Домой / Строительство и ремонт / Выгодный бизнес: кафе на колесах. Как открыть кафе-автобус. Перечень необходимых документов и оборудования. Фастфуд на колесах как уличный бизнес Продажа кафе на колесах

Выгодный бизнес: кафе на колесах. Как открыть кафе-автобус. Перечень необходимых документов и оборудования. Фастфуд на колесах как уличный бизнес Продажа кафе на колесах

Если человека сопровождает настойчивое желание организовать уникальный ресторанный бизнес, можно рассмотреть такой вариант, как ресторан на колёсах. Это , уже пустившая корни в мировом пространстве, но пока ещё не являющаяся достаточно распространённой, поэтому своей новизной и необычностью передвижное кафе или ресторан смогут вызвать неподдельный интерес среди жителей страны.

Практика создания передвижных ресторанов

Мобильный ресторан - совершенно не эксклюзивный бизнес, поскольку существует несколько примеров, когда предприимчивые бизнесмены переоборудовали транспортное средство под заведение общепита.

Успешные примеры

Самый первый передвижной ресторан появился в Лос-Анджелесе. Его организовали два друга, переоборудовав двухэтажный автобус. На первом этаже была организована кухня, а на втором - зал. На первом этаже также было оборудовано специальное окошко, через которое во время остановок осуществлялся торговый процесс, как в обыкновенном ларьке.

В Сан-Франциско старый школьный автобус подлежал списанию, однако нашлись те, которые решили реанимировать его и одновременно создать собственный необычный бизнес. Благодаря стараниям и невероятному желанию всё успешно сложилось, и старый школьный автобус превратился в передвижной ресторан. Безусловно, нельзя сравнивать такое заведение на колёсах с элитными кафе и ресторанами по разнообразию предлагаемых блюд, но, тем не менее, своих клиентов предприимчивые бизнесмены смогли найти. Маршрут следования такого необычного транспортного средства каждый раз изменялся, автобус следовал в те места, где наблюдалось большое скопление людей, именно там он совершал остановку.

Это не единственный пример успешной организации такого бизнеса. В Москве в качестве ресторанного пространства был использован трамвай, который переоборудовали, оснастив удобными столиками на двоих. Внешнее и внутреннее оформление было подобрано умело, поэтому весть о таком трамвае быстро разлетелась по всей Москве, поспособствовав увеличению желающих посетить такой ресторан на колёсах.

В Бельгии идея ресторанного бизнеса на колёсах подверглась успешному расширению, вследствие чего стали организовывать настоящие гастрономические туры для приезжих. Действительно, путешествовать по городу, знакомиться с местными достопримечательностями, сидя за удобными столиками, гораздо комфортнее, к тому же в течение экскурсии подают национальные блюда, позволяя отведать и оценить местную кухню.

Специфика ресторана на колёсах

Приняв решение организовать такой бизнес, предпринимателям следует внимательно изучить специфику ресторанного бизнеса на колёсах, чтобы предусмотреть возможные риски, обезопасить свой бизнес от банкротства.

Прежде всего, важно учитывать, что каждое заведение общепита ориентируется на определённый контингент посетителей. Учитывая то, что это передвижное кафе или ресторан не сможет предложить посетителям разнообразное меню, то на первоначальных этапах придётся довольствоваться школьниками и студентами, выступающими в качестве постоянных клиентов. Соответственно, цены на продукцию должны быть адаптированы под них. Впоследствии, когда бизнес будет раскручен, появится возможность разнообразить меню, владельцы ресторанного бизнеса смогут расширить и контингент своих посетителей.

Чтобы кафе на колёсах привлекло внимание современных жителей, следует продумать внешнее оформление транспортного средства, а также внутреннее. Должное внимание придётся уделить шумо- и звукоизоляции, поскольку вряд ли кому-то понравится принимать пищу и наслаждаться её удивительным вкусом под грохот проезжающего мимо транспорта.

Забота о клиентах всегда находит позитивное отражение в предпринимательской деятельности, поэтому рекомендуется оповещать посетителей об устраиваемых акциях, о , которые готов предоставить клиентам передвижной ресторан.

