Домой / Бизнес  / Нецелевое использование средств в общественных организациях. Нецелевое использование членских взносов. Использовать средства фонда ОМС на капитальный ремонт дома

Нецелевое использование средств в общественных организациях. Нецелевое использование членских взносов. Использовать средства фонда ОМС на капитальный ремонт дома

Грамотное использование средств фонда ОМС снижает риск наказания за их нецелевое использование. В противном случае за нецелевые траты за счет средств ОМС клинике придется готовиться к штрафу, который составляет 10% от той суммы, что была потрачена не по назначению.

Нецелевые траты за счет средств ОМС

Как отмечено в п.5 ч. 2 ст. 20 Закона об ОМС, далеко не все можно оплачивать за счет средств ОМС. Поэтому использовать их надо с осторожностью. Разрешается использование средств ОМС для распределения заработной платы, приобретения лекарственных средств и материалов, которые постоянно расходуются в работе, проведения исследований в лабораториях и для некоторых других нужд. Таким образом, список может продолжаться, вызывая множество недоразумений. Клиники тратят средства ОМС, а потом оказывается, что они расходуют их не по назначению. А за нецелевым использованием средств ОМС, помимо возврата полной, неправильно потраченной суммы следует денежное взыскание в размере 10% от того, что было потрачено.

Рассмотрим некоторые случаи из судебной практики прошлого года, чтобы в своей работе не допустить подобных упущений. Итак, что нельзя делать за счет средств ОМС?

За счет средств ОМС нельзя приобретать медицинскую технику, стоимостью более ста тысяч рублей

Закупка клиникой медицинского оборудования за счет средств ОМС, в случае если его стоимость превосходит сумму в сто тысяч рублей, считается нецелевым использованием страхового бюджета. Придется не только вернуть всю потраченную сумму, но и выплатить штраф. Обратите внимание, что вы возвращаете не часть суммы, которая превысит норму в сто тысяч, а всю сумму полностью. Штраф также рассчитывается от целой суммы.

ПРИМЕР
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа № Ф01-1261/2017 по делу № А29-2185/2016. В документе сообщается об одной из больниц, которая приобрела необходимую технику или другое оборудование, превышая существующую норму. Как отмечают представители медицинского учреждения, «лимит средств ОМС» действительно был превышен, но эти затраты они не считают нецелевыми. Таким образом, больница хочет избежать наказания в виде денежных выплат (ч. 7 ст. 35 ФЗ № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», п. 157 Правил обязательного медстрахования, утв. приказом Минздравсоцразвития № 158н). Государственный орган, осуществляющий правосудие, отметил, что в законе отсутствует формулировка «лимит тарифа ОМС». А значит, невозможно превысить эту норму, если сумма больше 100 000, то ее расходование считается нецелевым использованием средств ОМС. В результате клиника вернула использованные средства, а также оплатила штраф (10% от указанной выше суммы).

За счет средств ОМС нельзя финансово поощрять сотрудников

Запрещается использование средств ОМС для того, чтобы выплачивать работникам клиники какие-либо дополнительные средства, которые бы мотивировали их на работу. Это касается и оплаты часов, отработанных сверх меры, и надбавок за стаж. Кроме того, если кто-то решил уволиться, то средняя заработная плата, которая переводится ему на счет в этом случае, также не должна быть произведена за счет средств ОМС.

Обратите внимание, что при назначении большей оплаты за работу в выходной клиника не имеет право на использование средств ОМС. Также мотивационные выплаты запрещены для некоторых сотрудников, которые не получили специализированное высшее образование, необходимое для работы в медицинской организации.

Возможно, вам будет интересно

Для того чтобы понять, какие расходы можно покрыть средствами ОМС, ознакомьтесь со статьей 144 ТК РФ и законами, существующими в отдельных регионах. Там указано, что за счет средств ОМС можно выплачивать только то, что предполагается системой оплаты трудовой деятельности.

ПРИМЕР
Постановление суда Дальневосточного округа № Ф03-1451/2017 по делу № А73-12548/2016. В нем рассматривается следующая ситуация: клиника воспользовалась средствами ОМС, чтобы поощрить своих сотрудников за длительную работу в их учреждениях и в профессии вообще, и выделила на это дополнительные средства. Решением суда было установлено, что подобных мотивирующих надбавок нет в системе оплаты трудовой деятельности данного региона. В результате клиника возвратила в фонд всю выплаченную сумму и оплатила денежное взыскание.

Аренда помещение для жилья работников и имущественные налоги – это нецелевое использование средств ОМС

Оплата съемного жилья для сотрудников, также как и обязательные взносы плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки – нецелевое использование средств ОМС. За счет средств ОМС возможно содержание недвижимого имущества, прикрепленного к клинике ограниченным вещным правом или приобретенного юридическим лицом, создавшим организацию. Оплачивать съемные помещения можно только в том случае, если они используются для предоставления медицинских услуг.

ПРИМЕР
В постановлении АС Волго-Вятского округа № Ф01-930/2017 по делу № А31-6577/2016, выводы которого оставил в силе Верховный суд (определение № 301-КГ17-9952), разбирается подобный случай. Одна из клиник решила воспользоваться средствами фонда ОМС, чтобы снять для своих работников два жилых помещения. Обязательные взносы плательщика в бюджет клиника также сделала за счет средств ОМС.
Такие траты не должны осуществляться с использованием средств ОМС и являются нецелевыми. Решено было, что клиника вернет всю потраченную сумму и выплатит денежный штраф.

