Домой / Агробизнес / Органы управления образованием и подведомственные им учреждения. Структура управления образованием

Органы управления образованием и подведомственные им учреждения. Структура управления образованием

Арендный блок

Выделяют три уровня органов управления образованием в РФ:

Федеральные органы управления;

Региональные органы управления;

Муниципальные органы управления;

Федеральный уровень

Управление образованием в России на федеральном уровне осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации, которое выполняет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся:

разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования;

организация предоставления высшего образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования;

организация предоставления дополнительного профессионального образования в федеральных государственных образовательных организациях;

разработка, утверждение и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, реализация международных программ в сфере образования;

создание, реорганизация, ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных государственных образовательных организаций;

утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований;

лицензирование и государственная аккредитация образовательной деятельности;

государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, указанных в предыдущем пункте, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования;

формирование и ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере образования, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

установление и присвоение государственных наград, почетных званий, ведомственных наград и званий работникам системы образования;

разработка прогнозов подготовки кадров, требований к подготовке кадров на основе прогноза потребностей рынка труда;

обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на федеральном уровне;

осуществление иных полномочий в сфере образования, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

обеспечение в федеральных государственных образовательных организациях организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего профессионального образования.

Региональный уровень

На региональном уровне управление образованием осуществляют органы исполнительной власти (министерства, департаменты образования) субъектов федерации, на муниципальном уровне - департаменты, управления, отделы образования муниципальных образований.

Российской Федерации органам государственной власти субъектов федерации переданы следующие полномочия:

государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций высшего образования), а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории;

лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций высшего образования);

государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона);

подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации.

Контроль за выполнением региональными органами управления образованием переданных функций осуществляет Рособрнадзор.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся:

разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации;

создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации;

обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 настоящей части;

организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования;

организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ;

обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне субъектов Российской Федерации;

организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации;

осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Статья 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

Муниципальный уровень

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);

организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);

создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;

обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа;

осуществление иных полномочий в сфере образования в соответствии с законодательством.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Социально-педагогическая система

Система образования. Основные проблемы управления школой. Структура системы образования. Образование и Образовательная политика РФ. Педагогика.

К данному материалу относятся разделы:

Социально-педагогические системы, понятие и виды. Школа как социально-педагогическая система

Основные характеристики педагогической системы

Организационная структура образовательного учреждения. Структура школы как социально-педагогической системы. Структура материально-учебной базы школы

Нормативно-правовая база деятельности школы

Структура общешкольного коллектива. Организационная культура, организационные ценности, философия и миссии школы. Организационная структура внутришкольного управления

Имидж образовательного учреждения. Организационная культура образовательного учреждения

Государственно-общественный характер системы образования. Государственная образовательная политика РФ

Органы управления образованием: федеральные органы управления, органы управления образования субъектов РФ, муниципальные органы управления образованием РФ. Их компетенции

Положение о ведении школьной документации

Подходы к измерению информации. Единицы измерения количества информации

Понятие информация является одним из фундаментальных в современной науке вообще и базовым для изучаемой нами информатики. Вероятностный подход. Формула Хартли. Формула Шеннона. Объемный подход.

МАРКЕТИНГ Учебное пособие

Фигурко А.А Маркетинг: учебное пособие – Томск: Изд-во Томского государственного архитектурно-строительного университета, 2009. – 184 с. Рецензенты д.э.н., профессор Крымов С.М.

Правила проведения соревнований по ездовому спорту в Российской Федерации

Настоящие Правила разработаны в соответствии с положениями Единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСКА 2003-2005) Международной федерации ездового спорта (IFSS) и Европейской Ассоциации ездового спорта (ESDRA)

Плюсы и минусы ночного питания

Рано или поздно, прогресс в наборе мышечной массы у любого желающего ее набрать сходит на нет. Если исключить методические ошибки, то отсутствие прогресса может быть вызвано недостаточным нутрициональным обеспечением организма.

Российская Федерация Федеральный закон О воинской обязанности и военной службе

Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.

Управление образованием включает в себя органы управления трех уровней.