Правила организации ресторана на колёсах

Самыми первыми шагами в организации такого бизнеса будут действия, связанные с проведением тюнинга транспортного средства, от успешности которого во многом зависит успешность всего ресторанного бизнеса. Важно, чтобы интерьер отличался удивительной броскостью, неординарностью, тогда стойкий интерес обязательно проявится у возможных клиентов.

Необходимое количество сотрудников

Любой бизнес предполагает приём работников, которые будут выполнять функциональные обязанности, направленные на успешное развитие бизнеса.

Предпринимателям придётся побеспокоиться о приёме квалифицированных сотрудников, количество которых может быть разным и зависеть от бюджета. Однако большое количество точно не понадобится, поэтому не предполагается тратить много финансов на выплату заработных плат. Если владелец передвижного ресторана ограничен возможностями бюджета, он может принять на работу только двух сотрудников. Первый будет выполнять обязанности повара, а второй - его помощника. Третьим должен быть водитель, управляющий таким необычным транспортным средством, но в целях экономии обязанности водителя может успешно совмещать либо повар, либо его помощник.

Когда же бизнес наберёт необходимые обороты, расширить штат сотрудников всё-таки придётся. На работу следует принять минимум трёх водителей, чтобы заведение смогло осуществлять свою деятельность без выходных. Также следует принять ещё по одному повару и официанту, чтобы организовать работу в две смены.

Финансовые затраты

Организация любого бизнеса сопровождается расходами, ресторанный бизнес на колёсах не является исключением, поэтому начинающим бизнесменам следует , в котором учесть все предполагаемые расходы.

Опытные специалисты ориентировочно подсчитали, что на оформление интерьера придётся потратить около 120 тысяч рублей, на закупку специального оборудования практически такую же сумму. Если у бизнесмена нет транспортного средства, возникнет необходимость приобрести и его, а это обойдётся в достаточно круглую сумму, равняющуюся приблизительно трём миллионам рублей.

Также следует учесть ежемесячные растраты, связанные с ведением бизнеса. В частности, деньги следует выделять на приобретение топлива, техническое обслуживание автобуса, заработную плату сотрудникам заведения. В общей сумме ежемесячные растраты ориентировочно будут составлять около 140 тысяч рублей.

Несмотря на такие внушительные расходы, ресторанный бизнес на колёсах сможет окупить себя в течение нескольких лет. Специалисты подсчитали, что, даже только реализуя одно мороженое, можно успешно процветать, безусловно, расширяя круг клиентов.

Недостатки бизнеса

К сожалению, передвижной бизнес не сопровождается только одними положительными моментами. Существуют также недостатки, которые важно учесть перед открытием такого ресторана.

Прежде всего, организовывать такой бизнес можно только в крупном городе, количество населения которого достигает или превышает 200 тысяч. В маленьких городах люди предпочитают обедать и ужинать дома, нежели посещать кафе.

Местные дороги далеки от совершенства, поэтому обеспечить поездку без вибрации невозможно. Вследствие этого может разбиваться посуда, а также посетители могут высказывать недовольство. Чтобы избежать этого, следует внимательно разрабатывать маршруты, избегая местности, характеризующейся некачественными дорогами.

Могут поджидать со стороны Роспотребнадзора, поскольку правилами определено, что любое заведение общепита должно быть подключено к городским коммуникациям, что невозможно осуществить в передвижном ресторане.

Также правилами противопожарной безопасности определено обязательное наличие двух дверей в местах, где возможно скопление людей. Однако все такие сложности можно преодолеть, важно только иметь огромное желание стать владельцем настоящего передвижного кафе или ресторана.

Юридическое оформление бизнеса

Самым простым способом является приобрести франшизу, благодаря которой многие проблемы сразу исчезают. Франшиза включает предоставление автобуса, проведение рекламной кампании, разработку рецептуры. К сожалению, практически все бизнесмены отвергают такой способ, поскольку сумма франшизы невероятно велика, достигает практически 4,5 миллионов рублей.