Использовать средства фонда ОМС на капитальный ремонт дома

Следует отличать друг от друга следующие термины: «содержание помещения» и «взнос на капремонт». Если первое можно осуществлять за счет средств фонда ОМС, то второе – запрещается. Это подтверждается и судебной практикой.

ПРИМЕР
В постановлении суда Западно-Сибирского округа № Ф04-7108/2017 рассматривается дело больницы, которая провела комплекс значительных работ по улучшению состояния жилого здания с квартирами. Государственный орган, осуществляющий правосудие, постановил, что средства фонда ОМС не выделяются с расчетом на эти траты. Подобные расходы не считаются направленными на поддержание имущества в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации состоянии в соответствии с его назначением.
Как и во всех рассмотренных выше случаях, организация вернула деньги и вынуждена была заплатить денежное взыскание.

Оплачивать штрафы за счет средств ОМС

Любые денежные взыскания или определённые законом или договором денежные суммы, которые организация обязана уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, а также при задержке исполнения, не предполагают расходование средств ОМС, если они возникли раньше, чем клиника присоединилась к данной программе.

ПРИМЕР
Суд Восточно-Сибирского округа установил (см. дело № А19-4103/2016), что долги, которые накопились у клиники еще до того как она присоединилась к программе, нельзя оплачивать, расходуя средства ОМС. Клиника рассчиталась с долгами за использование денежных средств, но не учла, что расходовать для этого средства ОМС нельзя. Поэтому пришлось вернуть в фонд все выплаченные деньги, плюс 10% штрафа.

Приобретать то, что не входит в тариф

Тариф, например, не включает:

  • Покупку предметов мебели, в том числе медицинской мебели;
  • Приобретение установок для стирки белья;
  • Покупку СВЧ;
  • Оплату дороги работников и больных;
  • Обеспечение работников и больных питанием;
  • Пользование услугами операторов сотовой связи, если они не предназначены для предоставления медицинских услуг.

Все это и много другое нельзя оплачивать за счет средств ОМС. Статья прихода в бухучете в данном случае не имеет значения. Главное, что это не требуется для оказания медицинской помощи.

ПРИМЕР
Разберем ситуацию, которая рассматривалась в АС Северо-Кавказского округа (дело № А32-26157/2014). Рассматривалось дело клиники, которая на несколько десятков миллионов рублей превысила сумму средств, необходимых для выплаты зарплат. В то же время для покупки лекарственных средств денег было выделено значительно меньше, чем требовалось. Интерес суда вызвали также транспортные расходы клиники, средства, потраченные на обучение сотрудников, и даже на проведение праздничного мероприятия и его украшение – все это было реализовано за счет средств ОМС. Подобные расходы были расценены судом как нецелевое использование средств ОМС.

1. Нотариальная палата - организация некоммерческая, саморегулируемая

В соответствии со статьей 24 Основ законодательства РФ о нотариате (утверждены ВС РФ от 11.02.93 № 4462-1, далее - Основы законодательства о нотариате), в каждом субъекте Российской Федерации образуются нотариальные палаты. Палата является некоммерческой организацией (НКО) и представляет собой профессиональное объединение специалистов, занимающихся частной нотариальной практикой.

Нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою работу на принципах самоуправления, то есть отвечает требованиям пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

Нотариальная палата выполняет следующие функции (ст. 25 Основ законодательства о нотариате):

Представляет и защищает интересы нотариусов;
оказывает помощь и содействие членам палаты в развитии частной нотариальной деятельности;
организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса;
помогает в повышении профессиональной подготовки нотариусов;
возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов;
организует страхование нотариальной деятельности.

2. Средства некоммерческой организации

Средства, которые расходуются на перечисленные уставные цели нотариальных палат, формируются, в основном, из взносов членов палаты (ст. 26 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ). В то же время, как и любая другая некоммерческая организация, нотариальная палата для выполнения уставных целей может заниматься предпринимательской деятельностью (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ). Целевые поступления некоммерческих организаций (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров), к которым относятся и членские взносы, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ. В связи с этим, финансисты разъяснили два вопроса:

Относятся ли к целевым поступлениям суммы взносов, превышающие раннее установленную величину.
В каком случае использование членских взносов признается нецелевым.

3. Средств НКО: целевое и нецелевое расходование

На основании статьи 27 Основ законодательства о нотариате, размер членских взносов и иных платежей определяет общее собрание членов нотариальной палаты. Оно же имеет право изменять их в сторону увеличения, как в отношении отдельных участников, так и для всех ее членов. В этом случае, при условии использования членских взносов по целевому назначению, они не учитываются при налогообложении прибыли НКО на основании пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ (письмо Министерства финансов РФ от 19.11.2008 № 03-03-06/4/81).

Если же членские взносы расходуются на цели, не предусмотренные Уставом нотариальной палаты, то, по мнению специалистов Минфина России, высказанном в письме от 14.11.2008 № 03-03-06/4/79 , возникают последствия, предусмотренные пунктом 14 статьи 250 Налогового кодекса РФ. Такие доходы подлежат включению в налогооблагаемую базу налога на прибыль некоммерческих организаций в составе внереализационных расходов.

