиц .

Я пошел побродить в березовую рощу. Солнце пробивается своими лучами сквозь верхушки берез. И вдруг я услышал знакомый лесной голосок : ку- ку, ку – ку… Я много раз слышал ее голос, а вот видеть близко не приходилось. Я стал подходить ближе, а она от меня улетает в другое место. Я подумал – играет со мной в прятки. Ну, думаю, ты сейчас будешь меня искать. Я влез в куст орешника, тоже кукукнул раз, другой. Кукушка замолчала. И я молчу : вдруг вижу : летит, как ястребок, птица к соседнему дереву , села на сучок и ку- ку, ку- ку. Тогда я взял ружье и стал за ней наблюдать, а потом как кукукну ей из кустов. С перепугу она чуть с дерева не свалилась, шмыг и улетела. Вот так мы с ней и поговорили.

Поощрения детей в виде благодарности, похвалы.

Фотоохотник. На прощание я хочу вам подарить фотографии самых интересных моментов из жизни птиц , которые мне пришлось наблюдать.

Раздает фото детям, прощается до следующей встречи.

Публикации по теме:

Беседы о здоровье с дошкольниками «Наши верные друзья!» Дорогие ребята! Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым! Ведь как говорили древние греки: «В здоровом теле - здоровый.

ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ «Занятие на тему: НАШИ МЕНЬШИЕ ДРУЗЬЯ. для воспитанников подготовительной группы (по учебно-методическому комплекту.

НОД для детей первой младшей группы «Наши верные друзья. Домашние животные» НОД для детей 1-ой младшей группы. "Наши верные друзья". Интеграция образовательных областей: познание, социализация, художественно-эстетическое.

Характеристика проекта Наименование проекта: Проект «Птицы - наши друзья» подготовительной группы № 5 МБДОУ "Д/с №6 "Малышка" ЗАТО Комаровский.

Проект «Кошки - наши верные друзья» Кошки – наши верные друзья Цель: - познакомиться с некоторыми породами кошек и значением их в жизни человека; - научиться.

Цель: Углублять представление детей о зимующих и перелётных птицах.

Программные задачи:

Образовательные : Закрепить знания о зимующих и перелетных птицах, умение их различать, учить детей связывать условия жизни птиц со способами питания и характерными повадками, формировать навыки экологически грамотного поведения.

Развивающие: Развивать речевую активность, фонематический слух, умение вычленять звук из слова, определять его позицию в слове, развивать зрительное восприятие, мышления, познавательную активность.

Воспитательные: Воспитывать умение выслушивать других; навыки сотрудничества, доброжелательности; бережное, эмоциональное отношение к птицам; желание помогать и заботиться о них.

Ход образовательной деятельности:

Приветствие
Работа с корректурной таблицей «Перелетные и зимующие птицы»


Игра «Кто куда летит» (Какие птицы прилетят к водоёму, к кормушке, к гнезду)

Игра «Чем угостим птиц»
(Кого угостим ягодами рябины, хлебными крошками, кусочками сала, насекомыми, зерном)

Игра «Перелетные и зимующие птицы» (Перелетных птиц соедините с картинкой, где изображена весна; зимующих - с картинкой, где изображена зима)

Игра «Определите место звука «Г» в названиях птиц»

Чтение слов и предложений

Задание «Выложите птицу» (по образцу)


«Берегите птиц»

Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда!

У нас растит своих птенцов,

Не разоряй ее гнезда.

Будь другом птиц!

Пусть под окном

Поет весною соловей,

И над просторами Земли

Летают стаи голубей.

«Птицы - наши друзья»

(внеклассное мероприятие )

Подготовила:

Малыхина Ирина Анатольевна

Учитель химии и биологии

Яблоневского филиала

МБОУ СОШ п.Агроном

Контактный телефон: 47 – 5- 33

2015 год

Пояснительная записка

Данная методическая разработка может быть использована для проведения классных часов, внеклассных мероприятий, занятий кружков экологической направленности с обучающимися старших классов.

Цели данного мероприятия:

Экологическое воспитание обучающихся;

Расширение кругозора;

Проверка знаний эрудиции;

Видеть взаимосвязь человека с природой.

Задачи:

Содействовать воспитанию чувства доброты, сопереживания к верным друзьям человека – птицам;

Развивать интерес к различным видам птиц, их среде обитания;

Развивать наблюдательность детей.