Если же самостоятельно , предпринимателю придётся осуществить государственную регистрацию, получить разрешение на право осуществления такой деятельности от всех обозначенных правилами вышестоящих организаций, оформить лицензию на продажу алкогольных напитков и сигаретной продукции, а также обеспечить прохождение медосмотра всеми сотрудниками.

Все приложенные старания не пройдут бесследно, ресторанный передвижной бизнес продемонстрирует хорошие результаты, клиенты будут готовы заказывать проведение банкетных мероприятий именно в таком заведении. Коллективные мероприятия, сопровождающиеся одновременным выездом на природу, также смогут найти отражение в таком бизнесе.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Кредит 6.5% / Рассрочка / Trade-in / 98% одобрений / Подарки в салоне

Мас Моторс

В середине мая в Петербурге появился фургон с уличной едой «1983». Его создатели - студент Влад Кяуне и дизайнер Саша Братчиков - в течение нескольких месяцев сами ремонтировали Volkswagen Transporter 1983 года выпуска и обустраивали в нём передвижное кафе, а затем начали работать на улицах, несмотря на отсутствие разрешающих документов. The Village расспросил Влада о том, как превратить ржавую развалюху в модный малый бизнес.

ВЛАД КЯУНЕ
создатель кафе
в фургоне «1983»

Покупка фургона

История с уличной едой нас заинтересовала прошлым летом, когда в Петербурге начали появляться интересные стритфуд-проекты. Конечно, тележка была одним из самых ярких. Мы им даже написали за советом, но они не ответили. К сентябрю мы с моим напарником Сашей уже начали сколачивать стойку, но у нас возникла масса технических вопросов: как приделать колёса, как сделать стенд. Потом стало холодно, и мы решили повременить, утащив стойку в гараж. Примерно в это же время прочитали про ребят из Владивостока, которые сделали прицеп с бургерами и стейками. Они нас тоже очень вдохновили, и мы начали думать о прицепе, но поняли, что это накладно.

В итоге решили, что идеальным вариантом будет просто старый фургон. Его стали искать на Avito и быстро нашли тот вариант, с которым мы сейчас работаем. Он стоил 40 тысяч рублей. У него был рабочий двигатель, и в целом за ним следили. Но то, что это фургон не за миллион рублей, нам аукается с завидной регулярностью. Зато теперь мы отлично разбираемся в устройстве автомобиля.

Первое время мы пытались вести сами все работы по ремонту, и какие-то вещи у нас даже получались. Каждый вечер мы проводили в гараже, но процесс тянулся долго. Теперь, когда у нас появилась куча других дел, мы стали отдавать фургон в руки мастеров.



Оборудование

С самого начала мы купили кофемашину, гриль, холодильник и кофемолку. Сейчас добавили фритюр, мультиварку и тостер. Всё упирается в проблему с электричеством. Нужно либо протягивать его с какой-то площадки, либо ставить генератор. У нас есть генератор на три киловатта, но его хватает только на кофемашину и кофемолку. У наших друзей из фургона с мороженым « » есть генератор на пять киловатт. Если мы с ними поменяемся, тогда заживём и наконец-то сможем ездить по городу, а не искать дружественные площадки! Сейчас для нас это один из ключевых вопросов.

Площадки для работы

Первый раз мы выехали в 5 утра в выходной на канал Грибоедова. Понятно, какая в это время была публика. Мы полчаса сидели в фургоне и боялись из него выйти. В нашем случае нельзя было просто открыть дверцу и тихо начать продавать. С дверью фургона у нас до сих пор проблемы: мы вдвоём её вынимаем и ставим рядом, это целый перформанс. Кроме того, нужно было достать генератор, поставить его около Невского и включить. В итоге мы это сделали, простояли полчаса-час и продали пару бейглов с кофе. Этого хватило, чтобы получить какой-то первый опыт.

Следующие пару-тройку дней мы стояли на Английской набережной, там тоже было достаточно вяло, но мы начали получать первый фидбек. В тот момент мы столкнулись с проблемой, которая с нами до сих пор: люди в основном фотографируются с фургоном, а не покупают у нас еду. Но это, конечно, всё равно приятно. Те десять бейглов, которые мы продали за несколько часов, помогли нам продумать, как всё должно быть устроено внутри фургона, и организовать процессы приготовления еды.