Пример

Некоммерческая организация - нотариальная палата в виде членских взносов получила в IV квартале 2008 года 150 000 рублей. Данные средства отнесены к целевым и предназначаются для расходования на содержание НКО (п. 2 ст. 251 НК РФ).

На сумму членских взносов палатой приобретены канцелярские товары и расходные материалы для оргтехники (100 000 руб. с учетом НДС), запасные части для автомобиля (50 000 руб. с учетом НДС), который планировалось приобрести в 2009 году. Данные товары предполагалось использовать в уставной деятельности. Первоначально вся сумма взносов, уплаченная за товары, была учтена как целевое расходование денежных средств НКО.

В нашем случае некоммерческая организация ведет учет по Плану счетов бухгалтерского учета, утвержденному приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 № 94н (далее План счетов). Отметим следующие особенности рабочего плана счетов некоммерческой организации:

Задолженность членов организации по членским взносам, а так же ее погашение учитывается на счете 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами», для чего к нему необходимо открыть специальный субсчет «Расчеты по членским взносам»;
учет поступления и расходования средств целевого финансирования отражается на счете 86 «Целевое финансирование». План счетов предусматривает аналитический учет по данному счету по видам финансирования. Для учета движения денежных средств в рассматриваемом примере необходимо открыть субсчет «Финансирование содержания некоммерческой организации».

Чтобы не усложнять пример, названия и шифры субсчетов в таблице учетных записей не приводим.

Бухгалтер отразил указанные операции следующими записями (см. Таблицу 1).

Таблица 1
Наименование операции Дебет Кредит Сумма (руб.) Первичный документ
1. Получены членские взносы 51, 50 76 150 000 Ведомость учета членских взносов, платежные документы
2. Полученные членские взносы отражены в качестве источника целевого финансирования 76 86 150 000 Справка бухгалтера, смета расходов
3. Отражена задолженность перед поставщиков канцтоваров и расходных материалов 10 60 100 000
4. Отражена задолженность перед поставщиком автозапчастей 10 60 50 000 Договор поставки, приходная накладная
5. Канцтовары, расходные материалы использованы в некоммерческой деятельности 26 10 100 000 Справка бухгалтера, расходная накладная
6. Произведена оплата канцтоваров, запасных частей к автомобилю 60 51 150 000 Платежные документы
7. Расходы на приобретение канцтоваров погашены за счет средств целевого финансирования 86 26 100 000 Справка бухгалтера, смета

Поскольку, как было отмечено автором выше, нотариальная палата признается саморегулируемой некоммерческой организацией, на нее распространяется требование пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ. Ведение бухгалтерского учета и отчетности саморегулируемой организации подлежит обязательному аудиту.

В январе 2009 года при подготовке годового отчета была произведена аудиторская проверка деятельности нотариальной палаты. При проверке на счете 10 выявлены нецелевые запасы на сумму 50 000 рублей - стоимость приобретенных запчастей. Приобретение запасных частей к автомобилю сметой расходов на 2008 год не предусмотрено. Покупка автомобиля и атрибутов запланирована на 2009 год, что отражено в смете будущего года.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ). Направление средств НКО на цели, не предусмотренные сметой, может быть расценено как их нецелевое использование. Поэтому часть взносов, израсходованных нецелевым образом на основании пункта 14 статьи 250 Налогового кодекса РФ, следует признать внереализационным доходом некоммерческой организации, на что указано в публикуемом письме Министерства финансов РФ от 14.11.2008 № 03-03-06/4/79 .

Следовательно, у нотариальной палаты возникает объект налогообложения налогом на прибыль в виде стоимости приобретения, произведенного вне плана (сметы).

При обнаружении ошибки организация обязана уплатить налог и пени по нему.

Так как некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров и услуг, уплачивают налог на прибыль в виде ежеквартальных авансовых платежей (п. 3 ст. 283 НК РФ), задолженность по налогу возникла на конец декабря. Ошибка обнаружена в январе 2009 года, налог уплачен в срок - не позднее 28 января, поэтому задолженности по пени не возникает.

В нашем примере для расчетов по налогу на прибыль организаций используется субсчет 68-2.

В учете следует произвести записи (см. Таблицу 2).

Бухгалтер некоммерческой организации также обязан оформить и подать декларацию по налогу на прибыль организаций* за IV квартал, где в Листе 07 декларации отразит сумму средств, израсходованных нецелевым образом, в приложении № 1 к Листу 02 - сумму внереализационных доходов, в Листе 01 - расчет суммы налога.

* Утверждена приказом Министерства финансов РФ от 05.05.2008 № 54н.

4. О санкциях

В приведенном примере задолженность по пене, начисленной на сумму неуплаченного налога на прибыль организаций, не возникла. Если бы приобретение запчастей состоялось, к примеру, во II квартале 2008 года, а ошибка была обнаружена в январе 2009, то обойтись бы без дополнительных расходов не удалось. Бухгалтеру пришлось бы начислить пени. В соответствии с пунктом 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ сумма пени расчитывается как произведение суммы налога, количества дней просрочки, 1/300 ставки рефинансирования, действовавшей в период просрочки налога.

Если недоимка будет обнаружена налоговым органом, то нотариальной палате придется уплатить еще и штраф (20% от неуплаченной суммы - п. 1 ст. 122 НК РФ).

