Домой / Домашний / Спецоценка условий труда: изменения для работодателей. Аттестация рабочих мест заменена специальной оценкой условий труда

Спецоценка условий труда: изменения для работодателей. Аттестация рабочих мест заменена специальной оценкой условий труда

Для того, чтобы оценить реальные условия труда на конкретных рабочих местах, проводится их аттестация. В ходе этой процедуры изучаются все производственные факторы, при воздействии которых создается угроза здоровью или жизни работников. А потом на основе полученных данных составляется план мероприятий, направленных на снижение производственных рисков для человека и обеспечение нормальный условий труда.

В соответствии с утвержденным в 2011 году Порядком аттестация рабочих мест в Москве проводится на всех рабочих местах и на всех производственных объектах. В тех случаях, когда условия работы на нескольких участках предприятия схожи (т.е. имеется одинаковое технологическое оснащение и график работы, воздействие одних и тех же вредных (опасных) производственных факторов), то допускается обследование и аттестация 20 процентов общего количества рабочих мест на этих участках.

На всех рабочих местах процедура оценки условий труда проводится в строгом соответствии с действующими в нашей стране нормативными актами, в том числе с санитарно-гигиеническими правилами, отраслевыми нормативами по обеспечению производственного персонала спецодеждой и другими индивидуальными защитными средствами.

Сроки, порядок действий, состав аттестационной комиссии, требования к рабочим местам и прочие вопросы подробно расписаны в Приказе Минздравсоцразвития №342. Чтобы ускорить процесс аттестации и избежать ошибок, обращайтесь за помощью в Москве в ООО «Гарант». Наши специалисты хорошо знают действующий регламент аттестации рабочих мест по условиям труда, детально изучили последние изменения к нормативным актам. При нашей поддержке аттестационные мероприятия пройдут быстро и с минимальными, обоснованными расходами для вашего предприятия.

Аттестация рабочих мест по условиям труда 2016. Какие изменения нужно учесть?

Российское законодательство совершенствуется, потому в него время от времени вносятся определенные корректировки. Два года назад такие поправки были внесены в регламент аттестации рабочих мест по условиям труда. Эти изменения явились следствием принятия нового федерального закона и корректировки Трудового кодекса страны.

В чем они заключаются?

Во-первых, аттестация рабочих мест в 2016 году перешла в разряд специальной оценки условий труда. Соответственно, ее правила претерпели значительные изменения. Такие пертурбации не случайны. Спецоценка имеет уже другой статус, поэтому принудит предприятия соблюдать утвержденный порядок оценки рабочих мест.

Для справки. По данным статистики, около 35% ранее выявленных нарушений на предприятиях - допуск персонала к работе без сдачи правил ОТ и ТБ, игнорирование или формальное проведение аттестации рабочих мест.

Во-вторых, Фондом соцстраха бухгалтерская отчетность предприятия принимается теперь только при наличии в ней отметки о проведенной специальной оценке. Как связаны между собой аттестация рабочих мест в г. Москва и социальное страхование? Дело в том, что по итогам аттестации (теперь специальной оценки условий труда) каждому рабочему месту устанавливается категория вредности. А размер страховых взносов рассчитывается как раз с учетом этого параметра. Чем выше класс вредности производства, те, соответственно, больше средств придется вносить в Фонд соцстраха. Если предприятие затянуло с проведением спецоценки условий труда, оно не сможет вовремя сдать отчетность. А это приведет к серьезным санкциям со стороны госорганов. Таким образом, что спецоценку рабочих мест волей-неволей предприятию придется организовывать, ответственность юрлиц и ИП повышается.

В-третьих, спецоценка - это та же аттестация рабочих мест, только по новым правилам. В ее задачу также входит:

  • выявление соответствие условий труда на рабочих местах действующим в России нормативам;
  • анализ вредных и опасных производственных факторов на предмет их воздействия на персонал предприятия;
  • поиск рабочих мест, где условия труда неудовлетворительные из-за серьезного воздействия вредных/опасных факторов на производстве.

По результатам спецоценки работникам предприятия могут начисляться компенсации и льготы.