Первый раз нас полноценно загрузило на «Ресторанном дне», когда мы сначала стояли в Contour, а потом во «Флигеле». Тогда распродали всё. Затем нам начали писать с предложениями. Одно из них - от бизнес-центра «Ново-Исаакиевский», где мы теперь встаём по средам. У них очень красивый внутренний двор, туда хорошо помещается фургон. Также мы взяли место в аренду в кластере «Флигель» - там можно встать во внутреннем дворике. Хоть и напротив помойки, но достаточно комфортно. Аренда стоила 30 тысяч рублей, но мы их наскребли. Зато сразу поняли, какой должна быть стоимость еды и сколько мы можем отбивать. Сейчас мы также кормим художников, которые приехали на открытие выставки в Музей стрит-арта. Пока это наш основной источник дохода.




Разрешения на работу

Все проекты с уличной едой делятся на два типа: легальные и полулегальные, когда кто-то сверху «помогает» и организует тебе безопасное место на улице за деньги, примерно равные стоимости аренды небольшого помещения. В августе будет период подачи заявок в администрацию города на согласование уличных киосков, тележек и фургонов. Это согласование в хорошем случае идёт полгода, и практически нереально, что тебе что-то согласуют. Этим мы и будем заниматься. Правда, в этом случае нам выделят фиксированное место, а это всё равно немного не то, что мы хотим.

В принципе, с теми документами, которые мы можем сделать - налоговым оформлением и санкнижками, - уже можно работать. Основной максимальный штраф, который нам за это грозит, - пять тысяч рублей, но есть ряд дополнительных санкций за отсутствие туалета, нарушение норм расположения техники. На Английской набережной мы стояли 9 мая, полиция проезжала мимо и даже приостановилась. Мы старались в их сторону не смотреть. Но в итоге пронесло.

Меню

Сначала мы продавали бейглы, так как занимались в основном самим фургоном, а не едой - мы в общем-то и не повара. Первые две недели мы закупали у все ингредиенты по граммам, а затем их собирали и разогревали. Но в таком формате нельзя строить бизнес из-за большой себестоимости продукта, поэтому мы решили сами развивать кухню. Пробуем готовить чиабатту, сэндвичи, хот-доги, бургеры. На данный момент мы ещё не пришли к чёткому меню. Финальный вариант точно будет ёмким: несколько сэндвичей, один суп и напитки. Это позволит экономить время и не терять в качестве.

Мы решили сделать меню доступным, поэтому пока много не зарабатываем. Сейчас у нас нет цели получать зарплату, все деньги сразу идут в дело. Следующая прибыль пойдёт на генератор и ремонт двери. Ещё нам хочется иметь навес от дождя и большие колонки - чтобы можно было включать музыку и ездить по городу.

фотографии : Дима Цыренщиков

Направление фаст-фуда очень прибыльно. Это уже успели оценить сотни предпринимателей, в том числе – новичков. Но чтобы не вкладывать на старте крупных инвестиций, можно выбрать немного другую сферу – передвижной фаст-фуд. Данный формат общепитов в России пока не «славится» высокой конкуренцией, а значит – у вас есть шанс отвоевать свою нишу на рынке. Фаст фуд на колесах как бизнес считается высокорентабельным – вложения при стабильно высоком спросе на предлагаемые блюда могут окупиться уже через полгода.

Наша оценка бизнеса:

Стартовые инвестиции – от 300000руб.

Насыщенность рынка – средняя.

Сложность открытия бизнеса – 5/10.

Мобильный фастфуд с трудом можно назвать полноценным заведением общественного питания. В передвижных ларьках люди только покупают «быструю» еду, чтобы вновь отправляются по своим делам. Формат передвижной торговой точки может быть разным.

Проанализируйте местный потребительский рынок. Если в деловой части города и на оживленных проспектах закусочные на колесах не представлены вообще или представлены в ограниченном количестве, можно запускать собственное дело. Открытие лучше запланировать на весну – будет больше спрос, и вы сможете окупить внушительную часть инвестиций за один летний сезон. Как открыть фаст фуд на колесах? Какие нюансы придется уладить предпринимателю, чтобы начать бизнес?

