Домой / Бизнес  / Кто написал старик годовик. Отзыв о сказке В.И.Даля «Старик годовик. У страха глаза что плошки, а не видят ни крошки

Кто написал старик годовик. Отзыв о сказке В.И.Даля «Старик годовик. У страха глаза что плошки, а не видят ни крошки

Старик годовик (сказка-загадка)

Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы.

Махнул старик годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик годовик четвертый раз - и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая - чёрная. Махнет птица раз - станет светлым-светло, махнёт другой - станет темным-темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Какие то четыре крыла у каждой птицы?
Какие семь перьев в каждом крыле?
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая - чёрная?

Даль Владимир Иванович

СТАРИК ГОДОВИК

Собиратель слов


ладимир Иванович Даль жил давным-давно, в старые, незапамятные времена.

Родился он в 1801 году на юге России, в «Луганском заводе», поэтому когда он потом стал писателем, то подписывал свои книжки именем «Казак Луганский». Шестьдесят лет прожил Даль при крепостном праве, когда помещики были полными хозяевами своих крестьян, могли продавать их, как коров, овец или лошадей.

Даль сначала был моряком, потом военным врачом, долгие годы служил в разных учреждениях, писал повести, рассказы и сказки, составлял учебники и книжки для детей. Но главным делом своей жизни он считал изучение языка русского народа. Один из первых русских писателей, он стал писать рассказы из народной жизни языком, каким говорил народ.

Даль близко сошелся с лучшими писателями своего времени - с Пушкиным, Жуковским, Крыловым и Гоголем.

Александр Сергеевич Пушкин подарил Далю свою знаменитую «Сказку о рыбаке и рыбке» с надписью: «Сказочнику Казаку Луганскому - сказочник Александр Пушкин». Пушкин умер на руках у Даля. Перед смертью Пушкин подарил ему свой старинный перстень в память того, что оба они любили русский народ и его великий, богатый, живой язык. Ещё при первых встречах Пушкин говорил молодому Далю: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото! А не дается в руки, нет…»

Чтобы это «золото» русского языка - поговорки, пословицы, загадки - «далось всем в руки», надо было его собрать. И Даль всю свою жизнь отдал этому делу. Он стал искателем, собирателем слов.

Да разве нужно собирать слова? - спросите вы. - Какой в этом толк? Слова - не ягоды, не грибы, они в лесу не растут, в лукошко их не уложишь…

И правда, слова в лесу не растут. Но они живут в народе, в разных краях и областях нашей большой земли, они родятся и умирают, у них есть родители и дети… Как это - слова родятся?

Во времена Даля не было, например, таких слов, какие сейчас знает всякий школьник: «колхоз», «комсомол»…

Эти слова родились после Октябрьской революции, при Советской власти, когда появились у нас колхозы, когда организовали Ленинский комсомол.

Не было в те времена, когда жил Даль, и слов «автомобиль», «аэроплан» - по той простой причине, что эти машины не были ещё изобретены.

А вот такие слова, как «боярин», «государь», уходят из нашей речи и живут только в исторических книгах.

А сколько же слов у человека? И много и мало.

У маленького ребёнка слова наперечёт. Когда он подрастёт, - у него их десятки, потом сотни, потом тысячи. Чем больше слов знает человек, тем легче ему выражать свои мысли и чувства. Иному школьнику, если попросить его записать все слова, которыми он пользуется, понадобится одна тоненькая тетрадка. А вот теперь издан словарь всех слов, которые употреблял Пушкин в своих сочинениях: это четыре толстых тома в две колонки, напечатанных мелким шрифтом. В этом словаре много тысяч слов.

А много ли слов у народа? У народа слов ещё больше. Вот собирателем слов, которыми богат наш народ, и был Владимир Иванович Даль.

Нам в наследство от Даля остался его «Словарь живого великорусского языка». Полвека - пятьдесят лет - Даль собирал, составлял, издавал, улучшал и дополнял свой «Словарь». Начал он эту работу юношей, а кончил стариком.

