Домой / Разное / Обучение детей дошкольного возраста. Дошкольная дидактика Я.А. Коменский «Материнская школа». Цель дошкольного обручения: освоение разнообразных знаний. Презентация на тему "обучение детей дошкольного возраста труду" Формы организации обучения

Обучение детей дошкольного возраста. Дошкольная дидактика Я.А. Коменский «Материнская школа». Цель дошкольного обручения: освоение разнообразных знаний. Презентация на тему "обучение детей дошкольного возраста труду" Формы организации обучения

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Обучение детей рассказыванию – как средство развития связной речи Подготовила учитель – логопед: Жмурова Е.А.

Актуальность Проблема обучения детей рассказыванию достаточно актуальна. Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должно быть сформировано умение связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Особый интерес вызывает обучение детей рассказыванию по картине, серии сюжетных картин, так как их подготовка и проведение всегда были и остаются одним из самых трудных как для детей, так и для педагога. В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь

Задачи Совершенствование лексической, грамматической и фонетической стороны речи детей, обогащение словаря; Воспитание умения рассказывать логично, содержательно, интересно и выразительно; Совершенствование монологической речи через различные формы работы; Формирование интеллектуальных, творческих способностей детей (умение составлять творческие рассказы).

Этапы обучения Определение состава картины; Установление взаимосвязей между объектами; Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств; Составление загадок и метафор по картине; Преобразование объектов во времени; Описание местонахождения объектов на картине; Составление рассказов от лица разных объектов; Смысловая характеристика картины; Составление рассказов фантазий; Составление сказок нравственно-этического характера.

Виды рассказывания 1. Рассказывание по игрушкам и предметам. 2. Рассказывание по картине. 3. Рассказывание из личного опыта 4. Творческое рассказывание (рассказывание по предложенным сюжетам)

СЕРИИ КАРТИН, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДЕТСКОМ САДУ: Предметные картины - на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» - автор С. А Веретенникова, художник А. Комаров).

Репродукции картин мастеров искусства: - пейзажные картины: А Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Золотая осень» и др.; Натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П.Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».

ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему; картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного.

Общие требования к организации работы с картиной: 1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада. 2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине. 3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей. 4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной. 5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема. 6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Виды рассказывания по картине 1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий 2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. 3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.

4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. 5. Описание пейзажной картины и натюрморта. Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

Обучение детей рассматриванию картин

Этапы обучения рассказыванию по картине Младший дошкольный возраст Осуществляется подготовительный этап, Цель его - обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию. Проводятся дидактические игры с предметными картинками: малыши должны подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают.

В работе с малышами используются предметные и сюжетные картины, близкие опыту детей, вызывающие эмоциональный отклик: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Корова с теленком», «Наша Таня». Основной вид занятия по картине - беседа. Дети учатся рассказывать с помощью вопросов воспитателя. Воспитатель задает схему, а дети дополняют:«Кошка Мурка лежит на... (коврике), у нее маленькие... (котята)». Используются авторские рассказы по теме, загадки, короткие стихи, потешки.

Описательный рассказ Цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного. Виды описательного рассказа: фиксация изображенных на картине объектов и их смысловых взаимосвязей; описание картины как раскрытие заданной темы; развернутое описание конкретного объекта; словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий (поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.).

Средний дошкольный возраст Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу. Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. Структура занятия: 1. дети молча рассматривают картину, 2. проводится беседа, уточняющая содержание и детали, 3. дается образец (короткий, живой, эмоциональный), 4. дети воспроизводят образец, 5. рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество.

Детей подводят к рассказыванию рассказывание по серии сюжетных картин (не более трех). Рассматривается и описывается каждая картина из серии, затем высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми.

Старший дошкольный возраст: Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины. Задачи обучения усложняются: дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции. Основное требование - большая самостоятельность в рассказах по картинам.