Первый, федеральный, уровень включает в себя органы управления образованием общегосударственного значения. К ним относятся федеральные органы управления образовани­ем.

Второй уровень органов управления образованием - это уровень субъектов Российской Федерации.

К третьему , местному, уровню относятся районные и го­родские органы управления образованием.

Функции федеральных органов управления :

1) формирование и осуществление федеральной политики в области образования;

2) разработка и реализация федеральных и международ­ных программ развития образования (в том числе Федераль­ной программы развития образования);

3) установление федеральных компонентов государствен­ных образовательных стандартов;

4)разработка и утверждение типовых положений об обра­зовательных учреждениях, установление порядка их создания, реорганизации и ликвидации;

5)установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессио­нальное образование;

6)установление порядка лицензирования, аттестации и го­сударственной аккредитации образовательных учреждений;

7)установление порядка аттестации педагогических ра­ботников государственных и муниципальных образователь­ных учреждений.

Органы управления образованием субъектов Федерации определяют особенности реализации федеральных законов и нормативов в своих регионах. В их ведении находятся:

1) формирование законодательства субъектов Российской Федерации в области образования;

2) разработка и реализация республиканских, региональ­ных программ развития образования;

3) установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;

4) определение особенностей порядка создания, реорга­низации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений;

5) формирование бюджетов субъектов Российской Федера­ции в части расходов на образование, установление местных налогов на образование и т. д.

Формы получения образования:

1) вформе очной, очно-заочной (вечерней), заочной;

2)в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Первая форма характеризуется тем, что входе образова­ния постоянно существует связь «обучаемый - преподава­тель».

При второй форме освоения образовательной программы обучаемый только сдает экзамены по определенным частям образовательной программы.

Для современной СО характерны такие признаки : вариативность (организационно-правовых форм, типов ОУ, форм получения образования, содержания образования в зависимости от типа и вида ОУ, организации пед. процесса в ОУ), интегративность (СО входит в единое мировое пед. пространство), инновационность (нововведения: в общественном положении образования и уровне финансирования системы, в структуре системы образования, в содержании образования, во внутренней организации деятельности школы, в отношениях «учитель-ученик», в методах обучения,в оборудовании учебных заведений и использовании информационных технологий в образовании, в строительстве зданий и помещений для учебных заведений).



Принципы государственной политики в области образования: 1) гуманистический характер образования; 2) единство федерального, культурного и образовательного пространства; 3) общедоступность образования; 4) светский характер образования в государственных, муни­ципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием.

Органы управления образованием пpoвoдят государ­ственную политику путем соблюдения государственных образовательных стандартов. Задача органов управления образованием состоит в создании условий для самоопределения и самореализации личности. Для_ последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создаются соответствующие государственные органы управления образованием: федеральные, ведомственные, республиканские и т.д.

Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительс­кого и ученического коллективов, родителей и общественности. Реальным воплощением общественного характера управ­ления образованием является деятельность коллективного орга­на управления - совета школы. Функции и coдepжaние работы совета определяются Типовым положением об общеобразовательном учреждении. Высшим руководящим органом школы является конференция, которая проводится не реже одного раза в год. Конференция имеет широкие полномочия: на общешкольной конференции избира­ются совет школы, его председатель, определяется срок их дея­тельности.

Каждое учебное заведение принимает на конференции Устав учебного заведения . О бщая направленность Устава задается Типовым положением об общеобразовательном учебном заведении. В период между конференциями в роли высшего руководяще­го органа выступает совет школы. Совет шко­лы организует выполнение решений конференций, обеспечивает социальную защи­ту учащихся, уста­навливает возраст учащихся при наборе в 1 класс, необходимость и вид ученической формы.

Одним из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является разгосударствление системы образования и диверсификация образовательных учреждений.

Разгосударствление системы образования означает, что наря­ду с государственными возникают негосударственные учебные заведения. Диверсификация об­разовательных учреждений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений: гимназий, лицеев, коллед­жей и т.д.


Вопрос7: Сотрудничество школы с семьей в воспитании детей и подростков.

Воспитание всесторонне развитой личности может быть успешно, если оно осуществляется в сотрудничестве с семьей. Это обусловлено тем огромным влиянием, которое оказывает семья на все стороны развития и воспитания ребенка.