В-четвертых, до 2014 года аттестация рабочих мест в Москве проводилась в основном на предприятиях, где имеются реальные источники опасности для персонала. Например, на производственных объектах, использующих механизмы, ручной инструмент, технологическое оборудование, транспорт. В 2016 году спецоценку должны проводить абсолютно все предприятия Москвы и на всех рабочих местах. Оцениваются условия труда даже в офисах. Исключение составляют рабочие места надомников и удаленных сотрудников.

Более детально об аттестации рабочих мест в 2016 году и последних изменениях в ее регламенте вам расскажут сотрудники ООО «Гарант». Мы проконсультируем вас по всем нюансам этой процедуры.

Как проводится аттестация рабочих мест в г. Москва?

Результаты аттестации рабочих мест необходимы для решения целого ряда задач:

  1. для составления плана мероприятий по ОТ;
  2. для организации периодических медосмотров;
  3. для снабжения работников индивидуальными защитными средствами;
  4. для сертификации производства;
  5. для расчета компенсаций, досрочной трудовой пенсии (на вредных производствах) и прочих льгот;
  6. для статистического анализа по условиям труда на предприятии.

Так как аттестация рабочих мест в 2016 году проводится по новым правилам, то целесообразно обратиться за содействием в ее проведении к специалистам. В Москве квалифицированную помощь вашему предприятию окажет ООО «Гарант». Стоимость наших услуг зависит от ряда факторов: численного состава коллектива, особенностей производства и т.п. Но в любом случае она обоснована и демократична. Мы организуем аттестацию рабочих мест на вашем предприятии по всем правилам, проведем ее в сжатые сроки, оформим необходимые бумаги по ней.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Данный закон определил новый порядок действий, который раньше был установлен Приказом Минздрава от 26.04.2011 № 342н “Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда”. С этого момента аттестацию рабочих мест (АРМ) заменила процедура специальной оценки условий труда (СОУТ).

Что такое аттестация рабочих мест

По большому счету, это та же самая процедура специальной оценки рабочих мест. Аттестацию так же проводил работодатель с привлечением специальной организации, так же образовывалась комиссия, определялись классы опасности и составлялся отчет. Срок аттестации рабочих мест сопоставим со сроками проведения специальной оценки условий труда. То есть фундаментально, хоть СОУТ фактически и заменил АРМ, в целом функции и задачи остались прежними:

  • разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда;
  • информирование сотрудников об условиях труда на их рабочих местах;
  • принятие решений о необходимости организации периодических и предварительных медицинских осмотров;
  • установления гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда.

Нововведениями стали:

  1. Процедура или этап идентификации вредных и опасных факторов производственной среды. Методика проведения этой процедуры утверждена приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н.
  2. Подача декларации о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям условиям охраны труда в случае отсутствия (неидентификации) вредных или опасных производственных факторов.
  3. Идентификация вредных и опасных факторов производственной среды осуществляется теперь не на всех рабочих местах. Список рабочих мест на которых этап идентификации не осуществляется указан в пункте 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Указанные нововведения никак не отразились на сроках проведения аттестации рабочих мест, или специальной оценки условий труда. Сроки по-прежнему определяются работодателем - нормативным документом об организации СОУТ.

Кроме изменений в самой процедуре проведения АРМ, с принятием СОУТ были внесены изменения в законодательство.

Трудовое законодательство

Раньше работникам, занятым во вредных (вне зависимости от класса опасности) и опасных условиях труда в соответствии с ТК РФ полагались:

  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;
  • доплаты;
  • сокращенная рабочая неделя.

С введением 426 федерального закона у работников, занятых во вредных и опасных условиях труда остались:

  • класс вредности 3.1. - только доплаты;
  • класс вредности 3.2. - доплаты и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;
  • класс вредности 3.3, 3.4 и 4 - доплаты, отпуск и сокращенная рабочая неделя

Административное законодательство

В КоАП введена статья 5.27.1, предусматривающая ответственность именно за нарушения порядка организации и проведения СОУТ и выдачи работникам средств индивидуальной защиты. Соответственно введены новые штрафы - от 2000 до 200000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Пенсионное законодательство

Теперь в периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитывается тот трудовой стаж, который соответствовал вредному или опасному, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Периодичность проведения АРМ

Периодичность аттестации рабочих мест по условиям труда составляла 5 лет, СОУТ проводится в такие же сроки.