В старшей группе рекомендуются картины: «Шар улетел», «Новенькая», «У пристани», «Лошадь с жеребенком», «Ежи», «Белки» и др. Детей обучают следующим типам высказываний: - описанию и сравнению предметных картин; - описанию сюжетных картин; - повествованию по серии сюжетных картин.

Структура занятия: Используется рассматривание картин, уточнение основных моментов сюжета. Методические приемы: вопросы, речевой образец, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания, план в виде вопросов и указаний. Продолжается обучение построению рассказа по серии сюжетных картин.

Варианты предъявления картин для составления коллективного рассказа по сюжетной серии 1. На доске выставляют набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью. Дети находят ошибку, исправляют ее, придумывают название рассказа и содержание по всем картинкам; 2. Вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую; каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии, отбирают самое удачное; 3. Дети размещают в нужной последовательности неправильно расположенные картинки, затем составляют рассказ по целой серии. 4. Они договариваются между собой, кто в какой последовательности будет рассказывать.

Подготовительная к школе группа Дети самостоятельно составляют описания и повествования по картинам, с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использованием образной речи. Используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В качестве речевого образца часто используется художественное произведение: короткие рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Е.Чарушина, В. Бианки.

Структура занятия Проводится рассказывание по многоэпизодным картинам «Зимние развлечения», «Летом в парке», «Улица города». Рассматривание картин осуществляется по частям, используются творческие задания, детям предлагают самим задавать вопросы; словарь активизируется, обогащается образными выражениями (эпитеты, сравнения, метафоры). Воспитатель может начать рассказ об одном из эпизодов, дети продолжают. Используются указания, кому начинать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет. После таких пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании.

Обучение детей рассказыванию по картине

Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку. В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов: выделение значимых объектов картины; рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта; определение взаимосвязи между отдельными объектами картины; объединение мини-рассказов в единый сюжет.

В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу «Оживи картину». Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине.

Заключение В обучении рассказыванию особое значение имеет обогащение мотивов речевой деятельности детей. Мотивационные установки делают процесс обучения интересным, привлекательным, повышают активность детей и качество их рассказов. В младшей и средней группах это, главным образом, игровые мотивы («Расскажем про зайчика, который хочет поиграть с ребятами»; « Незнайка просит научить рассказывать сказки про»). В старших группах это социальные мотивы («Придумайте сказки для малышей»; «Запишем самые интересные сказки и составим книгу»). Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности.

Используемые источники «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильева; «Программа развития речи дошкольников» О.С.Ушакова; «Технологии развития связной речи дошкольников» Т.А.Сидорчук, Хоменко Н.Н.; «Обучение творческому рассказыванию по картине» Т.А.Сидорчук, А.Б.Кузнецова.


Cлайд 1

Cлайд 2

Основные вехи развития ребенка от трех до семи лет жизни: Складывается новая социальная ситуация развития; Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра; Во время игры дошкольники овладевают другими видами деятельности; Возникают важные новообразования в психической и личностной сферах; Происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка; - Формируется готовность к обучению в школе.

Cлайд 3

Движущие силы развития психики дошкольника: - потребность в общении; - потребность во внешних впечатлениях; - потребность в движениях.

Cлайд 4

1. Меняются взаимоотношения со взрослыми; 2. Становится возможным достаточно систематическое обучение; 3. Отношения со сверстниками; 4. Осознание собственного «Я»; 5. Становление личности ребенка; 6. Ведущим средством общения является язык.

Cлайд 5

Cлайд 6

Сюжетно-ролевая игра как основная деяльность дошкольника Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми и содержанием игры становятся социальные отношения, общественная сущность деятельности взрослого человека.

Cлайд 7

Сенсорное развитие - совершенствование ощущений, восприятия, наглядных представлений. Мышление развивается от наглядно-действенного к образному. Память узнавания и воспроизведения. Растущая произвольность воображения.