Семья - это малая социальная группа, основанная на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны отношением взаимопомощи, взаимной моральной поддержкой и ответственностью.

В настоящее время школа и семья развиваются в сложных противоречивых условиях. С одной стороны наблюдается поворот общества к нуждам и проблемам семьи. Разрабатываются целевые комплексные программы поддержки семьи. С другой стороны наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем: это рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей; падение жизненного уровня большинства семей; увеличение числа неполных семей; семей, имеющих одного ребенка. Значительная часть детей отдаляется от родителей.

В настоящее время изменяется сфера занятости родителей. Большая часть из них заняты в негосударственной сфере. Появилось большое количество матерей-домохозяек.

Кризис современной семьи связан с резким изменением социального фона, с медленной адаптации семьи к новым социально-экономическим условиям. Следствием этого являются: резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей, повышение материальной обеспеченности богатых семей, резкое увеличение безнадзорных детей, рост детской преступности, приобщение детей к алкоголю, наркотикам, половой распущенности, рост фактов подросткового и юношеского суицидов, резкое падение авторитета родителей, рост конфликтности с ними.

Характеризуя современную семью, можно выделить такие ее особенности :

1. разница в социальном укладе городской и сельской семьи

2. столкновение разных методов воспитания детей в семье

3. разный уровень материального достатка

4. разукрупнение семей – выделение молодой семьи, обособление от старшего поколения

5. сокращение рождаемости детей.

Выделяют следующие функции семьи:

1. по отношению к обществу

Физическое воспроизводство населения

Воспитательная

Производственно-хозяйственная

Организация досуга

2. по отношению к человеку

Супружеская

Родительская

Организация быта.

Основные задачи совместной работы школы и родителей:

1. формирование жизненно-важной активной педагогической позиции родителей

2. вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями

3. изучение, обобщение лучшего семейного опыта воспитания.

Система совместной работы школы и семьи складывается из таких направлений :

1. повышение психолого-педагогических знаний родителей

Формы работы: педагогические семинары, практикумы, открытые уроки и внеклассные занятия, индивидуальные тематические консультации.

2. вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс

Формы работы: родители могут организовывать кружки, студии, спортивные секции, оказывать материальную помощь в укреплении материально-физической базы школы, осуществляют индивидуальное шефство над неблагополучными семьями и трудными подростками, организуют родительские патрули.

3. вовлечение родителей и общественности в управление школой

Формы работы: участвуют в работе совета школы, в работе классных родительских комитетов, организуют советы содействия семье и школе.

Для того, чтобы успешно осуществлять работу с родителями, важно знать и уметь определять тип семьи по нравственному потенциалу.

Выделяют 5 типов таких семей:

1. семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера. Дети получают правильное воспитание, поэтому частое вмешательство школы в такую семью не нужно.

2. семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при это не обеспечивающие правильную направленность в воспитании детей. Дети находятся в центре особой заботы родителей и у них формируются эгоистические потребительские качества. Это должно вызывать тревогу педагогов.

3. конфликтные семьи. В таких семьях родителям не до детей. Они не могут разобраться в своих отношениях, все пущено на самотек, нет никакого разумного воспитания. Поэтому активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, чтобы не потерять растущего в нем человека.

4. внешне благополучные семьи, в них процветают бездуховность, отсутствуют эмоциональные связи между поколениями, отсутствуют истинные нравственные ценности. Работа с такими семьями требует особого внимания.

5. неблагополучные семьи. Для них характерны грубость, скандалы, пьянство, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания школы, административного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.

Можно выделить следующие правила установления контактов с семьей школьника:

1. в основе работы школы, классного руководителя с семьей должны быть действия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.

2. педагогический такт в общении и недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.

3. доверительность к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры.

4. жизнеутверждающий мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества в ребенке, посильные стороны семейного воспитания.

Основной формой работы классного руководителя с родителями является родительское собрание. Оно проводится 3-4 раза в год.

Виды собраний: организационное, тематическое, итоговое, собрание-диспут, собрание-диалог и т.д.

Положения о классном родительском собрании:

1. классное родительское собрание – это высший орган самоуправления родителей в классе, созывается по мере необходимости, но не реже 1 раза в учебную четверть.