Целевое использование поступлений из бюджета устанавливается в силу ст. 38 БК. Оно означает доведение ассигнований и лимитов обязательств до конкретных получателей с указанием направлений их распределения. Рассмотрим далее случаи нецелевого использования бюджетных средств.

Терминология

Нецелевое использование бюджетных средств является бюджетным нарушением. Разъяснения приведены в части 1 ст. 306.4 БК. Согласно положениям статьи, нецелевым признается направление бюджетных поступлений и оплата обязательств в целях, которые полностью либо частично не соответствуют тем, что определены в решении (законе) о бюджете, сметой, росписью, договором или другим документом, выступающим как основание предоставления данных средств. Нарушением по ст. 306.1, ч. 1 БК признается неисполнение требований Кодекса, законодательных и иных нормативных актов, регулирующих финансовые правоотношения, соглашений и других актов, действующих в данной сфере. Им также считается бездействие/действие главного распорядителя, администратора источников финансирования, уполномоченного органа, получателя средств. За совершение указанных нарушений в гл. 30 БК предусматривается применение соответствующих мер принуждения.

Получатели

Понятие этих субъектов разъясняется в ст. 6 БК. В качестве получателей выступают органы:

  • Госвласти.
  • Управления государственных фондов (внебюджетных).
  • Местной власти.
  • Муниципальной администрации, находящейся в ведении распорядителя.

Все они должны иметь право принимать либо выполнять финансовые обязательства от лица публично-правовой организации за счет соответствующего фонда. Бюджетное учреждение не выступает как получатель. Следовательно, на него не распространяется действие положений части 1 ст. 306.1 БК. Однако необходимо учесть ч. 2 указанной статьи, в которой также упоминается нецелевое использование бюджетных средств. Ответственность по этой части наступает за бездействие/действие, нарушающее БК, прочие нормативные документы, регламентирующие финансовые правоотношения. Меры принуждения могут в этом случае применяться к субъектам, которые не выступают их участниками. Из этого следует, что нецелевое использование бюджетных средств бюджетным учреждением также преследуется по закону.

Виды нарушений

Штраф за нецелевое использование бюджетных средств может назначаться за:

КОСГУ

В соответствии со ст. 18, п. 1 БК, для составления и последующего исполнения доходно-расходных статей используется бюджетная классификация. Она представлена в виде группировки поступлений, затрат и источников покрытия дефицитов. В ее составе присутствует также классификация по операциям в секторе госуправления (КОСГУ). Порядок ее применения утверждается Минфином. В частности для финансовых ведомств устанавливаются перечни расходов, которые должны быть отнесены на определенные подстатьи и статьи КОСГУ.

Группировка операций в этой классификации осуществляется в зависимости от их содержания. При этом в каждой из статей и подстатей присутствует краткое описание процесса. Что касается затрат, то операции в них характеризуются перечнями направлений расходования финансов. Для эффективного планирования и надлежащего исполнения бюджета вопросы, касающиеся отражения издержек по статьям или подстатьям КОСГУ, могут регулироваться бюджетной сметой, госзаданием, методическими указаниями (рекомендациями) распорядителя и прочими документами, которые выступают в качестве основания для получения соответствующих поступлений.

Включение материальных ценностей в соответствующую группу нефинансовых активов (запасы или ОС) входит в компетенцию бюджетного учреждения. Оно принимает то или другое решение, руководствуясь инструкцией № 157н. При этом учитывается предназначение ценностей и порядок их эксплуатации.

Разъяснения Минфина

При нецелевом использовании бюджетных денежных средств, выявленном контролирующими органами, необходимо объективно, всесторонне и полно установить обстоятельства в их совокупности. Такое предписание присутствует в письме Минфина. Кроме этого, министерство настаивает на выяснении всех причин и условий, которые способствовали отнесению затрат на те или другие подстатьи/статьи в каждой отдельной ситуации.

Исключения

В случае выявления неправильного отнесения расходов получателем на подстатьи/статьи КОСГУ после выполнения комплексного анализа данное нарушение не рассматривается как нецелевое использование бюджетных средств, если:

  1. Затраты обуславливаются сметой или обоснованиями, приложенными к ней, документами, подтверждающими доведение лимитов обязательств, плановыми и прочими актами главного распорядителя с применением сведений КОСГУ.
  2. Доказано, что получатель совершил ошибочные действия неумышленно.

Нецелевое использование бюджетных средств: ответственность

Она устанавливается в КоАП. В частности по ст. 15.14 за нецелевое использование бюджетных средств наказание для должностных лиц устанавливается следующее:

  1. Дисквалификация на 1-3 года.
  2. Административный штраф. Его размер - 20-50 тыс. руб.

На юрлиц также распространяются санкции. Им придется выплатить от 5 до 25% от суммы, направленной не по назначению.

Субсидии

Они полагаются бюджетным учреждениям в соответствии со ст. 78.1, ч. 1 БК. Субсидии направляются на финансирование исполнения государственных или муниципальных заданий. Эти поступления рассчитываются с учетом нормативных расходов на оказание организациями соответствующих услуг и содержание имущества. Субсидии могут также предоставляться в иных целях. Порядок, в соответствии с которым осуществляется такое финансирование, утверждается правительством, высшей исполнительной структурой, администрацией МО или уполномоченными органами госвласти и территориального управления.