Cлайд 8

Cлайд 9

Появление таких новообразований, как трудолюбие, внутренняя позиция, адекватная самооценка, являются важными составляющими школьной готовности. В систему готовности входит и сенсомоторная координация (главным образом зрительно-моторная), помогающая ребенку одновременно слушать, смотреть на образец и рисовать или писать. Важным показателем готовности к школе является и распределение и концентрация внимания, произвольность, в том числе и умение подчинять деятельность определенному образцу или правилу, степень обобщенности и интериоризированности познавательных процессов и ориентировки, т.е. те параметры познавательного развития, о которых говорилось выше.

Презентация для занятия в старшей, подготовительной группе детского сада. Знакомство с наиболее известными и соответствующими возрастной категории музеями Санкт - Петербурга. Цель занятия: приобщение дошкольников к истории и культуре родного города. В конце презентации вопросы для проверки степени усвоения материала.

Конспект занятия рисованием с детьми старшей группы «Натюрморт»
Задачи работы:
1. Развивать у детей способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, композиции)
2. Побуждать детей к самостоятельной передаче образов, используя доступные им средства выразительности (цвет, форма)
3. Продолжать знакомить детей с жанрами живописи.
4. Продолжать развивать фантазию, воображение.
Материалы: мультимедийная презентация, восковые мелки, листы бумаги, фрукты или муляжи фруктов.
Ход занятия:
Педагог вместе с детьми рассматривают принесенные фрукты.
Какой формы, какого цвета, какой на ощупь.
Педагог предлагает детям послушать одну историю, которая произошла с этими фруктами и включает презентацию.
«Жили были четыре друга - Яблоко, Абрикос и две сестрички Сливы. Но однажды между ними произошла ссора из-за того, что каждый решил, что он самый красивый и самый вкусный.
«Я самое красивое» - сказало Яблоко и отошло от друзей. «Нет, я самый красивый» - сказал абрикос и тоже отошел в сторону. «Нет, нет, это мы самые вкусные, самые нарядные и самые сладкие» -закричали Сливы, но их уже никто не слышал, потому что друзья разбежались в разные стороны. Но вот к ним пришел Апельсин и сказал, что каждый из них по-своему красив и вкусен. Апельсин помирил друзей».
Педагог предлагает детям нарисовать фрагмент этой истории (два фрукта вместе, один в стороне, три вместе, и т.д.)
После того как дети закончат рисовать, педагог спрашивает у детей, как называется картина, на которой изображены цветы, фрукты, овощи, посуда.
После ответов детей подводит итог «Да, правильно натюрморт. Сегодня мы все рисовали натюрморт. Посмотрите, какие разные они получились, несмотря на то, что мы изображали одни и те же фрукты. Все зависит от того, как мы будем располагать объекты на листе бумаги. Это называется - композиция»
Педагог предлагает детям, дома придумать свою историю с фруктами и нарисовать фрагмент из нее.

Целевая аудитория: для дошкольников

Презентация к внеклассному мероприятию для класса предшкольной подготовки. Цели мероприятия: развивать знания детей порядкового счета в пределах 10 (прямой и обратный счет). Закреплять и обобщать знание детей о свойствах геометрических фигур. Развивать умение сравнивать цифры. Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику. Воспитывать интерес к математике и желание работать в коллективе.

Целевая аудитория: для дошкольников

В данной презентации предоставлен материал о весенних палах. Рассказывается о вреде поджигаемой травы, о последствия пожаров. Материал предоставлен на понятном, доступном языке для детей дошкольного возраста.

Целевая аудитория: для дошкольников

Мультимедийное дидактическое пособие «МУЗЫКАЛЬНАЯ СТРАНА УГАДАЙКА» представляет собой интерактивную музыкально-дидактическую игру для развития слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Даша путешественница из одноименного мультика приветствует детей и сообщает, что сегодня они отправляются в путешествие по музыкальной стране «Угадайка» с помощью волшебной карты.

Цель игры: активизировать слуховое восприятие детей.

  • развивать способность различать на слух характер музыки, жанры музыки, тембры музыкальных инструментов;
  • формировать способность самостоятельно принимать решение и делать выбор;
  • вызывать интерес к процессу восприятия музыки.

