Последние статьи
Домой / Бизнес планы / Как рекламировать сигареты и табачные изделия. Штрафы за нарушение антитабачного закона Какие штрафы для ИП

Как рекламировать сигареты и табачные изделия. Штрафы за нарушение антитабачного закона Какие штрафы для ИП

В соответствии с законом N15-ФЗ от 15 ноября 2013 года реклама табака, табачных изделий, курительных принадлежностей полностью запрещена. За каждое нарушение к ответственности могут быть привлечены рекламодатели, производители и распространители рекламы, даже если они работают по найму и сами курительную продукцию не производят и не продают. Штраф составляет от 3 тысяч для граждан до 600 тысяч рублей для юридических лиц и организаций.

Реклама запрещена не только на телевидении и радио, ее нельзя помещать на объектах наружной рекламы, на транспортных средствах и на обложках журналов, газет. Помимо этого запрещается публиковать изображения курящих несовершеннолетних, исключаются образы позитивного эффекта, производимого этим процессом.
Посмотрите видео, про запрет рекламы табака:

Перед показами фильмов или передач, в которых демонстрируются сцены курения, должен быть обеспечен показ социальных роликов, о вреде курения. За нарушения также взимается штраф от 10 до 200 тысяч рублей. Эта норма вступила в силу с июня 2014 года.
Помимо этого, производители табачных изделий не могут становиться спонсорами разнообразных мероприятий, чтобы не привлекать к своей деятельности население.

Интернет сообщества против рекламы табачных изделий

Самые крупные поисковые системы, такие как Google, Yahoo, Bing, а также социальные сети Вконтакте, Facebook, видеохостинг Youtube, компания eBay уже сделали свой выбор, предпочитая соблюдать закон и заботиться о здоровье нации и отказавшись от рекламы табака. Google AdWords запрещает рекламу табачных изделий, но допускает рекламирование аксессуаров для курения, например, пепельницы, зажигалки, портсигары. Наравне с этим активно рекламируются средства для предотвращения распространения курения, для лечения от этой зависимости.
По статистическим данным запрет рекламы табачных изделий уже осуществлен не менее чем в 17 странах: Армения, Австрия, Венгрия, Германия, Греция, Кипр, Италия, Испания, Македония, Латвия, Португалия, Румыния, Словения, Турция. Финляндия, Франция, Хорватия.

Возможные способы рекламировать табачные изделия

  • Использовать рекламу на упаковках сигарет. Здесь можно кратко рассказать о новом сорте табака, используемом при производстве, об уникальных особенностях, возможно, о меньшем содержании никотина и пр. Если реклама в буклетах и печатных изданий запрещена, то сигаретная упаковка может стать достаточно выразительным носителем. Но не стоит забывать, что по закону производители должны размещать на пачках предупреждающие о вреде курения надписи, устрашающие фотографии. Так что места для рекламы здесь останется немного;
  • Прибегнуть к скрытому брендированию, используя фирменные цвета или слоганы, но не показывая сигаретную продукцию явно;
  • Использовать для рекламы сайты в других доменных зонах, предварительно изучив законы данной страны;
  • Можно придумывать слоганы, которые будут косвенно намекать на рекламируемую продукцию;
  • Публикация фотографий, сделанных на вечеринках и других мероприятиях;
  • Скрытая реклама в блогах, личных сообщениях. Такие методы, безусловно, грозят большими штрафами, поэтому необходимые суммы следует заранее закладывать в рекламный бюджет.

Влияние рекламы на потребление табачных изделий

  • Стимулирование интереса у детей, подростков и молодежи, вызывая у них первичное желание попробовать табачную продукцию;
  • Провоцирует к курению взрослых;
  • Побуждает курильщиков к увеличению потребления табачных изделий;
  • Нейтрализует благие намерения бросить курить;
  • Вызывает желание у тех, кто сумел отказаться от вредной привычки, вернуться к ней вновь.

Опросы детей показали, что они очень внимательно смотрят яркие рекламные ролики, в которых курящие герои выглядят мужественными, сильными, «крутыми». Такие ролики действительно побуждают детей подражать взрослым курильщикам, чтобы выглядеть также как они. Относительно запрета рекламы между представителями здравоохранения и производителей табака не прекращаются споры. Первые утверждают, что реклама способствует потреблению табака, увеличивая общее количество курильщиков. Компании, выпускающие табачную продукцию, парируют, что реклама лишь способствует тому, чтобы потребители табака не меняли привычную марку сигарет на другую либо побуждают потребителей покупать именно их продукцию.

Исследования в области рекламы табачной продукции

Исследование проводилось в ста странах, где пытались выяснить, насколько сильно воздействие рекламы, и как оно способствует распространению табачной продукции. В части стран был введен полный запрет на рекламу, в других – лишь частичный. Через определенный срок подвели итоги, и оказалось, что там, где реклама была запрещена полностью, тенденция к уменьшению потребления намного круче. Это видно на составленных графиках и подсчетов общей массы доходов от продаж.