Субсидии на прочие цели, кроме направляемых на осуществление капвложений, предоставляются в порядке, согласованном с Минфином. Финансирование осуществляется органами, имеющими полномочия и функции учредителей. В соответствии с утвержденным порядком предусматриваются специальные положения, в которых указаны цели, условия, размер, правила и сроки направления средств. Заключаемое соглашение между получателем и распорядителем, таким образом, выступает как основание для предоставления финансирования.

ПФХД

Указанное выше соглашение является не единственным документом, которым можно подтвердить нецелевое использование бюджетных средств. РФ, выступая как правовое государство, в нормативных актах, касающихся финансовой сферы, устанавливает достаточно жесткие требования и правила. В частности, работа организаций, находящихся на госфинансировании, осуществляется в соответствии с ПФХД (планом по финансово-хозяйственной деятельности). Требования к этому документу устанавливаются приказом Минфина. В соответствии с ними ПФХД должен включать в себя такие разделы, как:

  1. Данные о деятельности муниципального/государственного учреждения, в том числе сведения о видах и целях, перечне услуг/работ, выполняемых платно.
  2. Показатели финансового положения организации. В этом разделе приводятся сведения об активах, обязательствах на последний отчетный день, предшествующий дате формирования плана.
  3. Показатели поступлений и выплат (плановые).
  4. Мероприятия по стратегическому развитию организации.

Таким образом, реальные действия должны совпадать с запланированными. Нецелевое использование бюджетных средств выявляется при сопоставлении сведений ПФХД и фактической ситуации.

УК

Кроме административных, за нецелевое использование бюджетных средств предусматриваются и уголовные санкции. В частности они установлены в ст. 285.1, ч. 1 УК. Формулировка состава преступления по этой статье аналогична той, которая приводится в КоАП. Однако в данном случае за нецелевое использование бюджетных средств виновному лицу грозит не только выплата в пользу государства 100-300 тыс. руб., но и:

  1. Арест до полугода.
  2. Заключение в тюрьму на период до 2 лет.
  3. Принудительные работы на срок до 2 лет.

При этом дополнительно суд может запретить должностному лицу заниматься конкретной деятельностью или пребывать на определенном посту в течение 3 лет. Стоит отметить, что указанные санкции применяются при нецелевом использовании средств в крупном размере. В качестве него признается сумма, превышающая 1,5 млн руб. Особо крупным будет считаться размер от 7,5 млн руб.

Обжалование выводов контролирующих служб

Зачастую позиция проверяемого учреждения не совпадает с мнением уполномоченных надзорных органов по вопросу законности расходования средств. Оспаривание выводов контрольной службы допускается как в досудебном порядке, так и непосредственно в суде. Первый прописывается обычно в нормативных документах, регламентирующих деятельность органов финансового надзора.

В частности проверяемая организация может представить письменные возражения на решения контролирующих служб не позднее 5 дней (рабочих) с даты получения заключения. В своем заявлении учреждение должно указать конкретную страницу акта, с которым не согласно. Кроме этого, в возражении приводятся статьи законодательства, доказывающие правоту организации. Замечания можно также оформить таблицей. В одной колонке будут излагаться выводы контролеров, а в другой - позиция проверяемой организации. Если же это не даст эффекта, дело будет разбираться в судебном порядке.

Правовые отношения между системой здравоохранения, медицинскими страховыми компаниями, ТФОМС в структуре ОМС координируются законодательным актом от 29.10.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Согласно нормативному акту медицинские учреждения обязаны распоряжаться средствами ОМС по целевому назначению. Благодаря судебной практике выявляется огромное число случаев незаконного использования денежных субсидий ОМС. Возникают спорные ситуации между контроллерами ОМС и представителями медицинских организаций. Что именно называют нецелевым расходованием средств ОМС? Каковы примеры подобных ситуаций? Какие меры принимают уполномоченные органы относительно медицинской компании, нарушившей закон? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Суть понятия нецелевого расходования субсидий ОМС

По закону государственные медицинские компании используют фонд ОМС на оказание помощи и приобретение лекарственных препаратов только в том объеме и условиях, которые установлены базовой или территориальной программой по Федеральному закону. В состав программы входят расходы:

  • На приобретение лекарственных препаратов, медицинского оборудования, пищевой продукции;
  • На платежи за лабораторные и инструментальные исследования, которые требуется произвести другим учреждением по причине отсутствия у основной компании лицензии, диагностического оборудования;
  • На организацию питания, если это не предусмотрено или невозможно осуществить на территории больницы;
  • На платежи за услуги связи, предоставление транспорта, работы и услуги по содержанию здания, аренду за пользование помещениями; платежи за программное обеспечение, услуги ЖКХ;
  • На социальные гарантии медицинских работников согласно законодательству;
  • На покупку медицинского инвентаря на сумму до 100 тыс. рублей включительно за каждый вид оборудования;
  • На платежи медицинской организации за оказание врачебной помощи;
  • Ряда затрат, необходимых для общей организации медицинской деятельности учреждения.

Для каждого указанного пункта перечня услуг программы предусмотрен тариф. Траты средств свыше тарифа считаются нецелевым расходованием либо превышением установленного лимита. Нередко нецелевые траты фонда ОМС происходят из-за неверной трактовки закона руководством учреждения. Средства могут быть израсходованы с нарушениями, если не соблюдены условия не только ФЗ, но и местных нормативных актов, локальных положений государственной компании.