С чего начинается бизнес на колесах?

Реализацию бизнес-проекта начните с поиска «правильного» транспортного средства. Обычный грузовик здесь, конечно, не подойдет – нужен специальный автофургон, предназначенный для кафетерия. Причем, выгоднее найти именно такой, иначе на «переделки» обычной машины уйдут внушительные вложения. На рынке много компаний, продающих и сдающих в аренду торговые прицепы – есть из чего выбрать.

Чтобы минимизировать вложения на старте, можно не приобретать в личное пользование фургон, а арендовать его. В дальнейшем, когда дело пойдет в гору, просто выкупите транспортное средство .

Пожалуй, единственный недостаток данного направления – необходимость получения многочисленных разрешений от госинспекций. Зарегистрируйте свою деятельность и встаньте на учет в налоговую инспекцию. Чтобы подготовить все документы, предстоит ждать не менее 3-6 мес. Готовящееся к открытию «заведение» проверят санитарные и пожарные службы. В местных органах Роспотребнадзора предстоит одобрить меню и рецептуры.

И не забывайте, что авто для фаст фуда на колесах все равно остается машиной, которая нуждается в полном юридическом оформлении – она подлежит регистрации в ГИБДД, техосмотру получению страховки ОСАГО.

Не помешает также продумать дизайн торговой точки. Пусть автофургон будет привлекать клиентов не только приятными ароматами свежеприготовленной еды, но и своим ярким оформлением. Так вы создадите свой «фирменный» знак – кто знает, может скоро вы расширите свою сеть передвижных кофетериев.

Если есть финансовая возможность, к «бумажным» делам лучше привлечь профессионального юриста – предстоит решать важные задачи, разобраться в которых человеку несведущему будет проблематично.

Выберите направление бизнеса

В бизнес план фаст фуда на колесах должен быть обязательно включен пункт, посвященный проработке меню. Именно от ассортимента предлагаемых блюд будет во многом зависеть размер выручки. И здесь не помешает проанализировать деятельность конкурентов – чем они торгуют, что охотнее покупают у них клиенты, какой сервис предлагают.

Передвижной фастфуд может специализироваться на продажах только одного какого-нибудь блюда, а может предлагать покупателям полный ассортимент «быстрой» еды. Наши соотечественники предпочитают следующее меню:

  • шаурма,
  • пицца,
  • хот-доги,
  • пирожки,
  • блинчики,
  • кондитерские изделия.

Отлично, если передвижное кафе дополнительно будет продавать горячие и прохладительные напитки – спрос на них есть всегда.

При проработке меню обратите внимание на предложения франчайзеров. Франшиза фаст фуда на колесах избавит предпринимателя от разработки концепции и дизайна будущего заведения – все данные предоставляет головная компания. Но предложений такого плана на рынке немного, стоят они прилично, да и правила сотрудничества порой просто невыполнимы. Поэтому, начинающему предпринимателю в финансовом плане иногда выгодней открывать заведение «с нуля».

Будьте готовы к тому, что в прицеп для фаст фуда будут периодически наведываться проверяющие органы. Здесь все должно содержаться в чистоте и порядке. И к закупаемым продуктам для приготовления блюд должны предъявляться самые высокие требования! Если представители санитарных служб при проверке выявят какие-то нарушения, продажа фаст фуда на колесах будет приостановлена. Чтобы этого избежать, используйте продукты только от проверенных поставщиков – тут явно экономить не стоит. Лучше наладить связи с местными комбинатами продуктами питания и продавцами овощей – тогда не придется переплачивать за доставку «сырья» издалека.

Месторасположение торговой точки

Купить мобильный торговый киоск для фаст фуда – еще половина дела. Теперь стоит определиться с его местом положения. И здесь тоже возможен ряд проблем. Несмотря на то, что ваше кафе будет на колесах, вы не сможете просто встать на любом месте обочины и начать предлагать людям «быструю» еду! Нужно будет где-то «обосноваться».