Положениями пункта 4 статьи 27 Федерального закона № 426-ФЗ предусмотрено, что если организация провела АРМ до вступления в силу указанного федерального закона, СОУТ может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения АРМ. Однако если возникнут обстоятельства, по которым необходимо провести внеплановую СОУТ, спецоценку придется проводить, не дожидаясь окончания планового срока.

Как часто проводится аттестация рабочих мест или СОУТ, решает работодатель: хоть ежегодно, но не реже чем один раз в 5 лет, а также каждый раз при возникновении условий, обязывающих работодателя провести внеплановую СОУТ.

Основания для проведения внеплановой СОУТ остались те же, что и для АРМ, за исключением нового независимого обстоятельства в виде несчастного случая на производстве. Полный перечень оснований для внеплановой СОУТ указан в статье 17 Федерального закона № 426-ФЗ.

Стоимость проведения аттестации рабочих мест

Стоимость аттестации рабочих мест (СОУТ) в 2019 году по-прежнему определяется несколькими параметрами:

  1. Цена договора с организацией, которая будет непосредственно проводить СОУТ. В цену могут входить (а могут и не входить):
    - стоимость исследований и замеров;
    - использование специальной аппаратуры;
    - командировочные сторонних специалистов и т.д.
  2. Размер издержек по результатам аттестации и рационализации рабочих мест:
    - если будут установлены классы вредности и опасности, потребуются дополнительные отчисления в пенсионный фонд, а также надбавки и компенсации для работников;
    - приобретение новых или модернизация имеющихся средств коллективной и индивидуальной защиты;
    - замена производственного оборудования, оптимизация его расстановки и т.д.
  3. Штрафы за отсутствие аттестации рабочих мест или несвоевременное проведение СОУТ (результаты АРМ могут быть оспорены и признаны не соответствующими действительности). При выборе организации обратите внимание на ее уставные документы (код ОКПД2 для аттестации рабочих мест 71.20.19.130), она должна быть в реестре организаций, проводящих СОУТ.

Региональный фактор также имеет свое значение, стоимость СОУТ в Москве и Сыктывкаре будут отличаться.

Штрафы

В 2019 году размер штрафов за отсутствие АРМ или СОУТ составляют:

Наименование нарушения

Размер штрафа в рублях

должностное

лица без образования юридического лица

юридические лица

Нарушение требований охраны труда, изложенных в федеральном законодательстве

предупреждение или от 2000 до 5000

от 2000 до 5000

от 50000 до 80000

Нарушение порядка проведения СОУТ (или непроведение)

от 5000 до 10000

от 5000 до 10000

от 60000 до 80000

Допуск работника без обучения правилам охраны труда (медицинские осмотры включаются)

от 15000 до 25000

от 15000 до 25000

от 110000 до 130000

Не обеспечение работников СИЗ

от 20000 до 30000

от 20000 до 30000

от 130000 до 150000

Повторные нарушения

от 30000 до 40000 или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет

от 30000 до 40000 или приостановка деятельности на срок до 90 суток

от 100000 до 200000 или приостановка деятельности на срок до 90 суток

Итоги, или карта аттестации рабочего места

По итогам СОУТ организация, которая непосредственно проводила спецоценку, составляет отчет, работодатель его утверждает. Отчет - многостраничный и объемный документ, форма которого утверждена Приложением № 3 к Приказу Минтруда от 24.01.2014 № 33н.

Для работодателя важен весь отчет целиком, но наибольший интерес для работника представляет третий раздел отчета, или СОУТ - непосредственно карта.

В карте содержится различная информация, но наибольший интерес представляют сведения о:

  • классификации вредных и опасных факторов;
  • используемых средствах индивидуальной защиты и их эффективности;
  • рекомендации по итогам проведенных мероприятий.

Работодатель обязан ознакомить действующих сотрудников с информацией, которую содержит карта, в течение 30 дней с даты утверждения отчета о проведенной СОУТ.

Если предприятие достаточно крупное, да к тому же и с неблагоприятными условиями труда, то большая роль отводится организации рабочих мест. С этой целью периодически проводится ряд мероприятий, которые призваны выявить воздействие вредных условий на человека и свести его к минимуму.

Сегодня существует ряд стандартов, которым должно соответствовать то или иное производство. И если обходить их стороной, то может пострадать не только персонал. И на само предприятие могут быть наложены существенные санкции.

Стоит отметить, что процедура анализа состояния рабочих мест время от времени претерпевает изменения. Последние глобальные коррективы вступили в силу с начала 2014 года.