2. классное родительское собрание: определяет основные направления деятельности родителей в классе, формы взаимодействия с учителями, избирает классный родительский комитет и делегатов на школьную родительскую конференцию, слушает отчеты, информацию о работе классного родительского комитета, рассматривает вопросы организации педагогического самообразования родителей,утверждает порядок оказания материальной помощи нуждающимся семьям.

3. правила проведения собраний: классный руководитель обязан всесторонне продумать и подготовить к собранию всю необходимую информацию по теме. Каждое собрание требует своего «сценария». Родители приглашаются на собрание не позднее, чем за 3 дня до даты проведения. Администрация школы должна быть проинформирована о дате и повестке дня, не позднее, чем за 4 дня до проведения собрания. Классный руководитель решает организационные вопросы накануне собрания. Лучше всего, когда в проведении собрания активную роль играют сами родители.

4. Принципы проведения родительского собрания: родители на собрании должны чувствовать уважение к себе,быть уверенными в том, что бестактных разговоров не будет, родительское собрание – место получения важной педагогической информации. Задача родителей и учителей – искать совместные пути решения разных проблем, касающихся детей.

Вопрос 8: Сущность и движущие силы обучения. Деятельность учащихся в процессе обучения. Мотивы учения. Руководство учебно-познавательной деятельностью школьников.

Процесс обучения – это специально организованный управляемый процесс взаимодействия учителей и учащихся, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей ребенка, на выработку и закрепление навыков самообразования.

Исходя из определения, можно выделить такие признаки процесса обучения: целенаправленный, специально организованный, двусторонний, управляемый.

В процессе обучения в комплексе реализуются 3 основные функции обучения :

1. образовательная – предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных и общеучебных умений и навыков

2. развивающая – предполагает формирование интеллектуальных умений, направлена развитие мышления, речи

3. Воспитывающая – направлена на формирование базовой культуры личности.

Методологической основой процесса обучения является философская теория познания. Опираясь на диалектико-материалистическую методологию, ученые, педагоги, психологи раскрыли мировоззренческое значение процесса обучения, показали значение единства исторического и логического в педагогических процессах.

Диалектический путь познания объективной реальности идет «…от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике…» В процессе живого созерцания посредством ощущений, восприятия, активного изучения объективной реальности возникают определенные представления о тех или иных предметах, явлениях. Эти представления дают основу для обобщений.

Абстрактное мышление позволяет установить общие, существенные признаки познаваемых явлений, установить, усвоить понятия, суждения, умозаключения, вывести определенные законы.

Конституция Российской Федерации целей перед системой образования прямо не ставит. Можно считать, конечно, что доступность и бесплатность образования в определенных пределах и есть цель. Но это будет не совсем точно, ведь доступным и бесплатным может быть и некачественное образование, которое не будет нужным учащимся. В конечном итоге для людей важно в первую очередь качество образования, а затем уже - доступ к нему и затраты на его получение. Причем именно в указанном порядке, поскольку за качественное образование люди готовы платить (не все, конечно). Хотя, на каком-то этапе можно, по всей видимости, мириться с не очень качественным, но общедоступным образованием.

Определение качества образования - это сложная и самостоятельная задача. Для целей лекции будем считать, что качество-это признание полученного образования в тех сферах, где собирается трудиться или продолжать обучение обученный или выученный человек. Иногда говорят, что чем лучше человек выучен, тем легче ему адаптироваться в различных сферах деятельности, но это уже относится, скорее, к содержанию образования.

Отсюда можно предположить, что основной целью функционирования системы образования является приведение ее в такое состояние, при котором качественное образование доступно всем, кто желает его получить. Вряд ли такое состояние достижимо, но цель может и не достигаться, система будет постепенно приближаться к ней, двигаясь в нужном направлении и, добавим, достигая при этом движении некоторых важных (или не очень) промежуточных результатов. Разумеется, движение подобного рода следует понимать как процесс постепенного изменения системы, количественного и (или) качественного.