Передвижные тележки для фаст фуда и автофургоны надо устанавливать в проходимых местах. Спальные районы – не ваш вариант. Здесь блюда будут расходиться не так быстро, что значительно снизит выручку.

Фургон для фаст фуда на колесах можно поставить:

  • вблизи крупных рынков,
  • на территории крупных торговых центров,
  • на вокзалах,
  • в деловой части города,
  • на оживленных улицах.

Многие предприниматели на период крупных городских праздников меняют место дислокации, устанавливая автомобиль для фаст фуда в парках аттракционов и на площадях. В один такой день можно сделать месячную выручку.

Чтобы установить на выбранном месте передвижной прилавок, получите разрешение у местной городской администрации или у частного арендатора. Вы заключите договор с указанной суммой арендной платы за участок. Специалисты советуют поначалу не заключать долгосрочный контракт на пользование землей – важно сначала понять, а будет ли в конкретном месте приличный доход. В случае неудачи, всегда можно переехать на другое место.

Затраты на оборудование автофургона

Оборудование для фаст фуда на колесах можно купить недорого. Точный список необходимого кухонного инвентаря, посуды и техники будет зависеть от выбранной специфики бизнеса. В любом случае, вполне реально уложиться даже в 200000 руб.

Как правило, машина для фаст фуда оснащается следующим оборудованием:

  • микроволновки,
  • печи гриль,
  • кофеварки и соковыжималки,
  • кулер,
  • прилавки с подогревом,
  • холодильник.

Если нет достаточных финансов, можно задуматься о приобретении б/у оборудования. Но будьте внимательны при его выборе – продавцы могут попросту сбывать неликвид.

Для работы с кухонным оборудованием не придется искать опытных сотрудников – с задачами справятся даже новички. Наймите на работу как минимум двух продавцов для работы в посменном режиме. Обратите внимание, у каждого сотрудника должна быть санитарная книжка!

Сколько можно заработать на передвижной закусочной?

Чтобы купить фургон для фаст фуда на колесах и все необходимое оборудование, потребуется как минимум 1000000 руб. Если взять транспортное средство в аренду стартовые инвестиции можно снизить до 300000 руб – лучший вариант для новичков!

Не ожидайте в первые месяцы работы огромной прибыли – автолавка будет набирать популярность постепенно.

Налаживая бизнес, обратите внимание на ценообразование. Стоимость предлагаемых вами блюд не должна превышать той планки, что установили ваши ближайшие конкуренты! Клиенты не будут покупать дорогие хот-доги, если буквально в 100 м есть закусочная с более привлекательными ценами.

Тот, кто ищет дело, требующее минимальных вложений, не может не обратить внимания на передвижные кафе. Свой бизнес - кафе на колесах - требует минимальных затрат, так как вместо помещения используется автомобиль или прицеп-фургон.

Однако перед тем, как открыть передвижное кафе, необходимо правильно оформить все необходимые документы.

Регистрация предпринимателя

Регистрация в налоговой. Лучше всего при открытии кафе бизнес вести как ИП. В КВЭД указывать "розничную торговлю напитками". В графе: "Адрес" можно просто написать название города.

Регистрация трудового договора. При работе с наемными рабочими нужно оформить договор с каждым из них в центре занятости и взять справку в налоговой о трудовых отношениях.

Регистрация места торговли и автомобиля

Разрешение на размещение объекта торговли. С юридической точки зрения, автомобиль или прицеп представляет собой малую архитектурную форму. Необходимо получить разрешение на его размещение у Управлении архитектуры. Если прицеп располагается на тротуаре, необходимо получить также разрешение в местной администрации.

Получить разрешение СЭС. Перед тем, как открыть кафе, бар или блинную на колесах, необходимо подать в СЭС список продуктов и товаров, указывая вид деятельности: "Розничная торговля напитками". При визите проверяющих работники должны предъявить медицинские книжки и сертификаты на продукты - кофе и сопутствующие товары.