По каким правилам будет проходить аттестация производства в 2019 году

Стоит отметить, что сегодня в законодательстве такого понятия, как «аттестация рабочего места» уже нет. На смену ему пришла специальная оценка условий труда. Порядок ее проведения урегулирован законом № 426-ФЗ, а также другими подзаконными актами. Если же говорить о новшествах 2016 года, то будет ужесточена ответственность по отношению к тем работодателям, которые не провели оценку, либо сделали это вопреки установленным правилам.

Не исключено, что в 2019 году от проведения оценки могут освободить представителей малого и среднего бизнеса. Во всяком случае, подобный законопроект уже несколько раз вносился на рассмотрение в стены парламента. Однако пока оценка будет нужна для всех. Если же предприятие уже проходило аттестацию до 2014 года, то в 2019 в этом не будет необходимости. Все дело в том, что по уже упомянутому нами закону оценка предприятия проходит не чаще, чем 1 раз в пять лет.

Если же компания не имеет вредных или опасных условий труда, то она будет обязана периодически подавать соответствующую декларацию. За игнорирование этого требования может быть наложен штраф вплоть до 80 тысяч рублей.


Производить оценку трудовых условий должна независимая организация, которая в установленном порядке прошла аккредитацию на государственном уровне. Когда подходящая фирма выбрана, с ней заключается договор. Его условиями предусмотрено создание специальной комиссии. Ее членами будут представители экспертов, а также руководства компании.

Кроме того, делегировать своих сотрудников должны и службы по охране труда, а также профсоюзы, (если таковые на предприятии были созданы). После подписания договора должна начаться работа, которая предусматривает такие пункты:

  • Анализ условий производства в части их соответствия действующему законодательству, и установленных нормативов в зависимости от вида производимой продукции;
  • Тест на предмет соблюдения общих правил гигиены;
  • Уровень травмоопасности на каждом конкретном рабочем месте;
  • Обеспечение людей рабочей одеждой, и там, где это нужно, средствами специальной защиты.

В результате исследования данных параметров определяются меры по устранению выявленных нарушений. Кроме того, результаты работы комиссии лягут в основу единой информационной базы, которая будет доступна для пользователей уже в начале 2019 года.

Если же говорить о документах, которые необходимы для проведения оценки, то в их число входит:

  • приказ по компании относительно проведения аттестации;
  • договор с организацией, которая будет проводить исследования;

Кроме того, на руках у предприятия должен быть отчет, в котором описываются общие условия труда, а также выявленные недостатки. Кроме того, необходимо перечислить меры, призванные устранить нарушения. Причем, они должны касаться каждого рабочего места.

Ответственность за отсутствие аттестации рабочего места

Ее меры перечислены в ряде статей КоАП РФ. Например, в статье 5.27 идет речь о том, что должностные лица предприятий могут понести санкции в виде штрафа, который может достигать до 5 тысяч рублей. Кроме того, сама компания может быть наказана санкциями, сумма которых достигнет предела в 50 тысяч рублей.

Однако это еще не все. Если нарушение было зафиксировано повторно, то на компанию может быть наложен штраф в сумме 70 тысяч рублей. Кроме того, должностным лицам грозит отстранение от занимаемого поста на срок до трех лет.

Кроме того, не исключены и нарушения в работе аттестационной комиссии. Тогда пределы ее ответственности должны быть детально прописаны в договоре. Такие пункты, прежде всего, будут в интересах предприятия, поскольку оно сможет защитить собственные интересы в случае наличия конфликта.

Когда проверка рабочих мест необязательна

Прежде всего, это касается случаев, когда на фирме трудится один человек, по совместительству являющийся и ее учредителем. То же самое касается и случаев, когда большинство сотрудников предпочитают удаленный вариант работы. Часто бывает и так, когда сразу в компании несколько человек занимают одну должность. Тогда среди них проверки подлежит только пятая часть всех рабочих мест. Арендатор офиса в лице одного человека также подпадает под аттестацию, за исключением случаев, когда его работа не связана с неблагоприятными условиями труда.