Сама жизнь Даля - постоянные переезды с места на место, встречи с разными людьми - как бы помогала ему стать собирателем слов. Когда он был моряком, плавало на кораблях по Балтийскому и Чёрному морям, он собрал много слов в разговорах с матросами.

Потом, когда Даль стал военным врачом, он сблизился с солдатами, вслушивался в их разговоры и записывал народные слова и выражения.

«Бывало, на днёвке, - рассказывал Даль, - соберёшь вокруг себя солдат из разных мест да и начнёшь расспрашивать, как такой-то предмет в той или иной местности называется».

Он записывал не одни только названия предметов, а подхватывал на лету меткие народные словечки, пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки. Когда он был в армии, у него накопилось

столько записей, что для перевозки его бумаг в походе понадобился специальный верблюд. Это было во время войны. И случилось так, что однажды этот верблюд пропал.

У Владимира Ивановича Даля есть необычная сказка, сюжет которой основан на загадке. Главный герой этой сказки – старик, которого автор называет «годовик». В сказке старик годовик выходит и взмахивает рукой. Делает он так четыре раза. С каждым взмахом из его рукава вылетают три необычных птицы. Чем же они необычны?

Необычность состоит в том, что каждая вылетевшая тройка птиц меняет погоду в окружающем мире. Первая тройка приносит холода и морозную погоду. Вторая тройка птиц своим появлением заставляет снег таять, а цветы – распускаться. Третья тройка птиц приносит жару и зной. А четвертая тройка несет на своих крыльях холод, дожди и туманы.

Крылья у птиц тоже необычные. У каждой птицы не по два крыла, а по четыре. Каждое крыло состоит из семи перьев. У каждого пера есть свое имя. С одной стороны перо белое, а с другой черное. Когда необычные птицы машут крыльями, становится то светло, то темно.

Автор в самой сказке дает подсказки к загадке. Описывая, как при появлении каждой тройки птиц меняется погода, он намекает читателю на смену времен года. А каждое время года включает в себя три месяца. Значит, птицы, которых выпускает старик годовик – это календарные месяцы, по три на каждое время года. В каждом месяце содержится примерно четыре недели и у птиц по четыре крыла. А в каждой неделе семь дней – ровно столько, сколько перьев на каждом крыле у птиц. И каждый день недели имеет свое название. А перья черно-белые потому, что сутки состоят из дня и ночи. Махнет птица крылом раз – наступает ночь, второй взмах крыльев приносит день. Вот так, в форме занимательной сказки-загадки В.И.Даль рассказывает читателям о смене времен года, о месяцах, о днях недели и чередовании дня и ночи.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Старик годовик» состоит в том, чтобы в интересной и привлекательной для детей форме познакомить их с понятием «времена года», объяснить, что такое месяц, неделя, день и ночь. Загадки очень нравятся всем и, разгадывая ту загадку, которую автор заложил в сказке, дети лучше усвоят новые для них знания об окружающем мире.

Сказка «Старик годовик» учит внимательно наблюдать за природными явлениями и подмечать закономерности, свойственные окружающему миру.

Какие пословицы подходят к сказке «Старик годовик»?

Весна да осень – на дню погод восемь.
Лето – страдная пора.
Зима не лето, в шубу одета.

Здравствуйте, ребята! Помогите мне отгадать загадку.

На одном боку цветы расцветают,

На другом - листы опадают,

На третьем – плоды созревают,

На четвёртом - сучья подсыхают.

Посмотрите в окошко.

Какое время года наступило?

А что на это указывает? Какие признаки весны вы знаете?

Сколько всего времён года? Назовите их.

Молодцы, ребята, давайте пока присядем на стульчики.

Появляются под звуки природы по очереди времена года (лето, осень, зима, весна) и загадывают загадки(дети в масках времен года).