Как выявляется нецелевое использование средств ОМС?

В каждом регионе есть Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС). К функционалу фонда относится предъявление требований к медицинскому учреждению относительно возврата денежных средств в бюджет ТФОМС, которые компания потратила по нецелевому назначению. То есть поиск, обнаружение нецелевого расходования денежных средств является исключительным правом Территориального фонда. Регулярно проводятся проверки в тех организациях, которые осуществляют медицинскую деятельность. Речь идет об учреждениях, включенных в реестр компаний, которые работают в сфере обязательного медицинского страхования. Выявление нецелевого использования - это главная задача каждой контрольной ревизии со стороны ТФОМС.

Какие меры предпринимаются после выявления нарушений?

Одна из важнейших задач проведения контрольных мероприятий - устранение выявленных нарушений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств и незаконным распоряжением объектами государственной собственности, а также наказание виновных и возмещение ущерба государству. Если представителями территориального органа установлены нарушения, в заключительной части акта проверки указываются:

  • Сведения о суммах нецелевого расхода;
  • Направления, куда они были потрачены учреждением;
  • Требование о возврате затраченной суммы в бюджет ТФОМС;
  • Информация о размере штрафа и пени.

Согласно ст. 39 части 9 ФЗ от 29.10.2010 г. штраф за нарушение устанавливается в размере 10% от суммы нецелевого расходования и пени от 0,01 актуальной на момент ревизии ставки рефинансирования ЦБ РФ. Уплата штрафа производится медицинским учреждением в течение 10 рабочих дней со дня получения требования. Если территориальный орган ОМС выявит серьезные факты нарушения в распоряжении средств, которые будут требовать безотлагательного принятия мер по устранению, представитель проверяющей организации вправе передать информацию в судебные инстанции. По решению суда виновные сотрудники будут привлечены к ответственности и на них будет возложена обязанность по .

Каковы примеры нецелевого использования средств медицинскими организациями и споров между уполномоченными органами?

Для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать соотнесение результата использования с целью, преследуемой при выделении этих средств. Судебная практика показывает, что не всегда суд согласен с требованиями ТФОМС. Происходят разные ситуации, когда мера пресечения применяется частично в связи с тем, что судья делает иные выводы.

Примеры судебных решений по нецелевому использованию средств медучреждением

Городская поликлиника №23 г. Москвы приобрела медицинский инвентарь стоимостью свыше 100 тыс. руб. за единицу товара. Суд решением № 305-КГ15-17571 от 22 января 2016 г. постановил, что данный факт не может считаться нецелевым расходом, а имеет место лишь превышение лимитов расходования, за которое ответственность в виде возврата (восстановления) всех израсходованных средств, с начислением пеней и штрафа, статьей 39 Закона № 326-ФЗ не установлена.

По итогам проверки было установлено, что городская больница г. Медногорска не имеет лицензии на оказание скорой специализированной медицинской помощи, но денежные средства ОМС на это были получены. В процессе разбирательства суд установил, что отсутствие лицензии было связано с проведением реорганизации в учреждении. Суд решением № Ф09-8098/16 от 12 августа 2016 г. постановил, что отказ больницы в оказании помощи противоречил бы ст. 41 Конституции РФ и ст. ст. 4-7, 10, 11 Закона № 323-ФЗ. Поскольку после реорганизации лицензия была вновь получена, суд не признал, что расход средств является нецелевым.

Поликлиника №1 г. Усть-Илимска воспользовалась средствами ОМС для оплаты услуг по замене окон, оплаты сметной документации для проведения капремонта. В рамках государственного контракта были выполнены работы, не соответствующие представленной заказчиком для проведения открытого аукциона проектно-сметной документации и техническому заданию. Арбитражный суд Иркутской области признал факт нецелевого расходования средств решением № А19-690/2015 и обязал медорганизацию вернуть 220 460 рублей, а также уплатить штраф в размере 22 046 рублей.

В ходе проверки использования средств обязательного медицинского страхования территориальным фондом обязательного медицинского страхования может быть установлено, что медицинским учреждением осуществлены расходы, не предусмотренные Территориальными программами государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на соответствующие годы. Во избежание спорных ситуаций относительно статей расходов средств ФОМС рекомендуется всегда обращаться за консультацией к юристу в сфере медицинского страхования.

Заключение

За нецелевое расходование финансов, выделяемых Фондом ОМС, учреждения несут особую ответственность в виде санкций и штрафов. Такая ответственность применяется только после доказательства факта нецелевого использования финансирования путем проведения контрольных проверок медицинского учреждения.

Что подразумевается под нецелевым использованием бюджетных средств? Может ли бюджетное учреждение совершить нецелевое использование средств и быть привлечено к ответственности за данное правонарушение? Как оспорить выводы проверяющих о нецелевом использовании средств? Ответы на эти и другие вопросы читайте в консультации .

Понятие нецелевого использования средств

В силу ст. 38 БК РФ целевой характер использования бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. При этом законом (решением) о бюджете устанавливается распределение бюджетных ассигнований по каждому главному распорядителю бюджетных средств в разрезе кодов разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, отражающих направления (цели) финансирования расходов бюджета.

Согласно ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии с ч. 1 ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого гл. 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Согласно ст. 6 БК РФ получатель бюджетных средств (средств соответствующего бюджета) - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право принимать и (или) исполнять бюджетные обязательства от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.