Для предприятий, которые заняты вредным производством, разработаны особые правила его ведения, в частности, практикуется периодическое проведение целого ряда мероприятий, называющихся аттестацией. Они направлены на то, чтобы произвести оценку условий труда в местах, где присутствуют особенные риски, как для персонала, так и для остальных людей. Смысл этих мероприятий не только в том, чтобы обнаружить и оценить эти риски, но и разработать ряд мер, позволяющих минимизировать отрицательное воздействие на человека и привести их до показателя, который прописан в законодательстве. Они подвергаются незначительным изменениям каждый год, соответственно, меняется и сама процедура.

Насколько изменился порядок аттестации рабочих мест, в свете изменений 2016 года?

Еще в 2015 году было принято решение заменить название «аттестация» на термин «специальная оценка», но есть и более серьезные изменения, в частности, предприятия, которые вовремя не провели эту оценку или сделали это с нарушением, будут наказываться более строгим образом, чем это было ранее. Также были внесены изменения в саму методику, по которой проводится оценка. Было несколько попыток утвердить законопроект, в соответствии с которым малый и средний бизнес был бы полностью освобожден от обязательного прохождения этой процедуры, но он не вступил в силу, поэтому это правило распространяется на всех. В большей степени выявление рисков необходимо на опасных предприятиях, но в 2016 году это делать не нужно тем, кто уже проходил ее до 2014 года, так как периодичность процедуры составляет один раз в 5 лет. Все остальные предприятия, которые не имеют на своем производстве опасных факторов, обязуются заполнять декларацию – в противном случае может грозить штраф вплоть до 80 тысяч рублей.

Проводится такая оценка аттестующей организацией, но только вместе с работодателем. У этой организации должна быть аккредитация, которая будет подтверждать их полномочия и право производить такие проверки. Чтобы сделать необходимые измерения, требуется заключить с работодателем договор. Созданием этой комиссии и разработкой графика прохождения проверки должен заниматься именно работодатель с учетом того, что туда должен входить представитель сферы охраны труда, представители самого предприятия, несколько сотрудников профсоюзной организации, а также уполномоченный сотрудник аттестующей организации. Предприятие, которое начало свою деятельность с нуля, должно пройти аттестацию на протяжении первых 60 дней после начала работы. Наказанием за невыполнение этого является штраф в размере 30 тысяч рублей, а если это повторится, то предприятие могут временно лишить права заниматься своей деятельностью. Что касается порядка проведения этой процедуры, то аттестация рабочих мест в 2016 году, в виду последних изменений, будет выглядеть так:

  1. Первым делом выполняется анализ условий труда с целью обнаружения несоответствий нормативам.
  2. Далее оценивается рабочее место в вопросе гигиенических нормативов.
  3. В процесс входит и анализ уровня травмоопасности рабочего места.
  4. Когда будет определен уровень обеспеченности спецодеждой и средствами защиты, представители аттестующей организации выносят комплексный вердикт по всем параметрам, опираясь на законодательство РФ.

Из документации, без которой проведение аттестации является невозможным, отметить можно приказ о формировании специальной комиссии, установленный график проведения аттестации в виде отдельного приказа, и соглашение с независимой аттестующей организацией. По результату работы создается отчет, в который входит, полный список рабочих мест, которые прошли оценку; перечисленная ранее документация, карты аттестации, таблица классов условий труда и т.д.

Штраф предусмотрен как за несоответствие рабочих мест требованиям комиссии, так и за отсутствие пройденной аттестации. Руководителю предприятия придется заплатить примерно 30 минимальных заработных плат, кроме того, есть общий штраф для предприятия, который может достигать 300 минимальных заработных плат. Многократное нарушение норм охраны труда влечет за собой приостановление действия лицензии предприятия вплоть до трех лет. Если будет нарушение со стороны аттестационной комиссии, то ответственности на законодательном уровне не предусмотрено, поэтому все нюансы и спорные моменты стоит прописать в договоре с работодателем.

Есть несколько ситуаций, когда за отсутствие пройденной аттестации ничего не будет. Речь идет о мелких предприятиях, когда единственным работником является его основатель. Это значит, что практическая необходимость в оценке пропадает. То же самое относиться к удаленной работе. На предприятии несколько сотрудников могут иметь одинаковые должности, тогда оцениванию подлежит не более 20 процентов всех рабочих мест с учетом того, что их будет не меньше двух. В случае если арендуется офис и там есть хотя бы одно рабочее место, то оценка обязательно должна происходить, если только она не проводилась на протяжении последних 5 лет.