Мобильные кафе - перспективный вид бизнеса. Несмотря на обилие передвижных точек, этот сегмент рынка еще не заполнен и с годами будет только расширяться. Если вы учтете все тонкости этого дела и найдете собственные фишки, успех будет гарантирован.

Развитие рынка мобильных кафе в России происходит стремительными темпами. В данное время русского потребителя обслуживает больше 30 000 кафе на колесах. И это весьма приблизительная цифра.

Эксперты сходятся во мнении, что данная ниша бизнеса будет постоянно расширяться. Это довольно интересный тип предпринимательской деятельности, и в данной статье мы расскажем об основных его нюансах. После развала СССР как-то незаметно пропали многочисленные закусочные, пельменные и блинные.

Это освободило большую нишу для мобильных кафе. Передвижное кафе – это, в первую очередь, прицеп, оснащенный всем необходимым для приготовления пищи.

Раньше такие фургоны закупались за рубежом и стоили весьма внушительно – до 25 000$. Сегодня цена на них упала более чем в два раза, и на российском рынке такой фургон стоит около 9 000$. На территории России несколько фирм являются ведущими в производстве фургонов для мобильных кафе.

Это, во-первых, знаменитая компания «Тонар», изготавливающая более 10 лет разные модели прицепов. «Тонаром» стали называть любой прицеп, независимо от его производителя, часто даже не думая, что это имя собственное. Это название даже стали употреблять в постановлениях руководства различных городов и областей, касающихся данного вида торговли.

Но, к сожалению, модели фирмы «Тонар» не подходят напрямую для открытия кафе , так как требуют довольно существенного дополнительного дооснащения. Их основное достоинство – низкая цена – 3-4 тысячи долларов.

Еще одно предприятие, выпускающее аналогичную продукцию – «МАЗ-Купава». Имеет представительства в Москве и Санкт-Петербурге. Несколько моделей этого производителя могут без дополнительной доработки использоваться для торговли продуктами гриль и шаурмой.

Стоимость такого прицепа колеблется в пределах 5-6 тысяч долларов. Еще один лидер в производстве данной продукции – компания «Автохолод». Она выпускает больше 70-ти моделей передвижных кафе на базе прицепа «МАЗ-Купава». Продукция от «Автохолода» обойдется в 5-12 тысяч долларов.

Оснащает любые прицепы оборудованием для мобильного кафе русская компания «Деловая Русь». В среднем, стоимость оснащенного всем необходимым для работы мобильного кафе составляет примерно 10 тысяч долларов. Примерно 5 тысяч стоит простейшая модель, оснащенная только для приготовления кур гриль и шаурмы.

Кстати, именно такие кафе быстрее всего окупаются – их продукция относительно дешевая, и покупается охотно. Основные покупатели – низшая прослойка среднего класса, самая многочисленная в России.

По оценке специалистов, срок годности прицепа при интенсивной эксплуатации – 5 -6 лет. Это нужно учесть бизнесменам, которые не планируют бросать это дело через пять лет. Выбор пищи, которой может торговать мобильное кафе, ничем не ограничен.

Прицеп без проблем оснастят оборудованием для выпечки, барбекю, шашлыка, приготовления блинов, картошки, пирожков. Предпринимателю останется только позаботиться о технологичности продукции и полуфабрикатах. Итак, на продукцию ограничений нет.

Но есть целый ряд трудностей и нюансов, с которыми необходимо считаться. В первую очередь, передвижное кафе – бизнес большого города. Если население города не превышает 100-200 тысяч, то открывать такое заведение практически бесперспективно. В таких городах у людей другой менталитет – им проще и дешевле сходить пообедать домой.

На более-менее приличный доход можно рассчитывать только в случае больших праздников и в местах большого скопления народа. Второе – это производственная база и наличие полуфабрикатов. В случае с шаурмой и курами гриль все просто – покупается полуфабрикат и готовится на гриле.

А более сложная в приготовлении продукция – блины, пирожки, или картошка с начинкой уже требуют присутствия собственной производственной базы. В этом случае расходы окупятся только при наличии сети из пяти кафе как минимум.