Может использоваться музыкальными руководителями, воспитателями как на музыкальных занятиях, так и во время подгрупповых и индивидуальных занятий, а также родителями.

Целевая аудитория: для дошкольников

Интерактивная раскраска «Найди цифру» предназначена для детей старшего дошкольного возраста и обучающихся 1 класса. Ресурс создан с целью закрепления знаний цифр, развития внимания, памяти и усидчивости. Ресурс можно применить при индивидуальной или фронтальной работе на этапе закрепления знаний на уроках математики, на внеурочных мероприятиях. Состоит из 13 слайдов, переход на следующий слайд осуществляется только при правильном ответе. Работа выполнена в программе Microsoft Office Power Point" 2007.

Целевая аудитория: для дошкольников

Презентация рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Данная презентация используется как дополнительный материал по развитию логических отношений у детей в совместной работе с педагогом или родителями. Целью игры является обучение детей классификации геометрических фигур по двум признакам одновременно (величина, форма), выделение тех фигур, которые соответствуют данным признакам

Слайд 2

Дошкольная дидактика

Я.А. Коменский «Материнская школа». Цель дошкольного обучения: освоение разнообразных знаний об окружающем мире, нравственное развитие и подготовка к школе. Предпочтение – организации чувственного познания. Ф. Фребель разработал систему обучения в д/с вплоть до словесных объяснений воспитательницы, ответных реплик детей, поэтического или песенного сопровождения выполняемых действий.

Слайд 3

В.Ф. Одоевский «Азбука для употребления в детских приютах», «Наука до науки. Книжка дедушки Иринея». Главная задача – научить детей учиться, развить их умственные способности, не стремясь при этом к обилию знаний. Упражнения для развития умений наблюдать, сравнивать, анализировать, называть предметы и определять их назначение.

Слайд 4

К.Д. Ушинский «Родное слово», «Детский мир». Развитие умственных сил и речи ребенка, формирование умения управлять своими психическими процессами и поведением. Н.К. Крупская. Дошк. обучение должно гарантировать ребенку право на образование (познание окружающего мира, расширение кругозора, накопление знаний).

Слайд 5

В 50-х гг. А.П. Усова. Дошк. обуч. – единство образовательной, обучающей и воспитательной работы. К 60-м гг. методика музыкального воспитания (Н.А. Метлов, Н.А. Ветлугина), обучение родному языку (О.И. Соловьева), развития основных движений (А.И. Быкова), изобразительной деятельности (Н.П. Сакулина), формирование элементарных математических представлений (А.М. Леушина).

Слайд 6

На современном этапе появляются психолого-педагогические исследования: возрастных возможностей усвоения знаний (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов); путей реализации развивающей функции дошк. обучения (Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков); использования информационных технологий (С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова, С.А. Козлова, А.Н. Давидчук и др.); общения в процессе решения учебной задачи (Е.В. Субботский, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова).

Слайд 7

Процесс обучения

Специально организованная взаимосвязанная деятельность тех, кто обучает (преподавание), и тех, кого обучают (учение).

Слайд 8

Принципы обучения

Объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, определении форм организации, методов и средств обучения.

Слайд 9

Принцип воспитывающего обучения. Вырабатывается произвольность поведения, психических процессов; овладение навыками общения. Принцип развивающего обучения требует ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ребенка (Л.С. Выготский. ЗБР). Принцип научности. Усвоение ребенком реальных знаний, правильно отражающих действительность.

Слайд 10

Принцип доступности. Правила по Я.А. Коменскому: переходить от изучения того, что близко (история родного края) к тому, что далеко (всеобщая история); переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Принцип обучения на высоком уровне трудности (Л.В. Занков). Обучение сопряжено с приложением серьезных усилий.

Слайд 11

Принцип наглядности. Переоценка наглядности может задержать развитие словесно-логического мышления. Принцип систематичности и последовательности. Логическое построение содержания и процесса обучения. Принцип осознания процесса обучения (И.Я. Лернер). Развитие у ребенка рефлексирующей позиции: как я узнал, что не знаю, как думал раньше, почему ошибался, что хочу знать и т.п.