Слово учителя: Всемирный День птиц начал свою историю 1 апреля 1906 года, когда была принята Международная конвенция по охране птиц. С тех пор этот день стал праздником не только для тех, кто изучает и охраняет природу, но и для тех, кто попросту неравнодушен к пернатым друзьям. В России, как правило, в течение первой декады апреля проходят самые разнообразные мероприятия, связанные с весенней встречей птиц. На основе Международной конвенции об охране птиц, которая была подписана в 1906 году, каждый год 1 апреля отмечается Международный день птиц. Также Союз охраны птиц России в 1996 году выступил с инициативой проводить в апреле "Весенний день птиц". Это одна из лучших возможностей привлечь внимание россиян к птицам, к их безграничному разнообразию и красоте, а также к необходимости помогать миру пернатых, вынужденному существовать с более сильным, но не всегда более разумным человеком на одной планете Земля.

Дети читают стихотворения.

1.Нам природа – дом 2. Нор звериных, птичьего гнезда

И мы с тобою в нем: Разорять не будем никогда!

И ты, и я, Пусть птенцам и маленьким зверятам

А значит в нем душа Хорошо живется с нами рядом!

«твоя – моя»

3.Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

Учитель . Сегодня, дети, мы поговорим о наших добрых и верных друзьях – птицах. Многие птицы приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых и личинок. А другие просто украшают нашу чудесную и обширную Родину.

1-й ученик . Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно, поэтому множество поверий и поговорок так или иначе связано с пернатыми.

2-й ученик . Вспомните русские пословицы и поговорки, а также загадки:

Метил в тетерю, угодил в сук.

Счастье-вольная птица: где захотела, там и села.

Где ворона ни летала, а к ястребу в когти попала.

Два раза родился, ни разу не крестился, один раз умирает. Кто это? (птица)

Музыкальная пауза – песня «Синяя птица» (группа Машина времени) – ученики 8 класса.

Учитель: Сегодня мы с вами выявим лучшего знатока птиц среди учеников нашей школы. Для этого надо быть лишь активным участником нашего мероприятия. 9 самых активных ученика будут участниками игры «Поле чудес» (Ответы хором не зачитываются, а самые быстрые, сообразительные будут получать жетон, которые потом подсчитываются и выбираются игроки).

Итак, разминка!

  1. Назовите сказки, в которых птицы являются главными героями . (Гадкий утенок, Дикие лебеди, Серая Шейка, Журавль и Цапля, Кукушка, Лиса и Тетерев и др.)
  2. Пословицы о птицах: Я начинаю, а вы заканчиваете –

Плоха та птица, (которой гнездо свое не мило).

Слово не воробей, (вылетит, не поймаешь).

Лучше синица в руках, (чем журавль в небе).

Гусь свинье (не товарищ).

Старого воробья (на мякине не проведешь).

На чужой сторонушке, (рад своей воронушке).

Ворон ворону, (глаз не выклюнет).

Всяк кулик, (свое болото хвалит).

3. Песни, посвященные птицам:(Малиновка, Журавли, Соловьи, Дрозды, Соловьиная роща, Журавленок, Птица счастья, Синяя птица, Скворушка, Ласточка, Лебединая верность…).

Музыкальная пауза «Ласточка» Муз. Е. Крылатова

(исполняют учащиеся начальных классов)

Викторина.

Учитель. Внимание! А теперь викторина! 9 победителей данной викторины участвуют в игре «Поле чудес»

Вопросы викторины:

  1. Кто такой лесной петух? (Глухарь)

А вы знаете, что глухарь, подсчитано, за весь год (!)

глохнет всего на час или два, когда токует, а всю жизнь зовут глухарем.

  1. Какая птица может ходить под водой? (Оляпка)

а зимует она в пустотах подо льдом, куда попадает через прорубь.

  1. Назовите птицу, которая умеет летать хвостом вперед, задним ходом и боком. (Колибри)

Это самые маленькие птицы, которых известно около 400 видов – самые маленькие – размером со шмеля, а сердце у колибри сокращается более 1000 раз в минуту.

  1. Самая маленькая птица нашей страны. (Королек)
  2. Какие птицы могут преследовать автомобиль? (Страусы)

Кстати, зачем страус голову в песок прячет?

От страха

Ищет добычу

Внимание, дополнительный вопрос: Почему у дятла голова от стука не болит, и мозг не повреждается?