Можно в качестве цели определить и некие конкретные параметры нового состояния системы образования:

Способность обучать не менее 500 студентов на 10 тыс. человек населения (в Законе ”Об образовании“ - не менее 170);

Обеспечить качественное, на уровне современных требований обучение всех детей в школе не менее 12 лет;

Сделать так, чтобы математическая подготовка в городских школах была лучшей в мире и т. д.

Примеры такого рода не следует воспринимать буквально. Понятно, что новое состояние можно описать по - разному. Главное, чтобы эта цель ставилась перед той частью системы или всей системой, которой она напрямую касается. Не следует относить, например, к цели всей системы образования поголовный охват детей дошкольным воспитанием, поскольку эта цель касается только части системы.

Цель, таким образом, должна быть сформулирована, количественно и (или) качественно определена, обозначена, представлена на уровне понимания. Управление должно обеспечить изменение состояния системы, т.е. согласованную деятельность всех ее элементов, обеспечивающую движение к заданной цели и ее достижение.

Важной характеристикой управления является то, что это обособленный вид деятельности, реализуемый отдельно от образовательного процесса. Это означает, что для управления системой образования создаются специальные организации со своей системой взаимоотношений, решаемых задач и осуществляемых видов действий - структура управления с определенной соподчиненностью, распределением между подразделениями функций управления.

Структура управления образованием в Российской Федерации сформирована по так называемой линейно-функциональной схеме, которая характеризуется следующими основными чертами:

Наличие нескольких уровней, в которых каждый нижестоящий уровень находится в административном ведении вышестоящего-решения вышестоящих органов являются обязательными для нижестоящих;

Ограничение административного подчинения нижестоящих уровней управления вышестоящим отдельными функциями или некоторым их набором-вышестоящий орган может принимать обязательные для нижестоящего решения по ограниченному кругу вопросов;

Возможность для органа управления управлять только теми организациями, которые находятся в его непосредственном административном ведении.

Обобщенная структура управления образованием изображена на рис. 3.2.

Рис. 3.2. Обобщенная структура управления образованием

Конкретная реализация структуры управления в разное время определялась разными условиями, часто скрывавшимися за стандартными формулировками ”в целях совершенствования. Для характеристики происходивших структурных изменений больше всего подходит понятие ”субъективного фактора“, поскольку масштабы системы образования росли постоянно, задачи, судя по формулировкам в официальных документах, постоянно же усложнялись. С моей точки зрения, особенного усложнения управленческих задач не происходило, они просто менялись и даже не очень сильно.

Процесс же изменения структуры управления больше напоминал колебания. Изменения в органах управления образованием происходили и происходят достаточно регулярно, причем изменения эти все время воспроизводят все ту же линейно-функциональную структуру. В качестве примера обратимся к сравнительно недавней истории (табл. 3.1).

Как видно из приведенной информации, изменения в структуре управления образованием осуществлялись с завидной регулярностью. Необходимо обратить внимание еще на одну важную особенность: при формальном требовании к обособленному существованию управления отдельно от управляемого объекта органы управления образования формально же включены в состав системы образования (в соответствии с определением, данным в Законе ” Об образовании“). Из этого кажущегося маловажным обстоятельства следует весьма важный вывод: при изменении структуры органов управления образованием должно (!) меняться состояние системы образования. Однако при проектировании изменений такого рода обычно это обстоятельство в расчет не принимается, а системные изменения не только не прогнозируются, но даже и не обсуждаются. Речь идет о чем угодно: о сокращении бюрократов, исключении не свойственных функций, дублирования и т. д.,- но только не о том, что изменение управления может самым серьезным образом повлиять на систему образования. Утешает только то, что в других отраслях положение ничуть не лучше, на стадии проектирования никто не знает, к чему эти преобразования приведут.

До апреля 2004 г. федеральный уровень управления был представлен Министерством образования Российской Федерации, в ведении которого к тому времени находились 658 учреждений среднего и 326 высшего профессионального образования федерального уровня. На этом же уровне управление подведомственными учебными заведениями осуществляли также и другие министерства и ведомства Российской Федерации. В частности, 2576 средних специальных учебных заведений находились в ведении 26 министерств и ведомств, 590 вузов-в ведении 20 министерств и ведомств.