В бухгалтерском учете понятие «аттестация рабочих мест» изменилось на «спецоценку условий труда». Но некоторые специалисты-бухгалтеры продолжают пользоваться старым понятием и задают много вопросов, касающихся именно процесса аттестации рабочих мест в текущем 2016 году, а также нововведений.

13.10.2015

Представитель Министерства труда нашего государства отвечает на наиболее популярные вопросы, которые касаются нововведений в 2016 году в процедуре спецоценки условий труда, ранее называемой аттестацией рабочих мест.

1. Кто должен поскорее провести спецоценку условий труда в 2016 году?

Совсем недавно депутаты Госдумы нашего государства рассматривали проект закона, который напрямую был связан с отменой специальной оценкой трудовых условий для представителей среднего и малого бизнеса. Вскоре этот законопроект был отклонен…

Да, это соответствует действительности. Депутаты дали такое разъяснение своим действиям: в случае отмены специальной оценки трудовых условий какой-либо организации или ИП (кстати, сюда относятся и те представители этой категории бизнеса, которые работают с УСН), они не смогут пользоваться скидками, действующими на взносы по травматизму. Это прописано в соответствующем документе, в котором идет речь об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве, а также различных приобретенных профессиональных заболеваниях - ФЗ №125, от 24.07.1998 г., статья №22, пункт 1, абзац 2. Поэтому всем, кто ведет свою бухгалтерию по УСН, обязательно нужно провести специальную оценку мест работы по условиям труда, чтобы получить документальное подтверждение данной аттестации с ее результатами на руки.

2. Когда в 2016 году следует провести процедуру специальной оценки трудовых условий?

Объясните более подробно, как такая спецоценка проводиться именно в текущем году.

Данная процедура специальной оценки проводиться всеми работодателями нашего государства без исключения. С ее порядком можно ознакомиться в официальном документе - ФЗ №426 от 28.12.2013 г., а методика утверждена Министерством труда нашего государства - приказ №33н от 24.01.2014 г. То есть такая процедура специальной оценки условий для работы проводиться с 2014 года. Если работодатели проводили подобную аттестацию до указанной даты, то такие аттестационные результаты остаются действительными пять лет. Значит, они получают небольшую отсрочку на этот период от проведения подобной процедуры (ранее она соответствовала приказу №342н Минздравсоцразвития от 26.04.2011 г.).

Тем, кто работает по упрощенной системе налогообложения и не имеет подобных аттестационных результатов на руках, нужно ли в срочном порядке проводить специальную оценку трудовых мест именно в 2016 году?

Согласно принятым общим правилам, которые касаются данной спецоценки, она должна быть проведена до 31.12.2018 года. Но ФЗ №426 (статья №10, пункт 6) перечисляются определенные категории рабочих мест, при наличии которых такая аттестация должна быть проведена в кратчайшие сроки - ФЗ, закон №212 от 24.07.2009 г., статья №58.3.

К таким рабочим местам относятся те, работа на которых относится к Списку №1 или Списку №2 - опасные или вредные условия работы. Поэтому специалисты данных профессий располагают возможностью воспользоваться правом досрочного выхода на пенсию, некоторыми гарантиями и компенсационными денежными выплатами за непосредственную деятельность с опасными или вредными условиями - ФЗ, закон №426, статья №27, пункт 6.

Необходимо отметить следующее: если ранее (до 01.01.2014 г.) подобные рабочие места уже аттестовались с положительным результатом, то спецоценка в этом году не проводиться, так как предыдущие аттестационные результаты находятся в силе - пять лет с момента завершения аттестационной процедуры (ФЗ, закон №426, статья №27, пункт 4).

Какие рабочие места не попадают под специальную оценку в 2016 году?

Процедура специального оценивания не касается надомников, специалистов, работающих дистанционно, лиц, которые трудятся на работодателей, которые не являются ИП - ФЗ, закон №426, статья №3, пункт 3).

Какое влияние имеют подобные аттестационные результаты?