- череп сверхкрепкий

Голова на амортизаторах

Крохотный мозг

  1. Страус в случае опасности прячет голову в песок? (Наблюдения натуралистов за примерно 200 тыс. страусов на протяжении 80 лет не выявили не одного такого случая. )
  2. Домовой воробей переваривает зерно за 3-4 ч, жука за 1 ч, гусеницу за 15 мин? (Верно)
  3. Вселение благородного оленя в Новой Зеландии привело к уничтожению подлеска и, как следствие, к падению численности нелетающего совиного попугая Какапо? (Верно)
  4. Полевой жаворонок, обитающий в степных зонах и на полях, строит свои гнезда в норах сусликов. (Гнездо – небольшое углубление в почве с рыхлой выстилкой из травы.)
  5. Коростель, птица обширных сырых лугов почти нелетающая в гнездовой период, приходит весной с юга пешком. (Неверно)
  6. Снегири летом улетают на север. (Неверно. Снегири летом не улетают на север. Весной они лишь перемещаются из города в хвойные леса на гнездование, а осенью многие из них снова стремятся ближе к человеку, где им, вероятно, легче найти пищу.)
  7. Ворон может прожить в среднем 300 лет. (Неверно. Он живет 50 лет .)
  8. Стриж больше всего времени проводит в воздухе. На лету он ест, пьет и даже спит. (Верно)
  9. На груди и на спине у цапель растет особый пух, который по мере роста превращается в порошок, покрывающий перья, как тальковая присыпка. (Верно )
  10. Самой тяжеловесной в мире птицей, способной летать, является кондор. (Верно )

Музыкальная пауза «Журавли» - исполняют ученики 9 класса

Поле чудес

Игроки выбраны – 3 тройки.

Начинаем игру.

Первый тур.

Задание – Это, шумная птица, с большим репертуаром различных громких звуков. Во время поиска корма издаёт частые короткие посвисты «тью-тью-тью», а иногда «тцит» либо более протяжные «тци-ит», из-за которых их когда-то прозывали « ямщиками ». Эту птицу можно увидеть зимой в парке, в саду, у кормушек в стайке синиц. Это маленькая короткохвостая птичка сразу привлекает внимание своей способностью быстро бегать по стволу дерева вниз головой. (ПОПОЛЗЕНЬ)

Второй тур

Задание –Маленькие, размером 10-15 см, певчие птицы, прилетая из дальних странствий на родину, надевают яркий, праздничный наряд. Эта птица прилетает в середине апреля, она мельче воробья. Сама синевато-серая, с черной окологлазничной полосой. Лоб белый, горлышко черное, а хвост и нижняя сторона тела красно-оранжевые. Самки обычно более бурого цвета. Птичка характерно подёргивает ярким хвостом, после чего ненадолго замирает. (ГОРИХВОСТКА)

Третий тур

Задание - Длина тела около 12 см; вес 20 г. Эту птицу природа одарила ярким оперением. Передняя часть головы ярко-красного цвета, темя и затылок чёрные, щёки белые, крылья желтоватые, с чёрными и белыми крапинками по заднему краю. Хвост чёрный с белыми пятнами на конце, грудь и брюшко с красновато-буроватым оттенком, надхвостье белое. Клюв красновато-беловатого цвета с чёрным концом, у основания которого, по обеим сторонам чёрные усики. Лапки желтовато-бурые. Самки внешне почти не отличаются от самца , они также нарядны и красивы. Одним из отличий является ширина красной полоски под основанием клюва. У самцов её ширина составляет 8-10 мм, у самок - 4-6 мм. Питается семенами различных растений. (ЩЕГОЛ)

Финал

Задание – Есть много разновидностей синиц. Есть большие синицы, есть и маленькие. Раньше 12 ноября отмечали праздник – День синиц. Хохлатая синица. Узнают ее по вздернутому хохолку на голове. Она не только тлей и мелких паучков уничтожает, но и семена шишек достает, это специалист по хвойным деревьям. Как ее еще называют? (ГРЕНАДЕРКА)

Суперигра

Задание – В далеком прошлом эти птицы жили в горах. Поэтому они любят гнездиться на чердаках и крышах домов.

(ГОЛУБЬ) - отрыть две буквы.

Дополнительное задание.

С первыми морозами и снегом прилетают к нам с севера гости. Эта птица прилетает с самого Северного Ледовитого океана, маленькая и беленькая, только кончики крыльев и полоска вдоль хвоста черные. Любит вдоль дорог бегать – корм искать. Недаром ее еще называют снежным подорожником. (ПУНОЧКА)

Подведение итогов. Награждение участников игры.