Такое распределение на федеральном уровне складывалось в значительной мере исторически. Учебные заведения создавались министерствами и ведомствами в качестве необходимого элемента реализации приоритетных направлений социально-экономического развития страны - охраны здоровья населения, всеобщей грамотности, индустриализации, развития сельского хозяйства, укрепления обороноспособности. Соответственно создавались медицинские, педагогические, сельскохозяйственные учебные заведения (вузы, техникумы, училища), втузы, политехникумы. Развивающиеся научно-образовательные школы выделялись из состава вузов. От такого мощного вузовского центра, как, например, МВТУ им. Н.Э.Баумана в свое время ”отпочковались“ МИСИ, МЭИ, МАИ, Академия химзащиты, Ижевский механический институт, факультеты МИХМ, МХТИ, МИФИ, а от Ленинградского политехнического института-Ленинградский кораблестроительный институт, Сельскохозяйственный институт, втуз при ЛМЗ и др. И такие процессы происходили не только в Москве и Ленинграде. Кроме того, наличие ”собственных“ отраслевых учебных заведений свидетельствовало о высоком потенциале отрасли и руководящего ею министерства. Относительно территориального расположения учебных заведений действовали обычные принципы размещения производительных сил:

Ближе к источникам энергии, в качестве которых выступали образовательные и научные центры;

Ближе к месту потребления-в каждой области должны быть учебные заведения, готовящие учителей, медработников, специалистов сельского хозяйства;

Во вновь осваиваемых районах-Новосибирский и Дальневосточный научные центры, например.

Иначе говоря, учебные заведения создавались там, где по условиям того времени это признавалось необходимым. Собственно, сейчас происходит то же самое с поправкой на изменившиеся социально-экономические условия.

В то же время в ведении органов управления образованием субъектов Российской Федерации (ранее-краев, областей, автономных областей и округов) учебных заведений практически не было. А подавляющее большинство образовательных учреждений дошкольного и общего образования-яслей, детских садов, школ-находилось (и находится в настоящее время) в ведении муниципальных органов управления образованием.

После изменений в структуре органов государственной власти и управления России в апреле 2004 г. федеральный уровень управления образованием представляют Министерство образования и науки Российской Федерации, которое является центральным органом управления образованием в России, и находящиеся в его ведении государственные органы управления:

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;

Федеральное агентство по науке;

Федеральное агентство по образованию.

Структура управления образованием приведена к виду, изображенному на рис. 3.3.

Рис. 3.3. Действующая структура управления образованием

Для образовательных учреждений федерального ведения выстроена трехзвенная“ структура управления: от министерства через агентство к образовательному учреждению. По существу, агентство представляет собой промежуточное звено, транслирующее распоряжения министерства образовательным учреждениям посредством реализации отдельных управленческих функций. Подобные преобразования в структуре управления экономикой осуществлялись и раньше, когда из министерств выделялись главные управления (главки) для руководства подотраслями экономики.

Затем это расценивалось как создание излишних управленческих звеньев, и главки ликвидировались.

Для образовательных учреждений регионального и муниципального ведения создана комбинированная двух-, трехзвенная структура управления, когда между образовательным учреждением и органом управления образованием нет промежуточных звеньев (двухзвенная) или такое звено представлено муниципальным органом управления образованием (трехзвенная). В данном случае не обсуждается вопрос о том, какая структура ”лучше“. Как будет показано дальше, обе они имеют право на существование в сформированных условиях функционирования образовательных учреждений и распределения обязанностей в области образования между уровнями государственной власти и управления.

С учетом же федеральной составляющей управления образованием для учебных заведений муниципального уровня выстроена четырехзвенная структура управления:

Министерство образования и науки Российской Федерации → орган управления образованием субъекта Российской Федерации → орган власти муниципального образования → учебное заведение.

Несколько более сложно выглядела структура управления образованием до 1996 г., когда существовали два министерства образования федерального уровня:

Госкомвуз России и другие министерства и ведомства по ”двухзвенной“ схеме управляли учебными заведениями среднего и высшего профессионального образования. Одновременно Госкомвуз России являлся органом функционального управления высшим и средним специальным образованием;

Минобразования России по ”четырехзвенной“ схеме осуществляло функциональное управление остальными учебными заведениями, будучи одновременно органом управления учреждениями высшего, среднего и начального профессионального образования (педагогические вузы, педагогические училища, профессионально-технические училища).