Другое исследование проводилось в наиболее развитых четырех странах: Франция, Финляндия, Новая Зеландия и Норвегия. Здесь был также введен запрет на любые способы рекламирования табачных изделий. После его эффективной реализации был отмечен факт, что потребление продукции из табака в каждой из стран уменьшилось от 15 до 38%. Других факторов, которые могли бы повлиять на эти изменения, просто не было. Это говорит о том, что частичное запрещение рекламы, к примеру, только на ТВ или по радио не имеют смысла.

Здесь видео о том, почему на самом деле решено отказаться от рекламы табачных изделий:

Англия, Америка и Австралия также проводили исследования, которые показали, что дети и подростки, курящие с раннего возраста, знают о марках сигарет именно из рекламы, которая была слишком навязчива, доступна и то и дело попадалась им на глаза. Практически каждый из них может назвать один из своих любимых рекламных роликов, которые нравились им еще в детстве. Кроме того, все они выбрали именно такие марки сигарет, которые наиболее широко рекламировались. Часть из детей отметили, что узнали о курении с помощью спортивных состязаний, спонсорами которых выступали рекламодатели сигаретной продукции.

Реклама в специализированных изданиях

Хорошей новостью для производителей и реализаторов табачной продукции является то, что рекламу можно публиковать в специализированных журналах, буклетах, которые можно распространять в самих киосках, магазинах, торгующих сигаретами и табаком. Приходящие сюда покупатели будут узнавать о новых марках, крепости, особенностях продукции. Продавцы смогут визуально определять их возраст, а значит, реклама не попадется на глаза несовершеннолетних.

В закрытых табачных магазинах можно информировать покупателей о новых сортах табака, здесь же можно будет купить предлагаемую продукцию или отослать покупателя в подобный магазин за покупкой нужной марки сигарет. Рекламодатели должны помнить о реальном вреде и последствиях курения, которые ведут к многочисленным болезням и к преждевременной смерти. Каждый рекламодатель сигаретной продукции, по сути, является киллером, распространителем крайне опасного и вредного продукта.

Напоминаем, курение убивает!

14 мая 2013 г. Госдума приняла в первом чтении законопроект N 222563-6 (далее - Законопроект), предусматривающий административную ответственность за нарушение правил Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего дыма и последствий потребления табака" (далее - Закон N 15-ФЗ).

Напомним, что Закон N 15-ФЗ устанавливает новые правила продажи табака и табачных изделий, запрещает их рекламу, вводит новые ограничения по их употреблению, а также закрепляет некоторые другие правила, нацеленные на снижение употребления табака и табачных изделий. Большая часть норм Закона N 15-ФЗ вступает в силу с 1 июня 2013 г.

В Законе N 15-ФЗ содержатся положения, которые затрагивают права и интересы многих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в частности, производителей и импортеров табака (табачных изделий), торговые сети, СМИ, организации общественного питания и др. Согласно ст. 23 Закона N 15-ФЗ за его несоблюдение эти лица должны нести, в частности, административную ответственность. Однако в самом Законе такая ответственность установлена не была.

Разработчики Законопроекта предлагают внести в Кодекс РФ об административных правонарушениях поправки, которые позволят привлекать нарушителей Закона N 15-ФЗ к ответственности.

Большая часть предлагаемых поправок будет касаться преимущественно ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Так, предлагается установить административную ответственность за следующие действия:

Спонсорство табака;

Незаконную демонстрацию табачных изделий и процесса их потребления в информационной продукции;

Нарушение правил продажи табачной продукции (табачных изделий);

Рассмотрим составы данных правонарушений более подробно.

1) Спонсорство табака

Понятие "спонсорство табака" раскрывается в Законе N 15-ФЗ. Под спонсорством табака понимается любой вид вклада в любые событие, мероприятие или отдельное лицо, целью, результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака прямо или косвенно (п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона N 15-ФЗ). Пунктом 2 ч. 1 ст. 16 Закона N 15-ФЗ спонсорство табака запрещается. Разработчики Законопроекта предлагают за нарушение данного запрета привлекать должностных и юридических лиц к ответственности. В частности, для юридических лиц предполагается установить штраф от 80 до 150 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

2) Демонстрация табачных изделий и процесса их потребления

Правила демонстрации табачных изделий и процесса их потребления установлены в ст. 16 Закона N 15-ФЗ.

Разработчики Законопроекта предлагают отдельно установить ответственность за нарушение запретов и ограничений на демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака и отдельно - за нарушение таких же запретов в отношении информационной продукции, предназначенной для несовершеннолетних. Однако для юридических лиц максимальный и минимальный размер административного штрафа в обоих случаях будет одинаковый - от 80 до 150 тыс. руб.

Напомним, что в отношении информационной продукции, предназначенной для взрослых, Законом N 15-ФЗ установлено следующее ограничение: демонстрация табачных изделий и процесса их потребления не допускается во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях (фильмы, кинохроникальные программы и др.). Также не допускается публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых демонстрируются табачные изделия и процесс их потребления. Исключение возможно только при условии, что процесс потребления табака (табачных изделий) является неотъемлемой частью художественного замысла.

В отношении информационной продукции, предназначенной для детей, устанавливается аналогичное требование: не допускается демонстрация табачных изделий и процесса их потребления во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ. Однако никаких исключений из данного правила Закон N 15-ФЗ не предусматривает.