Энже Паранина

Здравствуйте, Уважаемые коллеги!

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогами задачу большой экологической и социальной значимости. Чтобы данные значимости сохранить и требования к их исполнению превратить в норму поведения каждого гражданина, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей природы. В нашем детском саду уделяется огромное внимание теме экологии . Читаем художественную литературу, делаем различные интересные работы, разрабатываем небольшие сценарии.

Со своими детьми, мы выучили одно из стихотворений «Новая столовая» автор З. Александрова, и я решила попробовать его инсценировать, добавила ведущего и слова птиц , и вот что у меня получилось :

Ребёнок : Незаметно зима наступает,

С каждым днём холодней и темней,

Первый снег всю траву засыпает,

Семена не отыщешь на ней.

Но летим мы к хорошим ребятам,

Тем, которые помнят о нас.

Там у них по кормушкам припрятан

Хлебных корочек вкусный запас.

НОВАЯ СТОЛОВАЯ!

Ведущий (ребёнок) : Мы кормушки смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

К нам синица прилетели.

Синица : Я - проворная синица,

Мне на месте не сидится,

Я мороза не боюсь :

С солнышком проснусь,

Загляну в твоё окошко.

Дай мне семечек немножко.

Твоя помощь мне нужна,

Мне бы сала и зерна.

За добро благодарю :

Тебе песенку дарю.

Ведущий (ребёнок) : А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Снегирь : Мы зовёмся снегири!

Наши грудки – цвет зари !

Прилетаем мы зимой,

Мы не любим летний зной.

Нам морозы не беда,

Семена для нас еда.

Есть рябина, ясень, клён,

Подорожник, вкусный лён.

Мы на месте не сидим,

А летаем и едим!

Ведущий (ребёнок) : И вороны были в среду ,

Мы не ждали их к обеду.

Ворона : Я – умнейшая ворона,

Мне бы царство и корону.

Хоть живу в своём гнезде,

Но бываю я везде.

Наблюдаю за людьми,

Их домами, их детьми.

Пусть считают любопытной,

Но найду кусочек сытный

Или попросту стащу,

Своих деток угощу!

Не расстанусь я с тобой

Даже лютою зимой!

Ведущий (ребёнок) : А в четверг со всех краёв –

Стая жадных воробьёв.

Воробей : Я –воробушек обычный,

К русской зимушке привычный.

Хоть свирепы холода,

Мне метели не беда,

Если ты кладёшь в кормушку

Хлеба вкусного краюшку.

Птицам крошек не жалей ,

Станет другом воробей.

Ведущий (ребёнок) : В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

Голубь : Я – самая мирная птица ,

Я сизый простой голубок

Привык рядом с вами сел

Мне нравится ваш город

Немного мне надо еды,

От вьюг на чердак бы укрыться

Спасите меня от беды!

Ведущий (ребёнок) : А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

Сорока : Я весёлая сорока.

Я сорока – белобока.

Я летала по лесам.

Побывала тут и там.

Ведущий : В воскресенье, в воскресенье

Прилетел гонец весенний –

Путешественник – скворец…

Скворец : Я скворец!

Веселая пташка,

В черной в крапинку рубашке.

К вам весной прилетаю,

Сразу домик оживаю.

Птицы : Птиц , ребята не надо ловить.

Надо птиц всегда любить .

Птичьих гнёзд не разорять,

Зимою птицам помогать .

Их жалеть оберегать.

Ребёнок : Незаметно зима и промчится,

Будет солнце опять припекать,

Если дружишь, беды не случится,

Если с детства привык помогать.

Пусть летит наша добрая песня

В каждый сад, каждый двор, каждый дом.

Этот мир станет только чудесней,

Если птицы поют за окном .

Песня : «МОИ ПТИЦЫ " музыка и слова Е. Шаламоновой

под музыку дети (птицы ) уходят.

Вед.: Хорошие слова, правда, друзья ?

Без птичьего племени трудно представить Землю.

Дети :Птицы наши верные помощники и друзья , они радуют нас своими песнями, птицы санитары леса .

Воспитатель : - Ребята, а чем вы подкармливаете птиц зимой ?

(ответы детей : хлебушком, зернышком, салом и др.)

А чем питаются птицы летом ? (зернами, ягодами, насекомыми и др.)

Правильно молодцы.