В результате объединения Госкомвуза России и Минобразования России в 1996 г. было создано одно министерство с большой сетью подведомственных учебных заведений, причем в непосредственном административном ведении находилось около 2 тыс. организаций. При этом Министерство стало и органом функционального управления для всей системы образования.

Региональный уровень управления образованием представлен управлениями (министерствами, комитетами, главными управлениями и т. д.) образования субъектов Российской Федерации. Основное их отличие от федеральных органов состоит в том, что они по большей части не имеют в своем непосредственном ведении образовательных учреждений, осуществляя, таким образом, преимущественно функциональное управление системой образования в пределах региона.

Следует отметить, что роль региональных органов управления образованием последовательно усиливается:

В ведение субъектов федерации передаются расположенные на их территории образовательные учреждения среднего и начального профессионального образования, ранее находившиеся в ведении федерального уровня - в 2005/06 учебном году в ведении субъектов Федерации и муниципальных образований находилось 1199 учреждений среднего профессионального образования (44,6% от общего числа учреждений этого уровня образования);

В ведении субъектов федерации находилось 48 высших учебных заведений.

По отношению к этим учебным заведениям региональные органы управления образованием выступают как вышестоящие органы.

Муниципальный уровень управления образованием представлен отделами народного образования (или просто отделами образования, название особого значения не имеет), созданными соответствующими муниципальными органами власти. На эти органы возложена основная нагрузка по осуществлению управления учебными заведениями общего образования, основная масса которых сосредоточена на муниципальном уровне.

В этой связи хочется отметить одну весьма важную особенность управления образованием. Если посмотреть на структуру управления, то нетрудно видеть, что основная масса учебных заведений относится к муниципальному уровню управления. Известно также, что муниципальный уровень вообще и муниципальные органы управления в частности не являются государственным управлением. Отсюда следует, что муниципальные учебные заведения также формально не являются государственными. Государственные гарантии, провозглашенные Конституцией, таким образом, реализуются через сеть формально негосударственных учебных заведений.

В таком построении управления образованием можно усмотреть несоответствие конституционной норме, которая должна реализоваться через сеть государственных учебных заведений.

Представленная структура управления предъявляет весьма высокие требования к взаимодействию между уровнями и субъектами управления, распределению между ними функций управления.

Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности , общества и государства , который сопровождается констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

К компетенции государственных органов управления образованием относятся:

  • разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования;
  • разработка государственных образовательных стандартов и установление эквивалентности (нострификация) документов об образовании;
  • государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации;
  • установление порядка аттестации педагогических работников образовательных учреждений различных типов и видов;
  • формирование структуры системы образования;
  • разработка перечня профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
  • прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений;
  • разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, а также материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса;
  • контроль за исполнением законодательства в области образования, государственных обязательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования.

Министерство образования Российской Федерации (Минобразование России), согласно постановлению Правительства от 10 декабря 1999 г., является федеральным органом исполнительной власти , проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области образования, научной и научно-технической деятельности учреждений высшего и среднего профессионального образования, научных и иных организаций сферы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, а также координирующим в этой сфере в установленном порядке деятельность иных федеральных органов исполнительной власти .

Оно осуществляет функции бывших Министерства общего и профессионального образования РФ и Высшей аттестационной комиссии РФ.

Основными задачами Министерства, согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 5 апреля 1997 г.*, являются:

  • осуществление государственной политики в сфере образования, обеспечивающей сохранение единого образовательного пространства Российской Федерации и необходимые условия для реализации конституционных прав граждан России на получение образования и для удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда;
  • разработка и реализация системы управления сферой научной деятельности, координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в учреждениях и организациях сферы образования;
  • реализация кадровой политики в сфере образования и сфере научной деятельности;
  • совершенствование организационно-экономического механизма функционирования сферы образования.