3) Нарушение правил продажи табачной продукции (табачных изделий)

Законом N 15-ФЗ установлен ряд ограничений для торговли табачной продукцией и табачными изделиями, а также сохранен запрет на продажу табачной продукции несовершеннолетним.

Разработчики Законопроекта предлагают отдельно привлекать к ответственности за продажу табачной продукции несовершеннолетним, отдельно - за нарушение иных правил торговли табачной продукцией. Отметим, что во всех случаях нарушения правил продажи табачной продукции предусмотрена помимо штрафа обязательная конфискация табачной продукции (табачных изделий).

Таким образом, в части конфискации наказание за нарушение правил торговли табачной продукцией предлагается сделать более строгим, чем за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.16 КоАП РФ), поскольку в ст. 14.16 КоАП РФ обязательная конфискация алкогольной продукции предусмотрена не для всех нарушений.

Однако в части штрафов наказание за нарушение правил продажи табачной продукции несовершеннолетним предлагается сделать более мягким, нежели за нарушение аналогичных правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Так, для юридических лиц предлагается установить штраф в размере от 80 до 90 тыс. руб. (за продажу алкоголя несовершеннолетним административный штраф составляет от 300 до 500 тыс. руб.).

Штраф за нарушение иных правил продажи табачной продукции предлагается установить в размере от 20 до 50 тыс. руб. (в отношении алкоголя подобные штрафы составляют от 30 до 40 тыс. руб.).

В Законе N 15-ФЗ закреплен полный запрет на рекламу табачной продукции (табачных изделий). Отдельно перечислены запрещенные к совершению действия, направленные на то, чтобы вызвать интерес к табачной продукции. Например, при организации и осуществлении благотворительной деятельности не разрешается использование фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, а также коммерческих обозначений, принадлежащих табачным организациям.

Разработчики Законопроекта предлагают привлекать к ответственности за рекламу табачных изделий и стимулирование продажи табачной продукции (табачных изделий) и (или) потребления табака. Соответствующие поправки предлагается внести как в Кодекс РФ об административных правонарушениях, так и в Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".

К ответственности за нарушение запрета на рекламу и стимулирование продажи или потребления табачной продукции будут привлекаться рекламодатели, рекламораспространители, а также лица, совершающие действия, перечисленные в ст. 16 Закона N 15-ФЗ, если ответственность за совершение подобных действий не предусмотрена другими нормами указанного выше Кодекса. Для юридических лиц предлагается установить следующее наказание: штраф в размере от 100 до 500 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией рекламной продукции.

Ответственность владельцев мест, на территории которых запрещено курение табака

Напомним, что Закон N 15-ФЗ содержит новые ограничения в отношении курения табака в отдельных местах. Так, указанным Законом запрещено с 1 июня 2014 г. курение, в частности, в помещениях, предназначенных для предоставления гостиничных услуг, осуществления торговли, оказания услуг общественного питания, в поездах дальнего следования и др.

Разработчики Законопроекта предлагают установить только для граждан ответственность за курение табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, где курение запрещено федеральным законом.

Таким образом, владельцы объектов (территорий, помещений), на которых Законом N 15-ФЗ курение запрещено, не будут нести ответственность за курящих там людей. Стоит отметить, что 14 мая 2013 г. Госдумой был рассмотрен в первом чтении и отклонен альтернативный законопроект (проект Федерального закона N 246221-6), авторы которого предлагали привлекать к ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за "неосуществление обязанностей по контролю за соблюдением запрета потребления табака". В то же время сохраняется возможность установления подобной ответственности на уровне субъектов РФ.

Продажа сигарет, табака, ответственность, цены, штрафы, лицензии, акциз, антитабачные закон и иные табачные вопросы, а также, что нужно для продажи сигарет в 2019 году, и другие вопросы. Последний раз обновлялась: 5.07.2019 года.

Справочно (вынесено в отдельные статьи):

  1. Документы от поставщика при поставке сигарет и табачной продукции

Отраслевые тенденции сигарет в России

Данные Всемирной таможенной организации определяют годовой объем табачного мирового рынка в 5,7 трлн сигарет. В Российской Федерации ежегодно производится порядка 250-350 миллиардов сигарет, из них порядка 2-3% контрафактная продукция (в т.ч. без акциза или с фальшивым).

Основная причина распространения нелегальных сигарет — это опережающий рост ставок акциза, который приводит к повышению цен и спросу на продажу нелегальных сигарет.

По статистики, более 1,1 млрд. жителей планеты начинают курить в возрасте до 18 лет.

Сигареты в России стоят почти вдвое дороже, чем в соседних странах. Сохранение ежегодных темпов роста акциза на уровне более 40% на протяжении последних шести лет вкупе с изменением макроэкономической ситуации и снижением покупательной способности населения создало все необходимые предпосылки для начала массового перехода потребителя на контрабандный и контрафактный продукт.

Применение системы учета — Постановление №225 28.02.2019

В 2018 году мы писали, что планируют ввести , именно это и сделали.

28 февраля 2019 года Правительство издало постанволение №224 «Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции»

Установить, что участники оборота табачной продукции, осуществляющие розничную продажу табачной продукции осуществляют регистрацию в системе через электронный ключ и работают по табачной продукции только через нее.