Таким образом, поскольку бюджетное учреждение получателем бюджетных средств не является, положения ч. 1 ст. 306.1 БК РФ на него не распространяются. Однако следует учитывать, что в силу ч. 2 ст. 306.1 БК РФ действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство РФ, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ. С учетом данного факта бюджетные учреждения в случае допущения ими фактов нецелевого использования средств будут нести за это ответственность наряду с участниками бюджетного процесса.

Исходя из анализа материалов контрольных мероприятий органов государственного (муниципального) финансового контроля к нецелевому использованию средств можно отнести:

  • использование средств на оплату расходов, не предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности на соответствующий финансовый год;
  • несанкционированное перемещение средств по статьям бюджетной классификации, когда средства, выделенные на цели, установленные одной конкретной позицией бюджетной классификации (вид расходов, статья и подстатья), направляются и используются на цели, предусмотренные другой позицией бюджетной классификации;
  • использование бюджетных средств на оплату расходов, которые должны осуществляться за счет средств, поступающих из бюджетов других уровней;
  • использование бюджетных средств на оплату расходов, которые должны осуществляться за счет средств из внебюджетных источников;
  • использование средств на оплату работ и услуг, не связанных с деятельностью бюджетного учреждения, на оказание финансовой помощи коммерческим организациям или на их создание, оплату расходов другого юридического лица;
  • использование средств на оплату коммунальных услуг, оказанных сторонним потребителям (арендаторами и др.), без соответствующего возмещения данных расходов;
  • использование средств на финансирование объектов и строек, по которым финансирование в установленном порядке не предусмотрено и которые не включены в перечни строек и объектов, а также на затраты, не предусмотренные проектно-сметной документацией;
  • использование субвенций и субсидий с нарушением условий их предоставления;
  • использование средств целевых бюджетных фондов, резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций), средств на реализацию целевых программ, на цели, предусмотренные иными разделами соответствующего бюджета;
  • расходование средств, полученных от приносящей доход деятельности, на цели, не предусмотренные планом финансово-хозяйственной деятельности.
И все-таки, наверное, самыми распространенными случаями нецелевого использования средств являются случаи неверного отнесения расходов на те или иные статьи и подстатьи классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ).

Согласно п. 1 ст. 18 БК РФ для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ используется бюджетная классификация РФ, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ. В состав бюджетной классификации РФ в том числе входит КОСГУ. Порядок применения КОСГУ устанавливается Минфином (п. 4 ст. 23.1 БК РФ ). В частности, финансовым ведомством утверждаются перечни расходов бюджетов бюджетной системы РФ, подлежащих отнесению на определенные статьи и подстатьи КОСГУ.

Напомним, что КОСГУ является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания. При этом каждая из статей (подстатей) классификации содержит краткое описание отражаемых по ней операций. В рамках статей (подстатей) КОСГУ, относящихся к расходам бюджетов, эти описания (в большинстве случаев) представляют собой перечни направлений расходования средств государственными (муниципальными) учреждениями. Указанные перечни с учетом положений ГК РФ, предусматривающих заключение договоров гражданско-правового характера (государственных (муниципальных) контрактов) в произвольной форме, а также наличие отраслевых особенностей функционирования единиц сектора государственного управления, не являются закрытыми (содержат абзац «другие аналогичные расходы» или приведены после слов «в том числе»).

В связи с этим в целях эффективного планирования и исполнения бюджета вопросы отражения по статьям (подстатьям) КОСГУ кассовых расходов, осуществляемых в секторе государственного управления, обусловленных указанными договорами и аналогичных по экономическому содержанию операциям, перечни которых содержат Указания о порядке применения бюджетной классификации , могут быть урегулированы бюджетной сметой, государственным заданием на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам, методическими рекомендациями (указаниями) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, иными документами, являющимися правовыми основаниями получения бюджетных средств.

Кроме того, следует учитывать, что отнесение материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) относится к компетенции бюджетного учреждения, принимающего решение по рассматриваемому вопросу в соответствии с положениями Инструкции № 157н исходя из предназначения материальных ценностей и порядка их использования.

По мнению Минфина, высказанному в Письме от 27.02.2012 № 02‑07‑10/534 , рассматривая нарушения, выявленные контрольными органами, необходимо всесторонне, полно и объективно выяснить все обстоятельства в совокупности, а также выявить причины и условия, способствовавшие отнесению расходов на статьи и подстатьи КОСГУ в каждом конкретном случае. При установлении неправильного отнесения получателем бюджетных средств расходов на статьи (подстатьи) КОСГУ после проведения указанного комплексного анализа нарушение не может рассматриваться в качестве нецелевого использования средств в случаях, если:

  • такие расходы обусловлены бюджетной сметой (обоснованиями к ней), документами о доведении лимитов бюджетных обязательств, а также плановыми документами, иными документами главного распорядителя бюджетных средств с применением данных КОСГУ;
  • установлено, что получателем бюджетных средств ошибочные действия совершены неумышленно.
Отметим, если кассовые расходы проведены по статьям КОСГУ в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности (но при этом, по мнению контрольных органов, их отражение по КОСГУ не соответствует методологии применения КОСГУ, установленной Указаниями о применении бюджетной классификации) или порядок их проведения по кодам КОСГУ отсутствует в указанных документах, являющихся правовым основанием получения бюджетных средств, такие факты должны квалифицироваться контрольными органами как нарушение методологии применения КОСГУ (Письмо Минфина РФ от 18.12.2009 №  02‑07‑10/5856 «О вопросах квалификации нарушений, связанных с отражением кассовых операций по кодам классификации операций сектора государственного управления» ).