Данные результаты, полученные после прохождения аттестации рабочих мест, имеют прямое влияние на так называемые дополнительные взносы в государственный Пенсионный фонд, начисляемые работодателями своим сотрудникам Списка №1 и Списка №2. Их расчет производится на основании того класса условий труда, который присваивается в ходе соответствующей процедуры аттестации или специальной оценки. Чем класс вреднее, тем выше денежная сумма дополнительного взноса. Более подробно об этом можно узнать из ФЗ №167 от 15.12.2001 г. (статья №33.2, пункт 2.1), где прописаны все тарифные ставки дополнительных взносов:

  • опасный класс - 8%;
  • вредный класс - от 2% до 7% (в зависимости от подкласса).

При аттестации и признании условий труда для работы на оптимальном или допустимом уровне, дополнительные взносы в ПФР работодателями для своих сотрудников не отчисляются - 0%.

3. Процедура проведения специального оценивания трудовых условий в 2016 году.

Если предположить, что бизнесмен (организация) решил провести специальную процедуру оценивания условий труда, с чего ему нужно начинать?

Начинать необходимо со следующих действий:

  • выбирается сторонняя специализированная организация (сайт Минтруда akot.rosmintrud.ru/ot/organizations/), занимающаяся подобным оцениванием рабочих мест, со штатом сотрудников-экспертов не меньше 5 человек;
  • обязательно наличие сертификата на право проведения подобного оценивания;
  • высшее образование у таких специалистов: врачи по общей гигиене, по гигиене труда, по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.

С выбранной организацией заключается договор о проведении специальной оценки условий работы на местах.

После заключения соответствующего договора, что должен дальше делать работодатель?

После того, как договор с проверяющей организацией заключен, работодатель должен издать приказ о создании специальной комиссии, занимающейся непосредственно данной проверкой, и утвердить график рабочих действий по специальной оценке - ФЗ, закон №426, статья №9, пункт 1). В эту комиссию входит работодатель, как ее руководитель, его представители (например, юристы или начальники отделов), специалист по охране труда, представитель профсоюза (если таковой работает в данной компании) и эксперты из проверяющей организации, с которой заключен договор. Согласно закону №426-ФЗ (статья №9, пункты 1-3), количество членов комиссии соответствует нечетному числу.

Если в штате проверяемой фирмы нет специалиста по охране труда, что делать работодателю в этом случае?

В этом случае проверяемая фирма должна привлечь такого специалиста, чтобы он вошел в состав аттестационной комиссии.

Какова процедура прохождения данной специальной оценки?

Аттестационная комиссия, в первую очередь, утверждает список всех рабочих мест, которые будут оцениваться на класс условий трудовой деятельности. Далее эксперты занимаются тем, что определяют этот класс, а члены комиссии должны утвердить окончательные результаты оценивания. Соответствующий класс вредности присваивается рабочему месту, в случае его признания опасным (или вредным) для здоровья самого рабочего. При отсутствии опасных (или вредных) факторов для работы, работодатель сам заполняет такой документ, как декларацию соответствия трудовых условий нормативным требованиям охраны труда, которая и будет действительной в течение 5 лет.

4. Кто из работодателей должен в 2016 году сдавать декларацию по специальной оценке?

Как говорилось ранее, оформление декларации по специальной оценке должно проводиться всеми ИП и организациями, проводившими эту процедуру по оцениванию трудовых условий для работы и не выявивших опасности или вредности, так ли это?

Действительно, это так. Данный документ заполняется по определенной форме - приказ №80н Минтруда от 07.02.2014 г. Если используется другой бланк для заполнения, то декларация будет считаться недействительной.

Сдается ли такая декларация, если трудовые условия являются (согласно проведенной аттестации) допустимыми или оптимальными - 1 и 2 класса?

В данном случае такой декларационный документ сдавать не нужно - письмо №15-1/В-1157 Минтруда от 17.09.2014 г.

В какие сроки должна быть сдана заполненная по всем правилам декларация с результатами спецоценивания?

Заполненная декларация по аттестации условий труда должна сдаваться в местный орган трудовой инспекции (по адресу проживания ИП или регистрации организации) - приказ №80н Минтруда от 07.02.2014 г. (пункт 3 Порядка проведения процедуры оценивания).

Каковы сроки подачи данной декларации в 2016 году?

Этот декларационный документ должен быть сдан не позже тридцати рабочих дней с момента утверждения комиссией отчета о результатах проведения спецоценивания трудовых мест (Порядок, пункт 5). В случае более поздней сдачи данной декларации, российским законодательством предусмотрен денежный штраф: для ИП - от 5 тысяч рублей до 10 тысяч рублей, для организаций - от 60 тысяч рублей до 80 тысяч рублей (КоАП, статья №5.27).