Средняя стоимость пачки сигарет

Средняя цена пачки сигарет в Московском магазине составляет 90-110 руб. за пачку, при себестоимости 8-10 руб (доходность от оборота для цепочки участников торговли свыше 1000%). Согласно 9 месяцем 2016 года, 60 процентов нелегальных сигарет были привезены в России из стран Евразийского экономического союза (Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения). На Российский рынке трудятся 80 табачных фабрик, порядка 40% рынка приходится на «Филип Моррис Интернэшнл», «БАТ Россия», «Лиггетт Дукат» и «Петро».

Лицензирование табачной деятельности

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» оптовая и розничная торговля лицензированию не подлежит.

Постановление Правительства Российской Федерации от 12.04.2000 № 337 «О лицензировании деятельности по производству и оптовой торговле табачными изделиями» на данный момент утратило свою силу силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.07.2002 № 548.

Время продажи сигарет, табачной продукции.

Закон о продаже сигарет не предусматривает ограничения времени продажи, торговать можно круглосуточно.

Не забываем про инструктаж продавца: Инструктаж продавца по продаже табака, сигарет и алкоголя .

Правила размещения сигарет в магазине

Информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков.

Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции с учетом требований статьи 20 ФЗ «Об охране здоровья».

Минимальная и максимальная цена на сигареты

Меры государственного воздействия на уровень цен табачной продукции осуществляются посредством установления минимальных и максимальных розничных цен такой продукции. В силу пп. 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 22.12.2008 г. № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» (далее — Технический регламент), сведения о максимальной розничной цене в рублях, должны наносится на потребительскую упаковку табачных изделий, согласно которому на одной из наружных сторон каждой потребительской упаковки (пачки) сигарет и папирос должны быть нанесены:

Максимальная розничная цена, по которой сигареты и папиросы могут быть реализованы потребителям; сведения о месяце и годе изготовления сигарет и папирос.

В ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее — Закон от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ), установлено, что реализация табачной продукции по цене, которая ниже минимальных розничных цен и выше максимальных розничных цен (цена на пачке), установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, запрещена. При этом согласно ч. 3 указанной статьи минимальные розничные цены устанавливаются на уровне 75 (семидесяти пяти) % (процентов) от максимальных розничных цен, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 187.1 НК РФ максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями; максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий.

Там же определено , что под маркой (наименованием) в целях названной главы понимается ассортиментная позиция табачных изделий, отличающаяся от других марок (наименований) одним или несколькими из следующих признаков — индивидуализированным обозначением (названием), присвоенным производителем или лицензиатом, рецептурой, размерами, наличием или отсутствием фильтра, упаковкой.

Максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой одна пачка табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. (см. п.2 ст.187.1 НК РФ)

Таким образом, минимальная розничная цена = 75% от максимальной розничной цены.

Продажа табачных изделий ниже максимальной розничной цены, указанной на пачке изделия (не более чем на 25%) не образует состав ст. 14.3.1 КоАП РФ — спонсорство табака либо стимулирование продажи табака.

Завышение розничным (оптовым) продавцом максимальной розничной цены, указанной производителем табачных изделий на каждой упаковке (пачке) сигарет, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере 5000 руб.
  • на должностных лиц — 50 000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет
  • на юридических лиц — в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации табачных изделий за весь период, в течение которого совершалось правонарушение (но не более одного года) (п. 1 ст. 14.6 КоАП РФ)

Как цену устанавливает производители или импортер (в данном пункте Инфа не для продавцов)

Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком (см. п.2 ст.187.1 НК РФ):

  • самостоятельно
  • на одну пачку табачных изделий
  • отдельно по каждой марке табачных изделий

Марка табачных изделий — ассортиментная позиция табачных изделий, отличающаяся от других марок одним или несколькими из следующих признаков:

  • названием, присвоенным производителем или лицензиаром
  • рецептурой
  • размерами
  • наличием или отсутствием фильтра
  • упаковкой

Представление информации о максимальных розничных ценах (см. п.3 ст.187.1 НК РФ)

Налогоплательщик обязан подать информацию о максимальных розничных ценах:

  • в налоговый орган по месту учета (таможенный орган по месту оформления подакцизных товаров)
  • в форме уведомления о максимальных розничных ценах (ссылка на Приказ Минфина от 25.08.2006 № 108)
  • по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий
  • не позднее чем за 10 календарных дней до начала календарного месяца, начиная с которого будут наноситься указанные максимальные розничные цены.

Документы для открытия точки продажи сигарет

Открытия предприятия по продаже сигарет и какие документы для этого нужны:

  1. Необходимо зарегистрировать ООО или ИП. Справочно: Как зарегистрировать ООО Как оформить ИП Что выбрать ООО или ИП ;
  2. Подбор торгового помещения в проходном месте, вблизи аптек, рынков, метро и универмагов. Вообщем правило трех МММ — место место и еще раз место;
  3. Выбрать ОКВЭД — розничная торговля. Справочно: Что такое ОКВЭД . Если предприятие зарегистрировано, то необходимо добавить коды ОКВЭД.
  4. Лицензия на торговлю сигаретами не требуется. Согласно Федеральному закону от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ деятельность по производству табачных изделий исключена из перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

Применение ККТ при торговле сигаретами

Требуется!. Согласно 181 статье НК РФ к подакцизным товарам, помимо алкогольной продукции, относятся:

  • табачная продукция;
  • легковые автомобили и мотоциклы с мощностью свыше 150 лошадиных сил;
  • автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла.