Делаем кормушки. Кормим птиц

Коллективная работа : Птицы - наши верные друзья !


Конструирование и аппликация из цветной бумаги и картона


Оригами "Лебеди"


Цели и задачи:

  • Углубить и обобщить знания учащихся о многообразии птиц.
  • Развивать интерес и познавательную активность учащихся.
  • Воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней.

Оформление: На доске - слова З.Воскресенской "Кто ещё может сравниться из животного мира с этим чудом природы?" , творческие работы учащихся на тему "Птицы леса". На столах - выставка кормушек и скворечников.

Приглашаются: ученики 5 - 7 классов, учителя.

Учитель: Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, городскую улицу без милых воробьёв:

Нет на свете более удивительных созданий природы, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных, - воздушные пространства. Эти совершенные животные способны преодолевать огромные расстояния, часто без пищи и, не имея возможности укрыться от непогоды.

Из позвоночных, живущих в Чувашии, птицы являются самыми многочисленными. Их насчитывается 270 видов. Большинство птиц перелётные. Остаются зимовать примерно 40 видов. Это - дятлы, синицы, овсянки, клесты, дубоносы, снегири. Из хищных - ястреб-тетеревятник, канюк-зимняк, совы, филин:

Есть птицы, хорошо знакомые всем людям. Это - галки, вороны, воробьи, грачи:. Есть птицы, о которых мы знаем и изредка слышим в лесу их голоса. Но есть и такие, о которых мы никогда не слышали, да и не услышим - такими редкими они стали.

Люди, любящие и понимающие природу, уважающие её законы, не должны допустить ухода их из нашей жизни.

Послушаем выступление орнитолога.

Орнитолог:

Птицы: Какие все они красивые! По красоте и яркости раскраски оперения многие птицы превосходят самые изысканные букеты цветов.

И изумительное их свойство - пение. Солист наших лесов и рощ соловей, звонкоголосая кроха - птица жаворонок, зарянка, пеночка:

Птицы летают, бегают по земле, прыгают по веткам, лазают по стволам деревьев, плавают и ныряют. И какие чемпионы среди них! Страус не летает, но его бег тот же полёт, он может соревноваться с лучшими рысаками, пробегая по 50 и более км в час.

И каких только профессий нет среди птиц. Птицы - строители и архитекторы. Взять хотя бы гнездо иволги - идеальный шар, словно сделанный по чертежу и подвешенный на ветке, как колыбель.

Птицы - санитары, очищающие сады и поля от вредных жуков и личинок, врачи, спасающие деревья от верной гибели.

Птицы опыляют цветы и помогают завязываться плодам и ягодам, разносят семена ценных пород деревьев и расселяют их в разных районах земли.

Птицы - путешественники, покрывающие десятки тысяч км через моря, пустыни, леса и реки. Они же астрономы, прокладывающие путь, ориентируясь по солнцу и звёздам, морским течениям.

С эволюционной точки зрения будущее принадлежит певчим птицам (зерноядным, насекомоядным) и питающимся нектаром. Эти птицы сопутствуют человеку и его хозяйственной деятельности.

В Красной книге МСОП зарегистрировано около 300 видов и подвидов птиц.

Это лишь первый важный шаг в охране живой природы.

Учитель: Давайте вместе с вами отправимся в страну "Загадок". Послушаем загадки, а вы попробуйте их отгадать.

На шесте дворец,
Во дворе певец (скворец).

Он серенький на вид,
Но пеньем знаменит (соловей).

В болоте плачет,
А из болота не идет (кулик).

Днем спит, ночью летает,
И прохожих всех пугает (сова).

Белые хоромы, красные упоры (гусь).

Летать летают, всех птиц забивают (орел)

Учитель: Птицы являются живыми барометрами, т.е. предсказателями природных явлений. А мы с вами будем угадывать - к ясной или плохой погоде - по некоторым повадкам птиц.

Воробьи в пыли купаются - к дождю.

Ворон летит - на ветер, каркает - к дождю.

Галки стаями летают - к дождю.

Голуби прячутся - погода портится.

Стрижи летают низко и с криком - к дождю.

Чибисы с вечера кричат - к ясной погоде.

Учитель: А сейчас отправимся в страну "Любознательных". Узнаем много интересного о птицах. Послушайте выступления.