Как подается подобная декларация?

Данный документ в трудовую инспекцию работодатель может сдать лично или воспользоваться услугами почтовых пересылок, при этом вложить опись всех документов, находящихся в письме, и оформить уведомление о вручении этого письма - Порядок, пункт 3.

То есть при наличии фиксации вредных (или опасных) факторов, влияющих на здоровье рабочих, декларация с результатами оценивания трудовых условий никуда не сдается?

Верно. Об этом факте организация, проводящая аттестацию, сама подает все необходимые сведения в местное отделение трудовой инспекции. А декларация нужна для фиксации фактических данных о том, что некоторые места для работы не опасны для самих работников.

В случае, когда сотрудники занимаются надомными видами рабочей деятельности, нужно ли сдавать декларацию о спецоценивании?

Как уже говорилось ранее, спецоценивание не проводится для надомных и дистанционно работающих сотрудников, поэтому декларация не требует оформления.

Если после проведения данного спецоценивания трудовых условий (в течение пяти лет действия аттестационного документа) у кого-то из рабочих будет выявлено производственное заболевание или зафиксирован факт несчастного случая на рабочем месте, то действие декларации прервется?

Да, в этих случаях возникнет необходимость в проведении внеплановой аттестации трудовых условий, после чего декларационный документ сдается еще раз - Порядок, пункт 10.

5. В каких случаях в 2016 году экспертную оценку условий труда проводить не нужно?

Кроме общих правил проведения процедуры оценивания трудовых условий на рабочих местах, законами предусмотрены и частные случаи. Например, нужна ли эта процедура, если из работников имеется только учредитель, исполняющий обязанности не только директора, но и главного бухгалтера, без оформления трудового договора?

В подобной ситуации фирме без работодателя и сотрудников, без заключенных трудовых договоров, процедура проведения аттестационного оценивания не нужна.

В случае, когда все работники выполняют надомную работу, но фирма имеет договор об аренде офисного помещения с одним рабочим местом, проводиться ли данная процедура спецоценивания?

Да, такая процедура в данной ситуации необходима. То, что офис является арендованным, никак не сказывается на аттестации самого рабочего места, которое должно оцениваться по общим правилам.

Скажите, по какому адресу фирмы проводится спецоценка на класс условий труда - физическому или юридическому?

Данная процедура специального оценивания трудовых условий рабочих мест должна проводиться на тех местах, где ведется сама трудовая деятельность работника. Перед процедурой обязательно утверждается специальной комиссией список всех рабочих мест, подлежащих оцениванию. То есть в ситуации, когда фирма зарегистрирована по одному адресу, а рабочие трудятся по-другому, то данная процедура проводится только там, где зафиксировано фактическое место сотрудников - письмо №15-1/В-724 Минтруда от 23.06.2014 г.

Следующая ситуация: фирма провела аттестационные мероприятия спецоценивания рабочих мест по всем правилам, но сменила свое местонахождения. Проводить ли в этом случае повторную спецоценку?

В этом случае еще будут действительны результаты первой аттестации в течение 5 лет с момента завершения соответствующей процедуры. Но есть и случаи-исключения, описанные в ФЗ №426 (статья №17).

В каких же случаях может проводиться внеплановое спецоценивание трудовых условий на рабочих местах?

Примером может служить ситуация, когда вводятся в эксплуатацию вновь организованные рабочие места. Или изменяются основные условия технологического процесса, происходит замена оборудования, что сказывается на уровне воздействия опасных (или вредных) производственных факторов на рабочих. Когда новые места для работы со сменой местонахождения не создавались, и у работодателя нет каких-то других оснований из выше названных, то смена адреса поводом для проведения повторной спецпроверки не будет.

Если в фирме работает несколько менеджеров, выполняющих одинаковую работу, то проводиться ли процедура спецоценки для отдельно взятого рабочего места?

В этом случае нужно уточнить информацию об аналогичных местах для работы данных сотрудников - ФЗ, закон №426, статьи №9 и №16 (пункт 1). В случае подтверждения этого факта специальная оценка проводится в отношении 20% от общего числа рабочих мест - не меньше 2. После чего аттестационные результаты применяются ко всем аналогичным местам для работы.