Третий, самый злободневный пункт – это отношение к данному виду бизнеса властей. Руководство практически любого города относится к мобильным кафе как неизбежному злу, которое надо перетерпеть до лучших времен, когда появятся стационарные места общественного питания. Такое отношение к передвижным кафе присутствует даже в столице.

И это несмотря на то что, сами власти привлекают кафе к организации больших праздников – 9 Мая, Дня Города, Нового Года, и.т.д. Из-за отсутствия нормативов деятельности для передвижных кафе чиновники сами определяют политику относительно данного вида бизнеса.

Отсюда совершенно разная ситуация не только в разных городах, а даже в столичных округах. Для Москвы разработано около 30-ти постановлений относительно деятельности мобильных фаст-фудов, в ряде случаев противоречащих друг другу.

По этой причине этого в столице часто вспыхивают скандалы, связанные с мобильными точками питания. К примеру, в Северном округе столицы префект, ссылаясь на определенное постановление, потребовал вывозить прицепы на ночь. Если бы продавцы выполнили требование, это привело бы к большим дополнительным расходам с их стороны. Все «Тонары» подключены к электросети. При перемещении их надо было бы отключать.

Продукты в холодильниках могли испортиться, владельцам пришлось бы нанимать шоферов. Кроме того, отбуксированные прицепы надо еще где-то хранить. К счастью, префект просто демонстрировал предпринимателям, «кто в доме хозяин». По мнению специалистов, развитию сетей быстрого питания на колесах больше всего мешает отсутствие конкретной законодательной базы. Особенно это касается вопроса о земле.

В Москве, например, владельцы мобильных кафе платят не арендную плату, а плату за использование земли на основе декларации Москомзема. Данное разрешение действительно до трех месяцев.

По его истечении запросто могут или отказать в продлении или передвинуть куда-нибудь точку. Из-за такой неопределенности владельцы и экономят на дополнительных вложениях в бизнес. Данным видом бизнеса почти невозможно заинтересовать банки, так как отсутствуют долгосрочные гарантии.

А отношение федеральных властей вообще достойно отдельной главы. К примеру, на данный момент приняты общероссийские санитарные нормы. Исходя из их требований, передвижные кафе должны быть подключены к системам городской канализации. Исключений нет. В некоторых городах России данный вид бизнеса уже запретили, ссылаясь именно на эти нормы.

Хорошая проходимость – залог успеха

Пока данный бизнес получил наибольшее распространение только в Москве. В столице работает около 3 000 передвижных кафе. И ни о какой конкуренции речь пока не идет.

Рентабельность этого бизнеса пока очень высока. Первые вложения в этот бизнес не превышают 15 тысяч долларов (на организацию одной точки). Сюда включены затраты на приобретение прицепа, его оснащение, покупка посуды и полуфабрикатов.

Срок окупаемости кафе – около 8-ми месяцев. Все зависит от места его расположения в городе. Кроме Москвы, есть города, в которых мобильные кафе чувствуют себя практически не хуже. Это Екатеринбург, Сочи, Нижний Новгород, Краснодар. Хоть в этих городах доход населения несколько ниже столичного, это компенсируется огромным интересом к передвижным кафе.

Так что в некоторых регионах этот бизнес развивается достаточно бурно. По словам представителя «Автохолода», предприниматели из данных городов постоянно возвращаются для покупки и оснащения новых прицепов.

С точки зрения профессионалов, каждую мобильную точку характеризует всего два показателя – средний размер чека и проходимость (количество покупателей в день). Кафе, расположенное в не очень хорошем месте, может обслужить в день до 60-ти покупателей. Средний размер чека в таком случае может быть 25-30 рублей.

Точка, расположенная в прибыльном месте, обслуживает в среднем 200-300 клиентов (при максимальной пропускной способности в 500). Средняя стоимость чека в любом случае не превышает 150 рублей, таково ограничение платежеспособности россиян.

Важную роль в работе передвижных точек быстрого питания играет сезонность. Например, «глухие» месяцы – январь и февраль. А в морозные дни выручка может упасть до нуля. Резкое повышение интереса к мобильным кафе происходит обычно между теплым и холодным сезоном – ранней весной и поздней осенью.