Ученик: "Это интересно"

Из всех позвоночных животных наиболее интенсивный обмен веществ у колибри Аллена. Когда эта птичка зависает в воздухе, она потребляет около 80 см 3 кислорода в час на 1 г своей массы. Даже в состоянии покоя интенсивность обмена веществ у неё в 50 раз выше, чем у человека.

Кукушки обладают удивительной способностью нести разные по цвету яйца. Ширококрылая кукушка, например, может откладывать яйца оливкового или голубого цвета - в зависимости от того, какие яйца у птиц - хозяев.

Яичный белок применяется при отравлении солями тяжёлых металлов, особенно ртути и меди.

Из белка куриного яйца получают лизоцим, подавляющее рост и развитие гноеродных микробов.

Ученица: "Самые - самые:"

Самая большая нелетающая птица - страус обыкновенный. Достигает в высоту 3 м и весит 157 кг.

Самая большая летающая птица - африканская дрофа. Весит до 20 кг.

Самая маленькая птица в мире - пчелиная колибри. Длина - 6 см, весит1,5 г.

Самая маленькая птица нашей страны - красноголовый королёк. Длина его крыла - 5,6 см, весит - 5,5г.

Самое острое зрение у хищных птиц. Орел - беркут видит зайца при хорошем освещении на расстоянии 4 км, а сокол - сапсан замечает голубя на расстоянии более 8 км.

Самые большие гнезда строят белоголовые орланы. Обнаружено гнездо шириной 3м и высотой 6 м. Вес гнезда превышает 2 т.

Ученик: "Знаете ли вы:"

Этих зерноядных птиц в Китае уничтожали, считая вредными. А жители американского города Бостона поставили этой птице памятник - за то, что она спасла их от голода, когда в округе появились в огромном количестве гусеницы бабочек - вредителей (воробьи).

В России этих птиц содержали в основном для царской потехи, поэтому название их в русском переводе означает "царская птица" (цесарка).

Это единственная из наших птиц, которая откладывает яйца и выводит своих птенцов зимой, в самые лютые морозы (клест).

Своё название эта небольшая птичка получила за умение имитировать голоса более 30 видов птиц, а также других животных и даже машин (пересмешник).

Просмотр кинофрагмента "Птицы леса"

Учитель: Мы с вами живём в лесном районе. Куда ни глянь - вокруг лес да лес. И в каждую минуту, особенно весной и летом, слышим пение наших птиц. С некоторыми из них нас ознакомят лесовод.

Когда мы входим в лес, нас окружают не только деревья, но за нами следят сотни внимательных глаз. Кто ты, человек? С чем пришёл в наш дом - с добром или со злом? Что ты знаешь о нас?

Лесные птицы, например, дятлы, синицы, рябчики, тетерева, имеют укороченные крылья, а хвост довольно значительных размеров. Такая особенность строения дает им возможность быстро взлетать, хорошо лавировать между деревьями и точно садиться на ветви.

В связи с приспособлением к потреблению разной пищи у лесных птиц развились различные особенности в строении клюва, ног и других органов. Например: у дятла - два пальца вперёд, два - назад; жёсткий хвост; долотовидный клюв; длинный язык, до 15 см с щетинками.

Лес излюбленное место обитания многих видов певчих птиц. Стоит весной заглянуть в лесную чащу, чтобы убедиться в большом их разнообразии. И необязательно их видеть, достаточно только слышать: от пестрого хора многочисленных голосов птиц весь лес звенит.

Учитель: Своим пением, яркой красивой окраской и всем своим поведением птицы скрашивают нашу жизнь. Сколько написано стихов, песен, сказок о птицах, сколько нарисовано картин! Птицы прочно вошли в нашу жизнь. Послушаем искусствоведа.

Искусствовед: (рассказ по картине А.Саврасова "Грачи прилетели")

Учитель: Мы для вас организовали выставку рисунков. Вы должны выбрать 3 самые лучшие работы. Награждение.

Учитель: А теперь послушаем стихи русских поэтов о великолепных созданиях природы - о наших птицах.

1 - чтец:

"Все на улицу скорей"
Все на улицу скорей -
Надо торопиться!
Из-за гор, из-за морей
Прилетели птицы!
После зимней тишины,
После стужи зимней,
Наши гости в честь весны
Распевают гимны! (Л.Дымова)

2 - чтец: "Ворона".