Слайд 12

Модели обучения

Учебно-дисциплинарная модель – авторитарный стиль. Девиз обучения «Не можешь – научим, не хочешь – заставим». Личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребенка. Цель обучения – развитие интеллектуальных, духовных, физических способностей, интересов, мотивов ребенка.

Слайд 13

Наглядные методы

Наблюдение – это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом. К.Д. Ушинский: «Если учение имеет претензию на развитие ума в детях, оно должно упражнять их способность наблюдения».

Слайд 14

Требования к наблюдению

Объект наблюдения должен быть интересен для детей; Наблюдение в таких условиях, которые позволяют выявить его характерные особенности; Педагог намечает цель наблюдения, определяет круг новых знаний; Полученные знания должны развиваться в деятельности детей (пересказ, рисование, лепка, художественный труд, игра); Наблюдение сопровождать точным словом: называть предметы, их признаки, действия.

Слайд 15

Демонстрация (рассматривание)

Демонстрация картин, репродукций, диафильмов, слайдов, видеофильмов и т.д. дает ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов. Картины, схемы формируют статические наглядные образы. Технические средства обучения используются для создания динамических наглядных образов.

Слайд 16

Практические методы

Упражнение Опыты и экспериментирование. Моделирование.

Слайд 17

Упражнение

Многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. Выявление скрытых признаков с помощью элементарных опытов (превращение воды в пар, снега – в воду, опыты с песком и глиной, с воском). Развивается наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, делать выводы.

Слайд 18

Моделирование

Наглядно-практический метод обучения. Модель – обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и др.). В основе моделирования – принцип замещения: реальный предмет замещается другим предметом, его изображением, условным знаком (Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков). Камешек – конфетка, песок – кашка для куклы, ребенок – папа, шофер и т.д.

Слайд 19

Назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым свойствам, качествам вещей, их связям. Модели обучения звуковому анализу слов (Л.Е. Журова), конструированию (Л.А. Парамонова), для формирования природоведческих знаний (Н.И. Ветрова, Е.Ф. Терентьева), представлений о труде взрослых (В.И. Логинова, Н.М. Крылова) и др.

Слайд 20

Условия использования моделирования

Сформированность у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета.

Слайд 21

Игровые методы и приемы

Вызывают повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Дидактические игры, воображаемая ситуация в развернутом виде.

Слайд 22

Дидактическая игра

1 функция – совершенствование и закрепление знаний. Ребенок трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации. 2 функция – усвоение новых знаний и умений разного содержания. (В игре «Север, юг, восток, запад» дошкольники учатся ориентироваться по компасу, использовать схемы маршрутов.)

Слайд 23

Воображаемая ситуация в развернутом виде

Знания о растениях – игра «Магазин цветов»; Знания о родном городе – игра-путешествие; О декоративно-прикладном искусстве – игра «Выставка», «Магазин сувениров», «Путешествие в прошлое». Загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования (в старших группах), создание игровой ситуации («Покажем мишке наши игрушки»; «Научим Петрушку мыть руки»; «Поможем зайчику разложить картинки»).

Слайд 24

Словесные методы

Позволяют передавать информацию, ставить учебную задачу, указывать пути ее решения: Рассказ педагога Беседа Вводные и обобщающие беседы Чтение художественной литературы

Слайд 25

Рассказ педагога

Знания разного содержания передаются в образной форме: о текущих событиях, о временах года, о писателях, композиторах, художниках, о родном городе и т.д. Интересны рассказы педагога из личного опыта «Моя первая учительница», «Как я училась читать», «Игры моего детства», «Моя любимая игрушка», «Мои друзья» и т.д. Демонстрация наглядного материала (предметы, их изображения).

Слайд 26

Беседа

Применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. Развивает умения слушать друг друга, не перебивать, дополнять, не повторять то, что у же было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения, воспитывает чувства детей, формирует отношение к событиям, о которых идет речь.

Слайд 27

Виды бесед по содержанию

Этическая – воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, суждений, оценок. Темы: «О вежливости», «Как вести себя дома и на улице», «О друге и дружбе», «Моя любимая бабушка» и др. Сопровождение беседы чтением художественного произведения, показом иллюстративного материала, демонстрацией фильма.

Слайд 28

Познавательная беседа определяется программой обучения и связана с содержанием жизни детей, событиями текущей жизни, с окружающей природой и трудом взрослых.

Слайд 29

Беседы по дидактическим целям

Вводная подготавливает детей к предстоящей деятельности, наблюдению. Педагог выявляет опыт детей, актуализирует знания, являющиеся основой для восприятия новых объектов, явлений, вызывает интерес к деятельности. Обобщающая проводится с целью суммирования, уточнения, систематизации знаний. Приемы: рассказ педагога и детей, чтение стихотворений, слушание музыки, комментирование наглядного материала.

Слайд 30

Чтение художественной литературы

Художественная литература – источник знаний об окружающем мире, важнейшее средство воспитания чувств ребенка, развития мышления, воображения, памяти. Требования: соответствие возрасту и уровню развития детей, подготовка восприятия произведения краткой беседой, постановка учебно-воспитательной задачи, после чтения беседа, помогающая осознать содержание произведения. Словесные приемы: вопросы к детям, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

Слайд 31

Типы вопросов (А.И. Сорокина)

Требующие простой констатации известных ребенку фактов (кто?, что?, какой?, где?, когда?). Побуждающие детей к мыслительной деятельности, к формулировке умозаключений, выводов (почему?, зачем?, отчего?, с какой целью?).

Слайд 32

Формы организации обучения

Индивидуальная Групповая (с подгруппой) Фронтальная (со всей группой)

Слайд 33

Индивидуальная форма

Соответствие задач, содержания, методов и средств обучения уровню развития ребенка. Неэкономичность. Большие нервные затраты, эмоциональный дискомфорт ребенка. В психологическом отношении ребенок всегда ближе другому ребенку. От взрослого он «берет информацию», усваивает способы действия, а в сверстника глядит, как в зеркало: каков я?

Слайд 34

Необходимы для часто болеющих детей, имеющих проблемы с поведением (неусидчивый, повышенная возбудимость, импульсивность поведения и др.), с явно выраженными способностями к той или иной деятельности (к рисованию, пению, математике и др.).

Слайд 35

Групповая форма обучения

Основанием для подгруппы является личная симпатия детей, общность их интересов, но не совпадение в уровнях развития. Подгруппы должны сидеть автономно. Тематика занятия общая для всех.

Слайд 36

Фронтальные занятия

  • Слайд 38

    Структура экскурсии

    Подготовительный этап. Намечается тема, содержание, сроки проведения. Формулирует вопросы, подбирает фрагменты из стихотворений, пословицы и поговорки. Приемы и средства: сообщение новых сведений, актуализация опыта детей, использование произведений искусства с целью воздействия на эмоциональную сферу ребенка.

    Слайд 39

    В ходе экскурсии ведущим методом является наблюдение. Вопросы: нацеливающие внимание, требующие констатации фактов (как называется, какие части, какими обладает качествами и т.д.); активизирующие мышление (для установления связей, отношений); стимулирующие деятельность воображения, побуждающие к творческому мышлению, к выводам, суждениям.

    Слайд 40

    Послеэкскурсионная работа направлена на расширение, уточнение, систематизацию знаний. Приемы: оформление материалов, принесенных с экскурсии (шишки, желуди, камни и др.), обращение к худ. произведениям, работа в уголке книги (оформление альбомов «Наш город», «Наш парк», «Кто живет в лесу» и др.), в уголке природы (изготовление макетов, гербариев и др.), организация игр, обобщающие беседы.

    Посмотреть все слайды