Организации, в товарном ассортименте которых есть такие позиции, также подпадают под действие пункта 8 ст. 2 ФЗ №290 и должны установить онлайн-кассы, в том числе когда вы торгуете сигаретами в отдаленном горном селе, где нет мобильной связи.

Налогоплательщики ЕНВД и ПСН

До первого июля 2018 года эти категории предпринимателей могут не пользоваться ККТ, но только в том случае, если они будут выдавать подтверждение оплаты по первому требованию покупателя. Через два года, с июля 2018-го, использование ККТ станет обязательным и для них. 290-ФЗ, ст. 7, п. 7.

Торговые автоматы (справочно)

Торговым или вендинговым автоматам не нужен продавец: они установлены в общественных местах и автоматически выдают товар после внесения денег. Обычный ассортимент вендинговых автоматов: кофе, жвачки, шоколадные батончики и прочая быстрая еда. Пока такие автоматы не оснащены ККТ, но все впереди: с 1 июля 2018 года их владельцы обязаны оборудовать их новыми онлайн-кассами (290-ФЗ, ст. 7. п.11.).

В главе 26.3. Налогового кодекса РФ, посвящённой единому налогу на вменённый доход, содержится статья 346.27., в которой приводится расшифровка понятий, используемых в этой главе. Именно благодаря понятию «розничной торговли», данному в статье 346.27., к примеру, плательщик ЕНВД, осуществляющий розничную торговлю автомобильными запчастями, при попытке добавить к ассортименту автомасла, являющиеся подакцизным товаром, вынужден применять ККТ, поскольку торговля подакцизным товаром не подпадает под определение «розничной торговли», переводимой на ЕНВД.

Где запрещено продавать сигареты

(Данный вопрос регламентируется ФЗ №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака)

За пределами строений и павильонов

Розничная торговля табачной продукцией осуществляется ТОЛЬКО в магазинах и павильонах.

  • Под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.
  • Под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест. Что такое Павильон .

Примечание: В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов (пример: деревня) допускается торговля табачной продукцией в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией. Запрещена торговля через окно для торговли любого формата.

Запрещена на следующих объектах и территориях

Законом № 15-ФЗ установлен перечень объектов и территорий, где торговля табаком запрещена в любом виде, а именно:

  1. на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
  2. на расстоянии менее чем 100 (сто) метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг;
    1. Расстояние считается от ближайшего края (границы) земельного участка указанных объектов по прямой линии до границ вашего объекта, измерения следует производить по кратчайшему пути (без учета искусственных и естественных преград и т.д.), при этом рекомендуется использовать кадастровый план и линейкой отмерить, сформированную карту сохранить и распечатать.
      p|s В законах отсутствует методика данного измерения, данный расчет приведен из нашей судебной практики.
  3. на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.
  4. Запрещается оптовая и розничная торговля насваем и табаком сосательным (снюсом).

Где еще запрещена

  • Запрещена торговля на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами.
  • Запрещена торговля через окно для торговли любого формата.
  • Запрещена открытая торговля сигаретами — видно пачки.

Где разрешена

Во всех местах с учетом сказанного выше.

При использовании ИП на ЕНВД

Налоговое законодательство не позволяет пользоваться ЕНВД при продаже подакцизных товаров, перечисленных в подпунктах 6-10 п.1 статьи 181 НК РФ. В этом закрытом перечне (пунктах) табачная продукция не значится, поэтому продавать ее в данном случае можно (об этом указал в своем письме Минфин от 07.04.2017 № 03-01-15/20998, также ведомство напомнило, что условия ведения предпринимательской деятельности на ЕНВД устанавливается местными властями).

В федеральном законодательстве (статья 346.26 НК РФ) предусмотрено, что этой льготной системой налогообложения можно пользоваться при реализации товаров через:

  • объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы площадью до 150 кв.м. (магазины и павильоны);
  • объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов (например, киоски, палатки, розничные рынки, ярмарки);
  • объекты нестационарной торговой сети (с использованием автомобиля, автолавки, автомагазина, автоприцепа, передвижного торгового автомата, торговля с рук, с лотков, из корзин и ручных тележек).

ОКВЭД применяемый при продаже сигарет и табака и табачных изделий

ОКВЭД Оптовая торговля табачными изделиями

46.3 Торговля оптовая пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями

Для сырья

46.21.2 Торговля оптовая необработанным табаком

ОКВЭД Розничная торговля табачными изделиями

Неспециализированные (общие) магазины

47.11 Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах

Специализированный магазин (только сигареты)

47.2 Торговля розничная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах

На рынках

47.81 Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках пищевыми продуктами, напитками и табачной продукцией

Розничная торговля табачной продукцией осуществляется в специально оборудованном здании или его части. Этим зданием может служить магазин или павильон (подсобка + торговый зал с одним оборудованным рабочим местом). Обязательно должно быть определено место под прием, хранение, подготовку к продаже товара, при этом законом не запрещено осуществлять указанные мероприятия в одном месте (объединить).

Возможна торговля в других торговых объектах, в т.ч. развозная, но при обязательном условии – отсутствие в конкретном населенном пункте магазинов и павильонов.

Запрещается осуществлять торговлю сигаретами на выставка, ярмарках, в т.ч. с помощью развозной, разносной, дистанционной и торговли через автоматы. Запрещена торговля через окно.

Продажа сигарет с выкладкой и их демонстрацией запрещена, информация доводится до потребителя по текстовому перечню, без графических изображений, и только после ознакомления осуществляется демонстрация и продажа табачной продукции (на белом листе бумаги в черно-белых цветах, крупным шрифтом название и указание цены). Вообщем если вляпались в Москве, то наш юрист по административным спорам вам поможет.

Поштучная продажа сигарет

С 01.07.2016 года производство и продажа сигарет осуществляется только в пачка по 20 штук.

Электронные сигареты с 01.01.2017 года

Электронные сигареты, парогенераторы и жидкости с никотином с 1 января 2017 года уравнены с табачной продукцией, облагаются акцизом. Например, их нельзя рекламировать, курить в общественных местах, продавать вблизи школ и так далее. Подробнее .

С середины 2019 года по указанию Медведва Д.А. они попадут под законы об обороте табачной продукции. Для электронных требования, правила и запреты в ближайшее время будут такими же как для обычных сигарет.

Ответ на замечание нашего читателя, в т.ч. судебная практика:

  1. формально никотиновая электронная сигарета не относится к табачной продукции, так как в ФЗ №268 определено, что является табачной продукцией, но судебная практика показывает, что при использовании судами аналогии права и закона, в случае вынесения административного штрафа за никотиновую электронную сигарету, решение суда будет не в вашу пользу.
    1. Также остается неясным вопрос используемого в электрон. сигаретах никотина, из чего он производится и т.д.
  2. нужно четко разделять никотиновые электронные сигареты и жидкости и без никотиновые в продаже, к примеру не выставлять их на видимое место.
  3. в поездах дальнего следования с 15 февраля 2017 года запрещено курить электронные сигареты и вейпы.

Продажа сигарет несовершеннолетним

Статья 20. ФЗ №15 «Об охране здоровья граждан»вносит запрет на продажу сигарет и иной табачной продукции несовершеннолетним», в данном случае имеется ввиду возраст полных 18 лет.

До 18 лет продажа сигарет и иной табачной продукции запрещена.

Тут важно понимать , что закон в принципе запрещает несовершеннолетним употреблять табак. При этом, к ответственности за данное правонарушение должны привлекаться родители.

Продавцу в магазине также запрещено отпускать табачную продукцию несовершеннолетним, при этом гражданство несовершеннолетнего не имеет значение (Белорус, Украинец, Молдаванин). В случае сомнения в возрасте покупателя, продавец обязан потребовать у покупателя документ удостоверяющий его личность и позволяющий установить его возраст.

Список документов дающих право на покупку

Данными документами могут выступать:

  1. Паспорт гражданина Российской Федерации или заграничный паспорт.
  2. Временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации.
  3. Паспорт моряка (удостоверение личности моряка ), дипломатический или служебный паспорт.
  4. Удостоверение личности военнослужащего или военный билет.
  5. Паспорт иностранного гражданина.
  6. Вид на жительство в Российской Федерации.
  7. Разрешение на временное проживание в Российской Федерации.
  8. Удостоверение беженца.
  9. Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
  10. Водительское удостоверение. Данный перечень введен в действие Приказом Минздрава РФ №215Н от 12.05.2014 года.

В случае малейшего сомнения и не возможности по документам установить возраст, продавец обязан отказать покупателю в продаже табачной продукции.

Согласно п. 3. ст. 14.53 КоАП РФ

Несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями – влечет наложение административного штрафа, а именно:

Штраф за продажу сигарет детям (несовершеннолетним)

  • на граждан в размере – от 3 (трех) тысяч до 5 (пяти) тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от 30 (тридцати) тысяч до 50 (пятидесяти) тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от 100 (ста) тысяч до 150 (ста пятидесяти) тысяч рублей.

Штраф за торговлю в неположенном месте

В том числе в пределах 100 метров и иного несоблюдения ограничений в сфере торговли табачной продукции

  • на граждан в размере от 2 (двух) тысяч до 3 (трех) тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от 5 (пяти) тысяч до 10 (десяти) тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 30 (тридцати) тысяч до 50 (пятидесяти) тысяч рублей.

Оптовая или розничная продажа насвая, табака сосательного (снюса)

  • на граждан в размере от 2 (двух) тысяч до 4 (четырех) тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от 7 (семи) тысяч до 12 (двенадцати) тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 40 (сорока) тысяч до 60 (шестидесяти) тысяч рублей.

При выявлении первого нарушения штраф будет на минимально установленном уровне, к примеру для граждан 3 тыс. руб., а не пять.

Куда сообщить о проверки в случае выявления нарушения закона

Сообщить следует в местное отделение Полиции, участковый проведет проверку, либо в Роспотребнадзор, что также повлечет проведения проверки. Скрытно подать жалобу не получится, так как это не повлечет за собой проверку и не выявит нарушения. При этом проверяющие органы (сотрудники) являются исполнителями, и не имеет доступа к материалам дела, в т.ч. к жалобе и подписанту.

Минздрав хочет запретить продажу сигарет

Основываясь на данных по снижению уровня курения в России, Минздрав хочет полностью сократить потребление табака к 2033 году, посредством введения запрета на законодательном уровне. На текущий момент действующий закон об охране здоровья граждан от воздействия табака запрещает курить в закрытых общественных местах, в том числе госучреждениях, больницах, театрах, музеях, санаториях и на спортивных объектах, а также кафе и ресторанах. Ограничение не касается электронных сигарет и кальяна без табака.

Так же Минздрав предлагает ввести в России обезличенную упаковку для всех сигарет. В мире подобные ограничения действуют пока только в Австралии, если предложения министерства будут поддержаны, в России так называемая унифицированная пачка может появиться уже через год-два.

Если есть вопросы, задавайте их в нашей группе в контакте

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

Федеральный закон «ОБ ОГРАНИЧЕНИИ КУРЕНИЯ ТАБАКА» Федеральный законот 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ«ОБ ОГРАНИЧЕНИИ КУРЕНИЯ ТАБАКА»(ред. от

Из книги Права пациентов на бумаге и в жизни автора Саверский Александр Владимирович

СТАТЬЯ 3. Регулирование деятельности по производству табачных изделий, оптовой торговле табачными изделиями и розничной продаже табачных изделий 1. Деятельность по производству табачных изделий подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской

Из книги Федеральный закон «О рекламе». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 4. Запрещение розничной продажи табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет 1. На территории Российской Федерации не допускается розничная продажа табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет.2. Нарушение положения пункта 1 настоящей статьи влечет

Из книги Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

«О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НОВЫХ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ, МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ, ПАРФЮМЕРНОЙ И КОСМЕТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ, СРЕДСТВ И ИЗДЕЛИЙ ДЛЯ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА, ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ» (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)В целях реализации Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых

Из книги Новое в Налоговом кодексе: комментарий к изменениям, вступившим в силу в 2008 году автора Зрелов Александр Павлович

Приложение 1 ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НОВЫХ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ, МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ, ПАРФЮМЕРНОЙ И КОСМЕТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ, СРЕДСТВ И ИЗДЕЛИЙ ДЛЯ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА, ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)1. Государственная регистрация новых пищевых продуктов,

Из книги Федеральный закон «О рекламе». Текст с изменениями и дополнениями на 2011 год автора Коллектив авторов

Приложение 4 НОМЕНКЛАТУРА НОВЫХ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ, МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ, ПАРФЮМЕРНОЙ И КОСМЕТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ, СРЕДСТВ И ИЗДЕЛИЙ ДЛЯ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА, ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ 1. Минеральная вода:– природная столовая, лечебно-столовая, лечебная;– бутилированная питьевая

Из книги Кодекс о Правонарушениях Республики Молдова в силе с 31.05.2009 автора Автор неизвестен

Приложение 3. Об актуальной необходимости создания государственной программы запрета табака в России Производство и продажа табачных изделий в России имеет повсеместный характер.В то же время вредоносность курения табака признана не только множеством исследований, но

Из книги Федеральный закон «О рекламе». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 год автора Автор неизвестен

Из книги автора

Из книги автора

Статья 187.1. Порядок определения расчетной стоимости табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки 1. Расчетной стоимостью признается произведение максимальной розничной цены, указанной на единице потребительской упаковки (пачке)

Из книги автора

Статья 187.1. Порядок определения расчетной стоимости табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки Комментарий к статье 187.1С 1 июля 2007г. расширен состав предприятий, обязанных соблюдать максимальную розничную цену при продаже

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Статья 91. Курение и распитие спиртных напитков в запрещенных местах, продажа табачных изделий и спиртных напитков несовершеннолетним (1) Курение и распитие спиртных напитков в запрещенных местах, иных, чем указанные в части (3) статьи 203, влекут наложение штрафа в

За демонстрацию табачных изделий или процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах либо публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю или любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла

Запрет на курение в определенных местах - одно из требований Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (далее - РКБТ ВОЗ), принятой 56-й сессией ВОЗ в Женеве 21 мая 2003 года.

Законом N 15-ФЗ введен обширный список мест, где курение запрещено. Так, уже с 1 июня 2013 года нельзя курить не только в школах, вузах, на спортивных и культурных объектах, в больницах, поликлиниках, санаториях, но и на их территориях, а также в самолетах, в городском и пригородном транспорте, внутри и ближе 15 метров от входов на вокзалы, в аэропорты, морские и речные порты, на станции метро, в помещениях социальных служб, в зданиях органов государственной власти и в муниципалитетах, на АЗС, на рабочих местах и в рабочих зонах помещений, в лифтах и подъездах, на детских площадках и пляжах (пп. 1 , 2 , 4 , 7-11 части 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ).

Закон N 15-ФЗ предусматривает также возможность оборудования специальных зон для курения во дворе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, но для этого курильщикам придется собрать подписи всех собственников жилья (п. 2 части 2 ст. 12 Закона N 15-ФЗ).