Кра! -
Кричит ворона, -
Кража! Караул! Грабёж!
Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Грош украл он из кармана!
- Стой, ворона, помолчи!
Помолчи ты, не кричи!
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана!
- Как! - подпрыгнула ворона
И моргнула удивлённо, -
Что ж вы раньше не сказали?
Кар-р-раул!
Кар-р-ман украли!
(В.Орлов)

3 - чтец: "Петушок".

Отправляла мама - квочка
В школу милого сыночка.
Говорила:
- Не дерись! Не дразнись,
Не петушись!..
Поспеши, тебе пора!
Ну, ни пуха, ни пера!
Через час, едва живой,
Петушок идет домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера!
(В.Орлов)

Учитель: Глядя на полёт птиц, человек всегда стремился в небо. Изучив строение птиц, люди стали придумывать летательные аппараты и осваивать все новые и новые воздушные пространства. Послушаем инженера - кибернетика.

Инженер - кибернетик:

На основе строения птиц люди построили самолёт. Неодинаковое давление, а также разная скорость и направление потока воздуха по нижней и верхней поверхностям крыла обеспечивают ему большую подъёмную силу. Крылышко может двигаться, независимо увеличивая критический угол. При известном положении между крылом и соседними перьями крыла образуется щель. Строение крыла птицы отвечает строгим принципам аэродинамики. Форма и длина крыльев отражают характер полёта. В отличие от самолёта птица может уменьшить или увеличить площадь крыльев путём их сгибания или расправления, может перемещать их относительно туловища вперёд или назад, изменяя центр тяжести тела. Таким способом птица управляет скоростью полёта и сложными поворотами. Птицы более манёвренны, чем все летательные аппараты, созданные человеком.

Учитель: И каких только нет профессий среди птиц. Птицы и строители, и архитекторы. Совершенные по форме гнезда сооружают они из травинок, глины, пуха. Об искусных строителях нам расскажет архитектор.

Архитектор: "Искусные строители".

Одни из самых искусных строителей в природе - птицы. Оригинально построены висячие гнёзда. Нелегко строить гнездо камышовке: оно висит на трёх стеблях тростника.

Все дятлы - "настоящие плотники": они выдалбливают свои дупла в гниющих изнутри древесных стволах.

Искусные гнёзда строят наши лесные птицы - крапивник, зяблик, щегол, иволга. Гнездо зяблика похоже на плотную глубокую чашечку, сплетённую из сухих травинок, тонких прутиков и мха. Весь строительный материал скреплён нитями паутины.

Учитель: Мы с вами говорили, что способов помочь птицам много. Одним из них является подкормка в суровую зимнюю пору. Ведь мы знаем, что птицам страшен не холод, а голод. А как же будем подкармливать без кормушек? Наши девочки приготовили для птиц кормушки, а мальчики - скворечники. Мы должны выяснить, чья кормушка и чей скворечник лучше всех.

Награждение.

Учитель: И, наконец, ответим на два важных вопроса. Что дали птицы человечеству? Что же мы можем сделать, для спасения этих прекрасных созданий природы?

Ответы учеников на вопросы:

Что дали птицы человечеству?

Краски, песни, движение, вдохновение

Радость жизни

Мечту полёта

Ощущение свободы

Широкий кругозор

Красоту, поэзию

Каким скучным местом был бы Мир без Птиц!

Способов помочь птицам много:

Подкормка в суровую зимнюю пору.

Устройство искусственных гнезд.

Выращивание живых изгородей.

Для хищников - шесты с перекладиной наверху.

Бережно хранить ядохимикаты, не разбрасывать.

Сохранять скирду с орлиным гнездом, пока не вылетят из него птенцы.

Не вырубать дуплистые деревья, не лишать птиц необходимого жилья.

Не шуметь в лесу во время гнездований.

Учитель: Запомним главное правило: даже если ничем не можем помочь птицам, не будем мешать им жить - это в наших силах! А сейчас все исполним гимн, посвященный птицам.

"Раненая птица". Слова Р.Рождественского, музыка А. Пахмутовой.

Литература:

  1. Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология: М.:АСТ-ПРЕСС, 2002. - 528 с.
  2. Молис С.А. Книга для чтения по зоологии: - М.: Просвещение, 1986. - 224 с.
  3. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах. - Ярославль: "Академия развития", 1998. - 240 с.
  4. Загадки: Для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. - Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1993. - 110 с.
  5. Они должны жить. Птицы: - М.: Лесная промышленность, 1984. - 64 с.
  6. Арсеев И.А. Прилетайте птицы! - М.: "Музыка", 1988. - 47 с.