При этом в случае выявления таких фактов Росфиннадзором названный орган должен направить главным распорядителям средств федерального бюджета предписания о необходимости внесения соответствующих уточнений (дополнений) в методические рекомендации (указания) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, госзадания, иные документы, являющиеся правовыми основаниями использования бюджетных средств.

Ответственность за нецелевое использование средств

В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы РФ и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет, а на юридических лиц - от 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.

Напомним, что ранее ст. 15.14 КоАП РФ предусматривала ответственность за использование бюджетных средств их получателем на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Согласно ч. 1 ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ для бюджетных учреждений предусматриваются субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Кроме того, из бюджетов бюджетной системы РФ бюджетным учреждениям могут предоставляться субсидии на иные цели. Порядок их предоставления устанавливается Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.

Так, например, субсидии на иные цели из федерального бюджета (за исключением субсидий, направляемых на осуществление капитальных вложений) предоставляются учреждениям в порядке, установленном по согласованию с Минфином органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя. Этот порядок, в частности, должен содержать положения о целевом назначении, условиях, размере, сроках и порядке предоставления субсидии.

Таким образом, заключаемое между бюджетным учреждением и учредителем соглашение и будет являться документом, служащим правовым основанием для предоставления средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ.

Кроме того, финансовая деятельность бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД). Общие требования к этому плану установлены Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 №  81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» . Согласно указанным требованиям ПФХД состоит из следующих разделов:

  1. «Сведения о деятельности государственного (муниципального) учреждения (в том числе цели и виды деятельности, перечень услуг (работ), осуществляемых на платной основе)»;
  2. «Показатели финансового состояния государственного (муниципального) учреждения (данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления плана)»;
  3. «Показатели по поступлениям и выплатам государственного (муниципального) учреждения (плановые)»;
  4. «Мероприятия стратегического развития государственного (муниципального) учреждения (планируемые)».
Помимо административной ответственности, за совершение нецелевого использования средств предусмотрена уголовная ответственность. Так, согласно ч. 1 ст. 285.1 УК РФ расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Необходимо отметить, что крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая 1,5 млн руб., а особо крупным размером - 7,5 млн руб.

При этом то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 тыс. до 50 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Оспаривание выводов проверяющих о нецелевом использовании средств

Итак, мы выяснили, что бюджетное учреждение может допустить нецелевое использование средств и быть привлечено к ответственности за совершение данного нарушения. Вместе с тем зачастую позиция учреждения по факту нецелевого использования не совпадает с позиций проверяющих. По общему правилу оспорить выводы проверяющих можно как в досудебном, так и в судебном порядке. Право государственных (муниципальных) учреждений на судебную защиту установлено ч. 1 ст. 198 АПК РФ . Оно реализуется путем подачи заявления о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Досудебный порядок обжалования, как правило, прописывается в нормативных актах, определяющих порядок осуществления органами финансового контроля своей деятельности. Так, например, в соответствии с нормами Административного регламента исполнения Росфиннадзором государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденным Приказом Минфина РФ от 20.03.2014 № 18н , проверяемое учреждение вправе представить письменные возражения на акт контрольного мероприятия в течение пяти рабочих дней со дня получения такого акта. В подготовленных возражениях рекомендуем указывать конкретную страницу акта и его положения, с которыми не согласно учреждение, а также его аргументы и нормы законодательства, подтверждающие позицию. Замечания можно оформить, например, в виде таблицы, где в левой части будут указаны выводы проверяющих, а в правой - изложена позиция учреждения.

Кроме того, оспорить решения должностных лиц Росфиннадзора можно в порядке, установленном разд. V указанного регламента.

Однако зачастую указанные возражения Росфиннадзором не принимаются и в отношении учреждения (должностного лица учреждения) выносится постановление по делу об административном правонарушении, ответственность за совершение которого установлена ст. 15.14 КоАП РФ . Обжалование постановлений по делу об административных правонарушениях должно осуществляться в порядке, установленном гл. 30 КоАП РФ .

Согласно ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:

  • вынесенное судьей - в вышестоящем суде;
  • вынесенное коллегиальным органом - в районном суде по месту нахождения коллегиального органа;
  • вынесенное должностным лицом - в вышестоящем органе, вышестоящему должностному лицу либо в районном суде по месту рассмотрения дела;
  • вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, - в районный суд по месту рассмотрения дела.
Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу по ходатайству лица, подающего жалобу.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Вместе с тем указанное правило не запрещает подавать жалобу непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

В соответствии со ст. 30.5 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу. Если же рассматривать жалобу будет суд, то срок ее рассмотрения составит два месяца.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений (ст. 30.7 КоАП РФ ):

  • об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
  • об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
  • об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 ,24.5 КоАП РФ , а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
  • об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
  • об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Вы бухгалтер, но директор вас не ценит? Считает, что вы только тратите его деньги и переплачиваете налоги?

Станьте ценным спецом в глазах руководства. Научитесь работать с дебиторкой.

У Центра обучения «Клерка» новый .

Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.