В соответствии с возложенными на него задачами Минобразование России:

  • разрабатывает и реализует концепцию развития образования;
  • координирует и контролирует в пределах своей компетенции ее выполнение федеральными органами исполнительной власти , органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления , учреждениями и организациями сферы образования;
  • разрабатывает целевые федеральные, межгосударственные и межведомственные программы и проекты в сфере образования;
  • организует работу по формированию целевых программ разработки и производства учебной техники, пособий и оборудования для образовательных учреждений;
  • формирует программы научно-исследовательских работ в этой области и обеспечивает их реализацию.

Министерство обеспечивает контроль за реализацией законодательства в сфере образования и сфере научной деятельности; разрабатывает типовые положения об образовательных учреждениях; определяет с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях. Оно координирует деятельность государственных образовательных учреждений, независимо от ведомственной принадлежности, по вопросам определения объемов и структуры подготовки специалистов; устанавливает для подведомственных образовательных учреждений ежегодно контрольные цифры приема всех категорий обучающихся; устанавливает порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и профессионального образования; определяет перечень учебной и учебно-методической литературы для образовательных учреждений.

Порядок приема в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования утвержден приказом Министра образования РФ от 5 марта 1999 г.

В средних учебных заведениях формами самоуправления являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и др. В Указе Президента от 31 августа 1999 г. «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации» отмечено, что создание в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях попечительских советов необходимо в целях установления общественного контроля за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды общеобразовательных учреждений. Непосредственное руководство учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор. Примерное положение о попечительском совете общеобразовательного учреждения утверждено постановлением Правительства от 10 декабря 1999 г.

Государственная аккредитация образовательного учреждения — это процедура установления (подтверждения) государственного статуса (типа и вида) образовательного учреждения на основе признания соответствия его деятельности, уровня реализуемых программ, содержания и качества подготовки обучающихся (слушателей) государственным требованиям, предъявляемым к данному типу и виду учебных заведений и образовательным программам. При положительных итогах государственной аккредитации образовательное учреждение получает свидетельство о государственной аккредитации установленного образца. Действие свидетельства подтверждается каждые пять лет. Государственную аккредитацию высшего учебного заведения (института, академии, университета), имеющего лицензию на ведение образовательной деятельности, проводит федеральный орган управления высшим профессиональным образованием в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства от 2 декабря 1999 г. Свидетельство о государственной аккредитации является документом, подтверждающим статус вуза и его право на выдачу своим выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования.

Согласно Федеральному закону «Об образовании», образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о полученном образовании и(или) квалификации. Порядок проведения аттестации выпускников определен соответствующими положениями.

Важное значение имеет обеспечение работы образовательных учреждений на базе единого государственного минимума — стандарта образования. Государственные образовательные стандарты определяют обязательный минимум содержания основных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Образовательные стандарты устанавливаются применительно к типам образовательных учреждений.

При осуществлении реформы образования разрабатываются государственные образовательные стандарты с новой профессионально - квалификационной структурой подготовки кадров, которая носит вариантный характер и отражает три уровня подготовки — общеотраслевой, общепрофессиональный и специальный.

Государственный контроль за качеством образования в аккредитованных образовательных учреждениях — функция органов исполнительной власти , осуществляющих управление образованием. Они контролируют исполнение законодательства в области образования, государственных образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины. Контроль осуществляется ими также в процессе лицензирования , аттестации и аккредитации образовательных учреждений.

Осуществление такого контроля за качеством образования в государственных аккредитованных образовательных учреждениях возложено на Государственную аттестационную службу. Она может направить образовательному учреждению, имеющему государственную аккредитацию, рекламацию на качество образования и(или) несоответствие образования требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта. Основаниями для рассмотрения Службой вопроса о направлении рекламации могут быть: решение общего собрания родителей (законных представителей) обучающихся образовательного учреждения; официальное представление отделения Государственной аттестационной службы по месту нахождения образовательного учреждения; решение общего собрания обучающихся образовательного учреждения; официальное представление государственной службы занятости населения. Повторная в течение двух лет рекламация автоматически влечет лишение образовательного учреждения его государственной аккредитации.

1. Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.

2. Управление системой образования включает в себя:

1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;

3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;

4) проведение мониторинга в системе образования;

5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

6) государственную регламентацию образовательной деятельности;

7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;

8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

3. Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, а также федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации.