Домой / Бизнес планы / Кто такой макеев. Макеев виктор петрович. создатель отечественной школы морского ракетостроения

Кто такой макеев. Макеев виктор петрович. создатель отечественной школы морского ракетостроения

Доктор технических наук (1965), академик АН СССР (1976, член-корреспондент АН СССР 1968), дважды Герой Социалистического Труда (1961, 1974), лауреат Ленинской (1959) и Государственных премий (1968, 1978, 1983). Окончил МАИ (1948), Высшие инженерные курсы при МВТУ им. Н. Э. Баумана (1950).

Биография

С 1939 работал на авиационном заводе в Москве, с 1941 - в эвакуации в Казани - чертёжником, конструктором. Проявил способности умело решать конструкторские задачи в условиях напряжённого серийного производства самолётов «Пе-2». Учился на вечернем отделении КАИ (1942), затем был переведён на дневное отделение МАИ (1944). В 1950 окончил Высшие инженерные курсы при МВТУ им. Н. Э. Баумана. С 1947 (параллельно с учёбой) работал в ОКБ-1 НИИ-88 ведущим конструктором (до 1955). Участник создания (ведущий конструктор) оперативно-тактической ракеты Р-11 и первой морской баллистической ракеты Р-11ФМ. В 1950-1952 годах работал инструктором ЦК ВЛКСМ.

В 1955 по предложению Сергея Королёва назначен главным конструктором СКБ-385. С 1963 - начальник предприятия и главный конструктор, с 1977 - нач. предприятия, генеральный конструктор. Под его руководством КБ стало ведущей научно-конструкторской организацией страны, сформировалась разветвлённая кооперация НИИ, КБ, заводов-изготовителей, испытательных полигонов, решавшая задачи разработки, изготовления и испытания ракетных комплексов для Военно-Морского Флота.

Результат деятельности Виктора Макеева, руководимого им КБ и обширной кооперации предприятий - три поколения морских ракетных комплексов, принятых на вооружение ВМФ страны. В их числе комплексы с ракетами Р-21 - первой ракетой с подводным стартом (1963); Р-27 - первой ракетой с заводской заправкой топливом (1968), ставшей наиболее массовой отечественной БРПЛ; Р-29 - первой морской межконтинентальной ракетой (1974); Р-29Р - первой морской межконтинентальной ракетой с разделяющейся головной частью (1977); Р-39 - первой отечественной твердотопливной БРПЛ межконтинентальной дальности стрельбы с разделяющейся головной частью (1983); Р-29РМ - БРПЛ наивысшего в мире энерго-массового совершенства. В 1962 КБ был сдан на вооружение сухопутный оперативно-тактический комплекс с ракетой Р-17, стартующей с самоходного стартового агрегата, известной под кодовым наименованием НАТО Scud.

Отечественная школа морского ракетостроения, создателем и руководителем которой был В. П. Макеев, достигла мирового приоритета в ряде тактико-технических характеристик и конструктивно-компоновочных решений по ракетам, системам управления, стартовым системам. Основные приоритетные решения: размещение двигателей внутри баков горючего или окислителя, практически полное исключение объёмов ракеты, не используемых под топливо, применение астрорадиокоррекции на боевых ракетах, использование поясной амортизации из эластомерных материалов, заводская заправка ракеты топливом с ампулизацией баков. Под его руководством создана уникальная лабораторно-экспериментальная база, обеспечивающая комплексную наземную отработку ракет.

В. П. Макеев вёл большую преподавательскую работу, руководил аспирантурой. С 1960 по 1981 - профессор, зав. кафедрой ЛА в ЧПИ, к 1981-1985 - зав. кафедрой проблем энергомашиностроения МФТИ. Инициатор сотрудничества с АН СССР отраслей промышленности и высшей школы в области механики конструкций из композиционных материалов. Возглавляемый им Научный совет АН СССР по названной проблеме играл важную роль в координации научных, исследований и проведения расчётно-экспериментальных работ. Выполненные под руководством и при участии В. П. Макеева исследования и разработки по тонкостенным оболочкам из композиционных материалов признаны Президиумом АН СССР одним из важнейших достижений в области механики за 1981-1985 гг.

Под руководством и при непосредственном участии В. П. Макеева велось строительство миасского Машгородка с торговым центром, гостиницей, дворцами культуры и спорта. Значителен его вклад в развитие Миасса. При содействии В. П. Макеева решались вопросы строительства и целевого финансирования важных городских объектов: ТЭЦ, ЛЭП, водохранилища и троллейбусного сообщения, телевизионной вышки, строительство нового железнодорожного вокзала и других объектов.

Виктор Петрович Макеев скончался 25 октября 1985 года, в день своего 61-летия. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награды и звания

  • дважды Герой Социалистического Труда (1961, 1974)
  • лауреат Ленинской премии (1959)
  • трижды лауреат Государственной премии СССР (1968, 1978, 1983)
  • золотая медаль имени С. П. Королёва АН СССР (1973)
  • 5 орденов Ленина (1956, 1961, 1963, 1974, 1984)
  • орден Октябрьской Революции (1971)
  • медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945)

Память

В 1991 имя акад. В. П. Макеева присвоено Государственному ракетному центру. Его именем названы проспект в Миассе, улицы в Коломне и Челябинске, судно Северного флота. Установлены бюсты в Миассе, Коломне, Челябинске, северном морском полигоне ВМФ.

Учреждены стипендии его имени в ЮУрГУ, МАИ, МФТИ, ВМА им. Кузнецова. Федерация космонавтики России учредила медаль им. академика В. П. Макеева.

Кабинет В. П. Макеева в Государственном ракетном центре превращён в музей.

Надгробный памятник (вид 1)
Надгробный памятник (вид 2)
Надгробный памятник (вид 3)
Бюст в Миассе
Мемориальная доска в Северодвинске
Мемориальная доска в Москве
Мемориальная доска в Миассе
Бюст в посёлке Сопка


Макеев Виктор Петрович – главный конструктор СКБ-385 Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике; главный конструктор Конструкторского бюро машиностроения Министерства общего машиностроения СССР (город Миасс Челябинской области).

Родился 25 октября 1924 года в селе Протопопово (ныне – посёлок имени Кирова Коломенского района Московской области) в семье рабочего Коломенского машиностроительного завода. Работал с 1939 года на авиационном заводе № 22 в Москве (с 1941 года – в эвакуации в Казани) чертёжником и конструктором. Проявил способности умело решать конструкторские задачи в условиях напряженного серийного производства самолётов Пе-2.

Учился на вечернем отделении Казанского авиационного института (1942), затем был переведён на дневное отделение Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе (1944), который окончил в 1948 году. В 1950 окончил Высшие инженерные курсы при Московском высшем техническом училище имени Н.Э.Баумана. С 1947 года (параллельно с учёбой) работал в ОКБ-1 НИИ-88 ведущим конструктором. Участник создания оперативно-тактической ракеты Р-11 и первой морской баллистической ракеты Р-11ФМ. В 1950-1952 годах - на аппаратной работе, инструктор отдела рабочей молодёжи ЦК ВЛКСМ. С 1952 года - вновь ведущий конструктор в ОКБ-1.

В 1955 году по предложению С.П.Королёва назначен главным конструктором СКБ-385 (впоследствии - КБ машиностроения). С 1963 года - начальник предприятия и главный конструктор, с 1977 года - начальник КБ машиностроения и генеральный конструктор. Под его руководством КБ машиностроения стало ведущей научно-конструкторской организацией страны, сформировалась разветвлённая кооперация НИИ, КБ, заводов-изготовителей, испытательных полигонов, решавшая задачи разработки, изготовления и испытания ракетных комплексов для Военно-Морского Флота.

Указом Президиума Верховного Совета СССР ("закрытым") от 17 июня 1961 года за выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной техники и обеспечении успешного полета человека в космическое пространство Макееву Виктору Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Результат деятельности В.П.Макеева, руководимого им КБ и обширной кооперации предприятий – три поколения морских ракетных комплексов, принятых на вооружение ВМФ страны. В их числе комплексы с ракетами: Р-21 – первой ракетой с подводным стартом (1963); Р-27 – первой ракетой с заводской заправкой топливом (1968), ставшей наиболее массовой отечественной БРПЛ; Р-29 – первой морской межконтинентальной ракетой (1974); Р-29Р – первой морской межконтинентальной ракетой с разделяющейся головной частью (1977); Р-39 – первой отечественной твердотопливной БРПЛ межконтинентальной дальности стрельбы с разделяющейся головной частью (1983); Р-29РМ – БРПЛ наивысшего в мире энерго-массового совершенства. В 1962 году КБ был сдан на вооружение сухопутный оперативно-тактический комплекс с ракетой Р-17, стартующей с самоходного стартового агрегата, известной под кодовым наименованием НАТО Скад.

Отечественная школа морского ракетостроения, создателем и руководителем которой был В.П.Макеев, достигла мирового приоритета в ряде тактико-технических характеристик и конструктивно-компоновочных решений по ракетам, системам управления, стартовым системам. Основные приоритетные решения: размещение двигателей внутри баков горючего или окислителя, практически полное исключение объёмов ракеты, не используемых под топливо, применение астрорадиокоррекции на боевых ракетах, использование поясной амортизации из эластомерных материалов, заводская заправка ракеты топливом с ампулизацией баков. Под его руководством создана уникальная лабораторно-экспериментальная база, обеспечивающая комплексную наземную отработку ракет.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 октября 1974 года за создание комплекса с ракетой РСМ-40 награждён орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».

Автор 32 основополагающих изобретений, более 200 печатных работ, в том числе монографий. В.П.Макеев вёл большую преподавательскую работу, руководил аспирантурой. С 1960 по 1981 год – профессор, заведующий кафедрой летательных аппаратов в Челябинском политехническом институте, с 1981 года – заведующий кафедрой проблем энергомашиностроения Московского физико-технического института. Инициатор сотрудничества с АН СССР отраслей промышленности и высшей школы в области механики конструкций из композиционных материалов. Возглавляемый им Научный совет АН СССР по названной проблеме играл важную роль в координации научных, исследований и проведения расчётно-экспериментальных работ. Выполненные под руководством и при участии В.П.Макеева исследования и разработки по тонкостенным оболочкам из композиционных материалов признаны Президиумом АН СССР одним из важнейших достижений в области механики за 1981-1985 годы.

Под руководством и при непосредственном участии В.П.Макеева велось строительство миасского Машгородка с торговым центром, гостиницей, дворцами культуры и спорта. Значителен его вклад в развитие Миасса. При содействии В.П.Макеева решались вопросы строительства и целевого финансирования важных городских объектов: ТЭЦ, ЛЭП, водохранилища и троллейбусного сообщения, телевизионной вышки, строительство нового железнодорожного вокзала и других объектов.

Депутат Верховного Совета СССР (с 1966), член ЦК КПСС (с 1976), кандидат в члены ЦК КПСС (1971-1976).

Жил и работал в Москве. Скончался 25 октября 1985 года, в день своего 61-летия. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награждён 5 орденами Ленина (20.04.1956, 17.06.1961, 28.04.1963, 24.10.1974, 24.10.1984), орденом Октябрьской Революции (26.04.1971), медалями, в том числе «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (6.06.1945).

Лауреат Ленинской премии (1959), трёх Государственных премий СССР (1968, 1978, 1983). Награждён золотой медалью АН СССР имени С.П.Королёва АН СССР (1974).

Почётный гражданин города Миасс (1997, посмертно).

В 1991 году КБ машиностроения присвоено имя В.П.Макеева (ныне – АО «Государственный ракетный центр имени академика В.П.Макеева»). Его именем названы проспект в Миассе, улица в Коломне, судно Северного флота. Памятники установлены в Миассе, Коломне, Челябинске, Северодвинске. Мемориальные доски установлены на доме, где он жил в Миассе и в Северодвинске, на зданиях, где работал в Златоусте и в Миассе. Стипендии его имени учреждены во многих высших учебных заведениях страны.

В городе – осень, ах в городе – осень,
Над Лепешковою вновь то ли дождь, то ли снег.
И снова глядят побелевшие сосны,
Как Млечным Путём застывает проспект.
Снова октябрь над Миасской долиною вьётся,
Снежною стаей кружит над Лысой горой,
Белыми-белыми-белыми крыльями бьётся,
Будто зовёт за собою в полёт неземной.



Песню о крыльях, о крыльях опять запоют.
Ну что ж тут поделать – полёт этот был неизбежен,
Встречи-разлуки судьбою нам всем суждены.
Но на земле остаются Любовь и Надежда,
Работа и Память, и Песни, что создали мы.
Пусть в чертежах и стендах музейных
Замерли… замерли старты звёздных ракет,
В разлуку не веря, подросшие ели
Вышли, встречая тебя, на проспект,
А где-то, а где-то холодные белые волны,
Как пальцы по струнам походной гитары, бегут.
А где-то, а где-то ребята в усталых подлодках
О главном конструкторе песню тихонько поют.

Ви́ктор Петро́вич Маке́ев (25 октября - 25 октября ) - создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения Советского Союза и России, генеральный конструктор.

Результат деятельности Виктора Макеева, руководимого им КБ и обширной кооперации предприятий - три поколения морских стратегических ракетных комплексов, принятых на вооружение ВМФ страны. В их числе комплексы с ракетами Р-21 - первой ракетой с подводным стартом (); Р-27 - первой ракетой с заводской заправкой топливом (), ставшей наиболее массовой отечественной БРПЛ ; Р-29 - первой морской межконтинентальной ракетой (); Р-29Р - первой морской межконтинентальной ракетой с разделяющейся головной частью (); Р-39 - первой отечественной твердотопливной БРПЛ межконтинентальной дальности стрельбы с разделяющейся головной частью (); Р-29РМ - БРПЛ наивысшего в мировом ракетостроении энерго-массового совершенства, в дальнейшем получившая развитие в модификациях "Синева" и "Лайнер". В в КБМ был разработан и сдан на вооружение сухопутный оперативно-тактический комплекс с ракетой Р-17 , стартующей с самоходного стартового агрегата, известной под кодовым наименованием НАТО - "Scud" .

Отечественная школа морского ракетостроения, создателем и руководителем которой был В. П. Макеев, достигла мирового приоритета в ряде тактико-технических характеристик и конструктивно-компоновочных решений по ракетам, системам управления, стартовым системам. Основные приоритетные решения: размещение ракетных двигателей внутри баков горючего или окислителя, практически полное исключение объёмов ракеты, не используемых под топливо, применение астрорадиокоррекции на боевых ракетах, использование поясной амортизации из эластомерных материалов, заводская заправка ракеты топливом с ампулизацией баков. Под его руководством создана уникальная лабораторно-экспериментальная база, обеспечивающая комплексную наземную отработку ракет.

В. П. Макеев вёл большую преподавательскую работу, руководил аспирантурой. С по - профессор, зав. кафедрой ЛА в ЧПИ , к 1981- - зав. кафедрой проблем энергомашиностроения . Инициатор сотрудничества Академии Наук СССР и высшей школы с отраслями промышленности в области механики конструкций из композиционных материалов . Возглавляемый им Научный совет Академии Наук СССР по названной проблеме играл важную роль в координации научных, исследований и проведения расчётно-экспериментальных работ. Выполненные под руководством и при участии В. П. Макеева исследования и разработки по тонкостенным оболочкам из композиционных материалов признаны Президиумом Академии Наук СССР одним из важнейших достижений в области механики за 1981-1985 гг.

Под руководством и при непосредственном участии В. П. Макеева велось строительство миасского Машгородка с торговым центром, гостиницей, дворцами культуры и спорта. Значителен его вклад в развитие Миасса . При содействии В. П. Макеева решались вопросы строительства и целевого финансирования важных городских объектов: ТЭЦ , ЛЭП , водохранилища и троллейбусного сообщения, телевизионной вышки, строительство нового железнодорожного вокзала и других объектов.

Виктор Петрович Макеев скончался 25 октября 1985 года, в день своего 61-летия. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище .

Награды и звания

Память

Напишите отзыв о статье "Макеев, Виктор Петрович"

Примечания

Ссылки

Сайт «Герои Страны ».

  • на официальном сайте РАН
  • в энциклопедии «Челябинск»
  • SS-1C SCUD-B fas.org/nuke/guide/russia/theater/r-11.htm
  • www.pravda.ru/society/fashion/models/25-10-2013/1179549-makeev-0/ Ученика Королева в ЦРУ называли Уральским драконом
  • РОСКОСМОС www.tvroscosmos.ru/4895/
  • Фотодокументальная выставка "Дело всей жизни" miass.info/photo/index.php?gallery=3
  • «С.П. Королёв. Энциклопедия жизни и творчества» - под редакцией В.А. Лопота, РКК "Энергия" им. С.П. Королёва, 2014 г. ISBN 978-5-906674-04-3
  • //Черток Борис Евсеевич: "Семейные истории"
  • Сайт о конструкторе морских стратегических ракет В.П.Макееве makeyev.msk.ru/
  • Сайт посвящённый морским стратегическим комплексам В.П.Макеева www.youtube.com/channel/UCfNkieB0MJ8ec2iM8hyB-kw

Отрывок, характеризующий Макеев, Виктор Петрович

Жюли собиралась на другой день уезжать из Москвы и делала прощальный вечер.
– Безухов est ridicule [смешон], но он так добр, так мил. Что за удовольствие быть так caustique [злоязычным]?
– Штраф! – сказал молодой человек в ополченском мундире, которого Жюли называла «mon chevalier» [мой рыцарь] и который с нею вместе ехал в Нижний.
В обществе Жюли, как и во многих обществах Москвы, было положено говорить только по русски, и те, которые ошибались, говоря французские слова, платили штраф в пользу комитета пожертвований.
– Другой штраф за галлицизм, – сказал русский писатель, бывший в гостиной. – «Удовольствие быть не по русски.
– Вы никому не делаете милости, – продолжала Жюли к ополченцу, не обращая внимания на замечание сочинителя. – За caustique виновата, – сказала она, – и плачу, но за удовольствие сказать вам правду я готова еще заплатить; за галлицизмы не отвечаю, – обратилась она к сочинителю: – у меня нет ни денег, ни времени, как у князя Голицына, взять учителя и учиться по русски. А вот и он, – сказала Жюли. – Quand on… [Когда.] Нет, нет, – обратилась она к ополченцу, – не поймаете. Когда говорят про солнце – видят его лучи, – сказала хозяйка, любезно улыбаясь Пьеру. – Мы только говорили о вас, – с свойственной светским женщинам свободой лжи сказала Жюли. – Мы говорили, что ваш полк, верно, будет лучше мамоновского.
– Ах, не говорите мне про мой полк, – отвечал Пьер, целуя руку хозяйке и садясь подле нее. – Он мне так надоел!
– Вы ведь, верно, сами будете командовать им? – сказала Жюли, хитро и насмешливо переглянувшись с ополченцем.
Ополченец в присутствии Пьера был уже не так caustique, и в лице его выразилось недоуменье к тому, что означала улыбка Жюли. Несмотря на свою рассеянность и добродушие, личность Пьера прекращала тотчас же всякие попытки на насмешку в его присутствии.
– Нет, – смеясь, отвечал Пьер, оглядывая свое большое, толстое тело. – В меня слишком легко попасть французам, да и я боюсь, что не влезу на лошадь…
В числе перебираемых лиц для предмета разговора общество Жюли попало на Ростовых.
– Очень, говорят, плохи дела их, – сказала Жюли. – И он так бестолков – сам граф. Разумовские хотели купить его дом и подмосковную, и все это тянется. Он дорожится.
– Нет, кажется, на днях состоится продажа, – сказал кто то. – Хотя теперь и безумно покупать что нибудь в Москве.
– Отчего? – сказала Жюли. – Неужели вы думаете, что есть опасность для Москвы?
– Отчего же вы едете?
– Я? Вот странно. Я еду, потому… ну потому, что все едут, и потом я не Иоанна д"Арк и не амазонка.
– Ну, да, да, дайте мне еще тряпочек.
– Ежели он сумеет повести дела, он может заплатить все долги, – продолжал ополченец про Ростова.
– Добрый старик, но очень pauvre sire [плох]. И зачем они живут тут так долго? Они давно хотели ехать в деревню. Натали, кажется, здорова теперь? – хитро улыбаясь, спросила Жюли у Пьера.
– Они ждут меньшого сына, – сказал Пьер. – Он поступил в казаки Оболенского и поехал в Белую Церковь. Там формируется полк. А теперь они перевели его в мой полк и ждут каждый день. Граф давно хотел ехать, но графиня ни за что не согласна выехать из Москвы, пока не приедет сын.
– Я их третьего дня видела у Архаровых. Натали опять похорошела и повеселела. Она пела один романс. Как все легко проходит у некоторых людей!
– Что проходит? – недовольно спросил Пьер. Жюли улыбнулась.
– Вы знаете, граф, что такие рыцари, как вы, бывают только в романах madame Suza.
– Какой рыцарь? Отчего? – краснея, спросил Пьер.
– Ну, полноте, милый граф, c"est la fable de tout Moscou. Je vous admire, ma parole d"honneur. [это вся Москва знает. Право, я вам удивляюсь.]
– Штраф! Штраф! – сказал ополченец.
– Ну, хорошо. Нельзя говорить, как скучно!
– Qu"est ce qui est la fable de tout Moscou? [Что знает вся Москва?] – вставая, сказал сердито Пьер.
– Полноте, граф. Вы знаете!
– Ничего не знаю, – сказал Пьер.
– Я знаю, что вы дружны были с Натали, и потому… Нет, я всегда дружнее с Верой. Cette chere Vera! [Эта милая Вера!]
– Non, madame, [Нет, сударыня.] – продолжал Пьер недовольным тоном. – Я вовсе не взял на себя роль рыцаря Ростовой, и я уже почти месяц не был у них. Но я не понимаю жестокость…
– Qui s"excuse – s"accuse, [Кто извиняется, тот обвиняет себя.] – улыбаясь и махая корпией, говорила Жюли и, чтобы за ней осталось последнее слово, сейчас же переменила разговор. – Каково, я нынче узнала: бедная Мари Волконская приехала вчера в Москву. Вы слышали, она потеряла отца?
– Неужели! Где она? Я бы очень желал увидать ее, – сказал Пьер.
– Я вчера провела с ней вечер. Она нынче или завтра утром едет в подмосковную с племянником.
– Ну что она, как? – сказал Пьер.
– Ничего, грустна. Но знаете, кто ее спас? Это целый роман. Nicolas Ростов. Ее окружили, хотели убить, ранили ее людей. Он бросился и спас ее…
– Еще роман, – сказал ополченец. – Решительно это общее бегство сделано, чтобы все старые невесты шли замуж. Catiche – одна, княжна Болконская – другая.
– Вы знаете, что я в самом деле думаю, что она un petit peu amoureuse du jeune homme. [немножечко влюблена в молодого человека.]
– Штраф! Штраф! Штраф!
– Но как же это по русски сказать?..

Когда Пьер вернулся домой, ему подали две принесенные в этот день афиши Растопчина.
В первой говорилось о том, что слух, будто графом Растопчиным запрещен выезд из Москвы, – несправедлив и что, напротив, граф Растопчин рад, что из Москвы уезжают барыни и купеческие жены. «Меньше страху, меньше новостей, – говорилось в афише, – но я жизнью отвечаю, что злодей в Москве не будет». Эти слова в первый раз ясно ыоказали Пьеру, что французы будут в Москве. Во второй афише говорилось, что главная квартира наша в Вязьме, что граф Витгснштейн победил французов, но что так как многие жители желают вооружиться, то для них есть приготовленное в арсенале оружие: сабли, пистолеты, ружья, которые жители могут получать по дешевой цене. Тон афиш был уже не такой шутливый, как в прежних чигиринских разговорах. Пьер задумался над этими афишами. Очевидно, та страшная грозовая туча, которую он призывал всеми силами своей души и которая вместе с тем возбуждала в нем невольный ужас, – очевидно, туча эта приближалась.
«Поступить в военную службу и ехать в армию или дожидаться? – в сотый раз задавал себе Пьер этот вопрос. Он взял колоду карт, лежавших у него на столе, и стал делать пасьянс.
– Ежели выйдет этот пасьянс, – говорил он сам себе, смешав колоду, держа ее в руке и глядя вверх, – ежели выйдет, то значит… что значит?.. – Он не успел решить, что значит, как за дверью кабинета послышался голос старшей княжны, спрашивающей, можно ли войти.
– Тогда будет значить, что я должен ехать в армию, – договорил себе Пьер. – Войдите, войдите, – прибавил он, обращаясь к княжие.
(Одна старшая княжна, с длинной талией и окаменелым лидом, продолжала жить в доме Пьера; две меньшие вышли замуж.)
– Простите, mon cousin, что я пришла к вам, – сказала она укоризненно взволнованным голосом. – Ведь надо наконец на что нибудь решиться! Что ж это будет такое? Все выехали из Москвы, и народ бунтует. Что ж мы остаемся?
– Напротив, все, кажется, благополучно, ma cousine, – сказал Пьер с тою привычкой шутливости, которую Пьер, всегда конфузно переносивший свою роль благодетеля перед княжною, усвоил себе в отношении к ней.
– Да, это благополучно… хорошо благополучие! Мне нынче Варвара Ивановна порассказала, как войска наши отличаются. Уж точно можно чести приписать. Да и народ совсем взбунтовался, слушать перестают; девка моя и та грубить стала. Этак скоро и нас бить станут. По улицам ходить нельзя. А главное, нынче завтра французы будут, что ж нам ждать! Я об одном прошу, mon cousin, – сказала княжна, – прикажите свезти меня в Петербург: какая я ни есть, а я под бонапартовской властью жить не могу.
– Да полноте, ma cousine, откуда вы почерпаете ваши сведения? Напротив…
– Я вашему Наполеону не покорюсь. Другие как хотят… Ежели вы не хотите этого сделать…
– Да я сделаю, я сейчас прикажу.
Княжне, видимо, досадно было, что не на кого было сердиться. Она, что то шепча, присела на стул.
– Но вам это неправильно доносят, – сказал Пьер. – В городе все тихо, и опасности никакой нет. Вот я сейчас читал… – Пьер показал княжне афишки. – Граф пишет, что он жизнью отвечает, что неприятель не будет в Москве.
– Ах, этот ваш граф, – с злобой заговорила княжна, – это лицемер, злодей, который сам настроил народ бунтовать. Разве не он писал в этих дурацких афишах, что какой бы там ни был, тащи его за хохол на съезжую (и как глупо)! Кто возьмет, говорит, тому и честь и слава. Вот и долюбезничался. Варвара Ивановна говорила, что чуть не убил народ ее за то, что она по французски заговорила…
– Да ведь это так… Вы всё к сердцу очень принимаете, – сказал Пьер и стал раскладывать пасьянс.
Несмотря на то, что пасьянс сошелся, Пьер не поехал в армию, а остался в опустевшей Москве, все в той же тревоге, нерешимости, в страхе и вместе в радости ожидая чего то ужасного.
На другой день княжна к вечеру уехала, и к Пьеру приехал его главноуправляющий с известием, что требуемых им денег для обмундирования полка нельзя достать, ежели не продать одно имение. Главноуправляющий вообще представлял Пьеру, что все эти затеи полка должны были разорить его. Пьер с трудом скрывал улыбку, слушая слова управляющего.
– Ну, продайте, – говорил он. – Что ж делать, я не могу отказаться теперь!
Чем хуже было положение всяких дел, и в особенности его дел, тем Пьеру было приятнее, тем очевиднее было, что катастрофа, которой он ждал, приближается. Уже никого почти из знакомых Пьера не было в городе. Жюли уехала, княжна Марья уехала. Из близких знакомых одни Ростовы оставались; но к ним Пьер не ездил.
В этот день Пьер, для того чтобы развлечься, поехал в село Воронцово смотреть большой воздушный шар, который строился Леппихом для погибели врага, и пробный шар, который должен был быть пущен завтра. Шар этот был еще не готов; но, как узнал Пьер, он строился по желанию государя. Государь писал графу Растопчину об этом шаре следующее:
«Aussitot que Leppich sera pret, composez lui un equipage pour sa nacelle d"hommes surs et intelligents et depechez un courrier au general Koutousoff pour l"en prevenir. Je l"ai instruit de la chose.
Recommandez, je vous prie, a Leppich d"etre bien attentif sur l"endroit ou il descendra la premiere fois, pour ne pas se tromper et ne pas tomber dans les mains de l"ennemi. Il est indispensable qu"il combine ses mouvements avec le general en chef».

Продолжая разговор о разносторонности человека, есть повод вспомнить академика Виктора Петровича Макеева. Его именем названы улицы в Челябинске в районе Тополиной аллеи, Миассе и Коломне, именные стипендии в ЮУрГу, ЧелГУ, МАИ, МФТИ, ВМА им. Кузнецова. Федерация космонавтики России учредила медаль им. академика В. П. Макеева. Но самое главное – имя академика Макеева носит Государственный ракетный центр (ОАО "ГРЦ Макеева").
Сегодня, 25 октября, - день рождения и день смерти выдающегося ученого, создателя и руководителя отечественной школы морского ракетостроения, генерального конструктора стратегических ракетных комплексов с баллистическими ракетами подводных лодок Военно-Морского флота Виктора Петровича Макеева .


С Челябинском его связывает и преподавательская работа - с 1960 по 1981 год Виктор Петрович - профессор, зав. кафедрой летательных аппаратов в ЧПИ (ЮУрГУ). Это сейчас мы знаем много о Викторе Петровиче. Знаем и открыто можем говорить о ГРЦ, а раньше – все было засекречено, ГРЦ назывался КБМ (Конструкторское Бюро Машиностроения), а уж о том, что там делали и кто это все возглавлял, мало кто знал. В 1955 году, после совместной работы с Сергеем Павловичем Королевым и по его рекомендации, В.П.Макеев назначен главным конструктором СКБ-385 (КБМ, ГРЦ). Результатом более чем 30-летней деятельности В.П. Макеева как генерального конструктора КБ машиностроения, стали три поколения стратегических ракетных комплексов морского базирования. Уральский дракон - это прозвище военные Пентагона дали Виктору Петровичу Макееву. Возглавляемое им КБ в Миассе противостояло американской военно-морской промышленности. И если в начале 60-х годов мы уступали США в дальности, точности и мощности боезаряда, то с начала 70-х мы вырвались вперед и больше не уступали лидерства.

При непосредственном участии Виктора Петровича Макеева в Миассе вырос современный город ракетостроителей - машгородок.

Под руководством и участии В. Макеева велось строительство машгородка с торговым центром, гостиницей «Нептун», дворцами культуры «Прометей» и «Юность» и дворцом спорта «Заря» с бассейном и спортивными залами, кинотеатром «Восток».

Значителен его вклад в развитие города. При его содействии решались вопросы строительства и финансировании важных городских объектов: ТЭЦ, ЛЭП, Иремельского водохранилища промышленных водоводов, проектирование и строительство троллейбусного сообщения "Вокзал-машгородок", телевизионной вышки, ее оснащения аппаратурой цветного телевидения, строительство нового железнодорожного вокзала и других объектов.

Многогранность таланта, неиссякаемое трудолюбие, умение видеть перспективу, простота, общительность, любовь к спорту и бережное отношение к прекрасной уральской природе - таким запомнился Генеральный конструктор Виктор Петрович Макеев.

Это был яркий многогранный человек, обаятельный, красивый, даже артистичный, Личность с большой буквы. Он очень любил природу, хорошую музыку, поэзию. Любил историческую литературу, Карамзина, Пикуля, научную фантастику, наизусть читал Высоцкого, Есенина, Блока, Гёте, Шота Руставели, Омара Хайяма. У него была большая замечательно подобранная библиотека. Обожал Высоцкого, собирал его записи, находил в его лирике что-то личное.

Макеев уделял большое внимание библиотечным фондам, их пополнению. Чтение в КБ с его лёгкой руки было массовым. Книги брали с собой всюду – в походы, командировки, столовые. Он считал, что инженеры, технические работники должны быть культурными, начитанными людьми.

В Челябинской галерее проходила выставка рисунков Нади Рушевой. На предложение о выезде в Миасс последовал решительный отказ. Это исключено. Каждый рисунок вмонтирован между двумя стёклами – малейшая случайность и будет порван. По указанию Макеева были изготовлены специальные ящики с упаковкой, и на 5 дней выставка была привезена в Миасс. Виктор Петрович два часа осматривал выставку. Особенно понравилась ему пушкинская тема. Это он настоял, чтобы в Машгородке вместо тополей были высажены липы. Он любил Тургояк, восхищался им, это было место его отдыха.

При Макееве в Машгородке кипела бурная театральная и музыкальная жизнь. Проходили сольные концерты Бориса Штоколова, Владимира Атлантова, Леонида Сметанникова, Марии Биешу. Приезжал оркестр Евгения Светланова. Из театра «Современник» с авторскими концертами приезжали Олег Табаков, Константин Райкин, Игорь Кваша, Валентин Гафт. Было множество авторских концертов артистов эстрады: Иосифа Кобзона, Льва Лещенко, Сергея Захарова, Софии Ротару, киноактёров: В. Тихонова, Л. Гурченко, В. Ланового, С. Юрского, И. Костолевского, Н. Мордюковой.

«Жизнь, отданная флоту» - так говорят о Макееве моряки. Он любил флот море, часто бывал на кораблях, ходил в плавание, был романтикам моря и очень любил песни о море. Самыми любимыми были «И всё-таки море останется морем» и «Усталая подлодка». Нравилась ему и песня «Белые крылья» в исполнении Ободзинского. Не любил малодушия, лжи, непорядочности.

Хочется вспомнить его слова, актуальные и сейчас: «Руководить – значит предвидеть», «В творческом деле нужны творцы, а не подчинённые», «Нет ничего сложнее, чем работать с людьми».

Жизнь Макеева – образец высокой профессиональной и общечеловеческой культуры, пример для инженеров и руководителей. Его деяния принадлежат истории. «Не важно сколько лет прожить, важно - сколько успеть сделать» - говорил он.

В.П. Макеев - доктор технических наук (1965), академик АН СССР (1976, член-корреспондент АН СССР 1968), дважды Герой Социалистического Труда (1961, 1974), лауреат Ленинской ( 1959 ) и Государственных премий (1968, 1978, 1983), дважды Герой Социалистического Труда, кавалер многих орденов и медалей. За выдающиеся достижения в области создания эффективных образцов новой техники Президиум Академии наук СССР наградил В.П. Макеева Золотой медалью им. С.П. Королева. Награжден орденами: Ленина (1956, 1961, 1963, 1974, 1984), Октябрьской Революции (1971), медалями.

Хотите больше узнать об этом замечательном человеке, приоткрыть особо секретную, долго неизвестную область - историю создания отечественного стратегического оружия Военно-Морского Флота, прочтите книгу В. А. Пяткина «Генеральный конструктор В. П. Макеев». - Челябинск, 2004. Эта книга есть у нас, в Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина (ул. Коммуны. 69).

В городе - осень, ах в городе - осень,
Над Лепешковою вновь то ли дождь, то ли снег.
И снова глядят побелевшие сосны,
Как Млечным Путем застывает проспект.
Снова октябрь над Миасской долиною вьется,
Снежною стаей кружит над Лысой горой,
Белыми-белыми-белыми крыльями бьется,
Будто зовет за собою в полет неземной.

Как пальцы по струнам походной гитары, бегут.
А где-то, а где-то ребята в усталых подлодках
Песню о крыльях, о крыльях опять запоют.
Ну что ж тут поделать - полет этот был неизбежен,
Встречи-разлуки судьбою нам всем суждены.
Но на земле остаются Любовь и Надежда,
Работа и Память, и Песни, что создали мы.
Пусть в чертежах и стендах музейных
Замерли... замерли старты звездных ракет,
В разлуку не веря, подросшие ели
Вышли, встречая тебя, на проспект,
А где-то, а где-то холодные белые волны,
Как пальцы по струнам походной гитары, бегут.Фото с сайта
http://makeyev.ru/

Любовь Ловчикова раскладывает на столе, как пасьянс, многочисленные ответы из разных структур ОАО «РЖД» о судьбе двухкомнатной квартиры, в которой проживает на условиях коммерческого найма вот уже 7 лет. Все официальные инстанции говорят одно и то же: она может выкупить эту квартиру, как ей и обещали при заселении. Но Ловчикова считает, что имеет право получить её в собственность бесплатно.

Она уже 10 лет на пенсии, а до этого работала начальником станции Кенай. В 1971 году 19-летней девчонкой по зову сердца приехала сюда с Украины. «Нас было человек 30 молодых специалистов, – вспоминает моя собеседница. – Мы не имели ни малейшего представления о здешней жизни и взяли с собой прорезиненные валенки. Жили в бараках, свет в 12 часов ночи выключался, отопление печное. Приходилось колоть дрова в любую погоду.

А я топор в руках никогда не держала. Почти все, кто приехал со мной, вернулись обратно, не выдержав трудностей. А я полюбила Дальний Восток. У меня 30 лет стажа и всего одна запись в трудовой книжке – «Комсомольское отделение ДВЖД». Сначала работала стрелочницей на станции Аксака. Потом перевели на строящуюся станцию Кенай. К тому времени у меня появилась семья, дочь. Муж тоже железнодорожник, кочегар. Поменяли только барак, делили квартиру площадью 36 квадратных метров с другой семьёй из четырёх человек».

Так жили многие работники магистрали. Станцию Кенай сдали в эксплуатацию, а дома для железнодорожников так и не построили. Позже соседи переехали в другой барак, а у Ловчиковых родилась вторая дочь. Когда дети вылетели из гнезда, с ними стал жить брат мужа, незрячий инвалид. К тому времени барак был изрядно изношен. И в 2002 году Любовь Владимировну включили в очередь на получение жилья на Комсомольском отделении дороги. А тут началось и строительство дома на проспекте Первостроителей. В нём 16-й и 17-й подъезды предназначались очередникам. Но одни получили квартиры с правом выкупа, а другие, в основном многодетные и пенсионеры, – без. Ловчиковой, хотя она была уже пенсионеркой, выкуп разрешили. Тогда это её устраивало, поскольку открывало возможность получить право собственности на жильё.

В марте 2005 года они отпраздновали новоселье. А в мае была принята Концепция жилищной политики ОАО «РЖД», которая многое изменила.
«В ней не предусматривалось ни выделение бесплатного жилья, ни его выкуп. У компании имеется только специализированный жилой фонд, в который и были включены эти квартиры», – объясняет заместитель начальника Дальневосточной железной дороги по кадрам и социальным вопросам Михаил Федорец.

Поясним, квартиры из этого фонда выделяются работникам РЖД по определённым критериям только на время их работы в компании. «За наём они платят весьма скромную сумму, в среднем около 200 руб. Основное бремя расходов компания берёт на себя, – говорит заместитель начальника службы гражданских сооружений ДВЖД Виктор Макеев. – А для тех, кто не соответствует критериям, вступает в силу положение, предусматривающее начисление платы за наём, полностью покрывающей расходы ОАО «РЖД» на содержание жилого помещения, включая амортизационные и налоговые выплаты».

В итоге Ловчиковой (и другим жильцам) пришёл счёт за коммерческий наём на 5593 руб. за месяц. А у неё пенсия – 11 тыс., у мужа – 10 тыс. руб. и у его брата-инвалида – 9 тыс. руб. Многие отказались вносить плату, увеличившуюся почти в 30 раз. Ведь когда они заселялись, речь шла о совсем иных условиях проживания. К тому же по Гражданскому и Жилищному кодексам условия договора не могут быть изменены в одностороннем порядке. Посыпались письма в ОАО «РЖД», прокуратуру, правительство Хабаровского края, писали даже Президенту РФ с просьбой разобраться в сложившейся ситуации.

К чести Дальневосточной железной дороги, она признала ошибочность включения в специализированный жилой фонд 54 квартир. ОАО «РЖД» приняло во внимание и факт, что людям было обещано право на выкуп жилья, и решило реализовать его в отношении 47 квартир. Причём на льготных условиях (под 2% годовых) с рассрочкой платежа на 15 лет и внесением первоначального взноса в размере не менее 15% стоимости жилья. Остальные семь квартир были переданы в муниципальную собственность. «Жильцы не могли их выкупить, – говорит Михаил Федорец. – Это решение было принято профсоюзом и руководством Комсомольского отделения, они и отбирали людей».

Однако всеобщего ликования по поводу такого, казалось бы, взвешенного разрешения жилищного вопроса не было.
«Стоимость квартир, по которой нам предложено их выкупать, выше рыночной в Комсомольске-на-Амуре», – возмущается электромеханик Павел Ежиков.

«Моя семья уже не имеет возможности выкупить жильё, – говорит Любовь Ловчикова. – Первоначальный взнос составляет примерно 250 тыс. руб., а потом в течение 15 лет я должна ежемесячно выплачивать по 8 тыс. руб. Но наш совокупный доход – немногим больше 30 тыс. руб. Поэтому нашу квартиру необходимо передать в муниципальную собственность. Все мы – свекровь, я с мужем, две дочери – связаны с железной дорогой. Наш общий трудовой стаж – примерно 100 лет».

«Когда мы въезжали сюда, у нас с мужем было двое детей и стабильное финансовое положение. Мы могли начать выкуп квартиры, – доказывает свою правду и Марина Пельменева. – Но в конце 2011 года я родила третьего ребёнка. Доход наш, естественно, упал и складывается сейчас из пособия по уходу за ребёнком и заработной платы мужа, которая составляет примерно 39 тыс. руб. Мы стали многодетными и малоимущими».

Однако доводы Ловчиковой и Пельменевой в ОАО «РЖД» не сочли основанием для передачи их квартир в муниципальную собственность. По закону жанра журналисту следовало бы разразиться гневным пассажем: мол, компания игнорирует социальное положение трудящихся. Но не стоит забывать, что мы живём в рыночной действительности, а у неё свои законы. И многие из жильцов их вполне одобряют, когда они не затрагивают их интересы. Следовало бы помнить и о том, что частный собственник обязан осуществлять лишь предусмотренные законом меры социальной защиты, а также те, которые оговорены его внутренними документами, то есть Концепцией жилищной политики.

А в ней нет ни слова о трудовых династиях. Хотя, может, стоило бы и вписать? В конечном итоге преданность железной дороге её работников – это капитал, который не подвержен инфляции.

Безусловно, компания вправе устанавливать цены за коммерческий наём жилья независимо от того, устраивают они кого-то или нет. В то же время было бы логично, если бы они росли не столь сумасшедшими темпами, опустошая тощие кошельки жильцов. Да, компания не обязана объяснять, на каком основании решила передать в муниципальную собственность пресловутые семь квартир. Она вправе распоряжаться ими по своему усмотрению. Да и делала она это, напомню, совместно с профсоюзами. В муниципальную собственность передали квартиры, жильцы которых ещё в 2002 году были признаны малоимущими. Но сейчас справедливость этого решения уже не столь очевидна. За это время у той же Пельменевой и других людей изменились жизненные обстоятельства, ухудшилось материальное положение. Теперь они вряд ли смогут выкупить свои квартиры.

«РЖД не благотворительная организация, – прямо говорит начальник отдела корпоративной жилищной политики службы управления персоналом ДВЖД Юлия Гашилова. – Но многие люди никак не могут осознать, что компания уже давно не предоставляет жильё бесплатно. Теперь его можно только покупать через программы. Сейчас у нас их две, и обе ипотечные: для молодых семей с кредитной ставкой 1,5% и со ставкой 4,5% для сотрудников, которые признаны нуждающимися в жилье и трудятся по профессии, которая входит в специальный перечень».

Но Ловчикова и Пельменева этими программами воспользоваться не могут. Как же быть? «Если они откажутся выкупать квартиры, выселять их компания не будет», – говорит Михаил Федорец. Хотя, добавлю, и гарантировать никто не может, что это решение со временем не изменится. Куда им тогда идти – на улицу?

Сейчас плата за наём жильцам этих подъездов начисляется по муниципальным расценкам. Это около 200 руб. Однако те, кто в течение года бойкотировал оплату, выросшую почти в 30 раз, продолжают считаться должниками. Служба гражданских сооружений поставила их об этом в известность. У кого должок набежал на 40 тыс. руб., а у кого и больше. Над должниками висит угроза выселения.

И это несмотря на то, что дорога признала ошибочность включения этих квартир в специализированный жилищный фонд.

Из этого вроде бы вытекает, что никаких долгов быть не должно, но они есть!

И это не единственная проблема. Все семь лет люди не имеют постоянной регистрации в доме. В результате они лишены льгот, например, на медицинское обслуживание, оплату коммунальных услуг, что важно для ветеранов и пенсионеров.
«Это дом-парадокс, – говорит Юлия Гашилова. – Строительство его началось во времена МПС, а заселили его, когда было создано ОАО «РЖД».

За это время изменились экономические, социальные условия, жилищная политика компании. Вот почему так непросто распутать весь клубок существующих проблем».

Но, возможно, сделать это было бы проще, если бы за каждым решением видели живых людей? Не чужих, а своих. Ведь и Концепция жилищной политики разрабатывалась ради них.