Лето:

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

"КУПАЙТЕСЬ"-приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я... (лето)

Осень:

Утром мы во двор идём-

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят... (осень).

Зима:

Дел у меня немало-

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня... (зима).

Весна:

Я раскрываю почки,

В зелёные листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня... (весна).

Времена года выстраиваются друг за другом.

Времена года, а вы хотите послушать, что же ребята о вас знают? Ну тогда, оставайтесь с нами.

2. Основная часть

Ребята, теперь я прочту вам сказку-загадку, написанную Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад. Даль очень любил и уважал русскиё язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых.

Чтение сказки- загадки В.И. Даля «Старик - годовик» (под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Январь» с показом на мольберте подготовленных иллюстраций)

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно.

Ребята, кто знает, что означает слово «знойно» -означает «горячо», «душно» - спёртый для дыхания воздух, насыщенный испарениями, трудный для дыхания.

Мужики стали жать рожь.

Что означает выражение «жать рожь» означает срезать под корень стебли растений серпом или специальными машинами.

Махнул старик-годовик четвертый раз - и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая - черная. Махнет птица раз - станет светлым-светло, махнет другой - станет темным-темно.

Ребята, но на этом сказка-загадка не заканчивается, Владимир Иванович Даль приготовил нам вопросы, на которые мы сейчас с вами ответим. Вы готовы ответить на вопросы?
Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?

Зима: А назовите мои зимние месяцы?

Весна: А мои месяцы вы знаете?

Лето: А порадуйте теперь лето своими ответами, назовите моих месяцев- помощников.

Осень: Ой, ребята, неужели вы и мои месяцы знаете?

Ребята, а сколько же в году месяцев?

Следующий вопрос. Какие это четыре крыла у каждой птицы? (иллюстрация)

Ребята, а какие семь перьев в каждом крыле? (иллюстрация)

Ребята, а назовите дни недели.

Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая - черная?
(иллюстрация)

Молодцы, вы ответили правильно на все вопросы Владимира Ивановича Даля.

Ребята, так кто же такой Старик- годовик? (иллюстрация)

Ребята, а теперь давайте немножко повеселимся. Вставайте, в круг.

Физкультминутка «Весна».

От солнышка весеннего лучики бегут,

Травушку-муравушку выглянуть зовут,

Вот проклюнулись росточки,

Потянулись вверх листочки,

Кулачки-бутоны сами

Так и брызнули цветами.

Ну, вот мы и отдохнули немного, давайте присядем на стульчики.

Определение главной мысли сказки: А почему это произведение названо сказкой - загадкой?

Что сказочного?

Как вы думаете, для чего В.И. Даль написал такую сказку – загадку?

Чему хотел научить?

Ребята, а давайте порадуем «Времена года» и нарисуем для них рисунки. Рисунки не простые, а для каждого времени года свои.

Перед тем как приступить к рисованию нам надо размять пальчики.

Проводиться пальчиковая гимнастика «Цветок»

Вырос красивый цветок на поляне.

К солнцу раскрыл он свои лепестки.

А под землей красоту и сияние дарят цветку корешки.

А теперь приступаем к рисованию. Каждая команда рисует картинку своего времени года.

Посмотрите, какие красивые рисунки у нас получились.

3. Заключительная часть

Что нового и интересного узнали сегодня?

Какую сказку-загадку мы с вами сегодня прочитали?

С какими новыми словами познакомились?

Что понравилось?

Что показалось трудным?

О чём сможете рассказать друзьям, родителям?

Ребята, а времена года за то, что вы столько знаете о них, приготовили вам подарки (тематические раскраски).

Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.



Махнул старик годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы.



Махнул старик годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.


Махнул старик годовик четвертый раз - и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая - чёрная. Махнет птица раз - станет светлым-светло, махнёт другой - станет темным-темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Какие то четыре крыла у каждой птицы?
Какие семь перьев в каждом крыле?
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая - чёрная?