А с 1 июня 2014 года полностью запрещено курение в поездах дальнего следования, на пассажирских судах дальнего плавания, на платформах электричек, в гостиницах, кафе, барах, ресторанах, ночных клубах, в помещениях рынков и т.д. (пп. 3 , 5 , 6 , 12 части 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ).

Существенно меняются правила розничной продажи табачной продукции. По общему правилу, с 1 июня 2014 года такая продажа будет осуществляться только в магазинах и павильонах. Магазин должен представлять собой здание (или его часть), которое обеспечено специальными помещениями (торговыми, подсобными, административно-бытовыми, для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже). Павильон должен быть строением, имеющим торговый зал и рассчитанным на одно рабочее место или несколько рабочих мест (часть 1 ст. 19 Закона N 15-ФЗ). Соответственно, иные торговые точки, не имеющие торгового зала (например, ларьки, палатки, киоски, прилавочные магазины), где всегда продавалась основная масса сигарет, не смогут больше ими торговать.

Такая продажа должна осуществляться без открытой выкладки (в т.ч. на витрины, пластиковые боксы, установленные рядом с кассой или подвешенных над ней), за исключением случаев демонстрации товара, необходимой для получения покупателем обязательной информации в соответствии с законодательством РФ о защите прав потребителей (части 4 , 5 ст. 19 Закона N 15-ФЗ). В общем случае покупатель может выбирать такой товар только в специальных точках в пределах магазинов и павильонов, а о том, какие сигареты есть в наличии, покупатели смогут узнать только по специальному прейскуранту. Продавец будет обязан предоставить перечень табачной продукции. Установлены требования к его содержанию: все названия должны быть отпечатаны одним шрифтом; необходимо использовать буквы черного цвета; наименования должны перечисляться в алфавитном порядке с указанием цены; не допускается использовать графические изображения и картинки (часть 5 ст. 19 Закона N 15-ФЗ).

Запрещена оптовая и розничная торговля насваем (часть 8 ст. 19 Закона N 15-ФЗ).

Запрещена торговля табачными изделиями дистанционным способом (в т.ч. через Интернет), а также торговля с использованием автоматов (часть 3 ст. 19 Закона N 15-ФЗ).

С 1 июня 2013 года для табачных компаний полностью запрещена любая реклама табачных изделий, спонсорство табака при проведении различных массовых мероприятий, использование табачных брендов при осуществлении благотворительной деятельности (часть 1 ст. 16 Закона N 15-ФЗ). Их товары нельзя будет раздавать бесплатно или продавать со скидкой. Сигаретными брендами нельзя будет маркировать другую продукцию (например, зажигалки и другие курительные принадлежности). Производителям сигарет теперь запрещено проведение массовых мероприятий, направленных на рост потребления сигарет (например, промоакций) (пп. а , б , в , ж части 1 ст. 16 Закона N 15-ФЗ). Из продажи должны исчезнуть товары, даже внешне напоминающие табачные изделия, например, популярные у детей жвачки в виде сигарет (п. г части 1 ст. 16 Закона N 15-ФЗ).

Демонстрировать табачные изделия и курить их нельзя героям фильмов, спектаклей, телепередач и программ, снятых после вступления в силу Закона N 15-ФЗ. Исключение сделано только для случаев, когда режиссер сможет доказать, что такая демонстрация - неотъемлемая часть художественного замысла, а также для социальной рекламы о вреде курения (подп. д п. 1 части 1 ст. 16 , части 2 , 4 ст. 16 Закона N 15-ФЗ). Если же демонстрация сигарет и курения происходит в уже снятых фильмах, телепередачах и программах, их показ должен сопровождаться социальной рекламой о вреде курения, идущей перед началом и во время демонстрации таких произведений (часть 3 ст. 16 Закона N 15-ФЗ). таблицу 1 ).

Как видно из таблицы 1 , непосредственно работодателей касаются нормы ст. 6.25 КоАП РФ. Так, по указанной статье к административной ответственности могут быть привлечены как организация, так и ее должностные лица. На них распространяется принцип презумпции невиновности, согласно которому лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 ст. 1.5 КоАП РФ).

Организация (ее должностное лицо) будет признана виновной (виновным) в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у нее (у него) была возможность для соблюдения норм Закона N 15-ФЗ, за нарушение которых ст. 6.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но ею (им) не были приняты все зависящие от нее (него) меры по их соблюдению (часть 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Срок давности для привлечения к административной ответственности составляет один год со дня совершения административного правонарушения (часть 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Течение этого срока начинается со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). Это следует из норм части 1 ст. 4.8 КоАП РФ, п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". По истечении указанного срока ни работодатель, ни его должностные лица не могут быть привлечены к административной ответственности, административный штраф с них не взыскивается (п. 6 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

По общему правилу административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ (части 1 ст. 32.2 КоАП РФ).

Неуплата административного штрафа по ст. 6.25 КоАП РФ в срок, установленный КоАП РФ, сама по себе также является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа в 2-кратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее 1000 руб., либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов (часть 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Датой совершения административного правонарушения по части 1 ст. 20.25 КоАП РФ является следующий день после истечения установленного частью 1 ст. 32.2 КоАП РФ срока для добровольной уплаты штрафа.

Старший помощник Вяземского

межрайонного прокурора

младший советник юстиции Ю.С.Борисова